История четвертая. Вопросы и ответы

Александр тщетно пытался спрятать уши в высоком воротнике своего пальто. Февральский снег острыми снежинками колол щеки, лез в глаза, путался в волосах.
- С твоей стороны очень некрасиво так поступать, - голос Александра заглушали завывания ветра в верхушках разлапистых сосен. - Это похоже на допрос, ты в курсе?
- Это и есть допрос, - женщина мягко улыбнулась. - Если ты не отвечаешь мне в нормальной обстановке, то, возможно, ответишь здесь...
- Поистине, Жизнь жестока, - вздохнул Александр. - Повторяю: я понятия не имею, где Сергей.
- Полгода от лучшего друга нет вестей, а ты ни сном ни духом? - женщина прищурила необыкновенные, переливающиеся всеми цветами радуги, глаза.
- Такое бывает.
В глухом заснеженном лесу, где при большом желании можно было разглядеть следы зверей, утопая в мягких сугробах, мерз высокий мужчина средних лет. Вокруг него медленно и, казалось, вовсе не касаясь ногами снега, двигалась молодая женщина в легких белых одеждах, трепетавших на ветру. Она совсем не замечала мороза и вьюги, отчего Александр замерзал еще больше.
- Он важен, Саш.
- Ты говорила это сотни раз, но ни разу не сказала, зачем.
- Если ты не скажешь, где он, я оставлю тебя здесь!
Александр рассмеялся и тут же закашлялся, глотнув холодного воздуха.
Она наклонилась, зачерпнула нежными ладошками горсть снега, слепила снежок и бросила в Александра.
- Я не хочу прибегать к крайним мерам.
- Например? - поежился Александр.
- Сам сказал: Жизнь жестока.
- Не знаю, где он. Я не знаю, не знаю!
- Ну ладно, - женщина подошла вплотную к Александру и внимательно заглянула в его темно-серые глаза. - Тогда разыщи его.
- А если не разыщу?
- Тогда станешь обычным человеком.
Александр помолчал с минуту. Он даже понять не мог, каково это - быть обычным. Он всегда видел и делал то, что другие видеть и делать не могут. Стать обычным человеком? Ну уж нет.
- Скажи, зачем он тебе, и я найду его.
- Я чувствую, что он опасен, понимаешь? Слишком необычная способность - умирать и тут же воскресать, перемещаясь по свету и неизменно возвращаясь домой. Но ты присматривал за ним, и я была спокойна. А теперь он пропал. Это меня беспокоит, знаешь ли.
- Найду, - отрывисто сказал Александр. - А теперь верни меня, откуда взяла.

Очутившись на заснеженной московской улице, Александр тут же двинулся в сторону арки, за которой располагался тихий дворик. Александр отметил, что здесь, в городе, гораздо теплее, чем в лесу, но опускать воротник пальто не торопился.
Во дворике лежали горы снега. Казалось, весь убранный с близлежащих улиц снег скидывался сюда. И ни единой протоптанной дорожки!
Александр прикрыл глаза, сосредоточился и замер. Жизнь наградила его даром чувствовать все живое вокруг на расстоянии километра. Сама жизнь может чувствовать на гораздо большие расстояния, но для Александра и этого было вполне достаточно. Здесь он почувствовал лишь пару кошек, спрятавшихся в подвале. Дома пустовали. Оно и не удивительно: жить рядом со Смертью то еще удовольствие. Люди очень чувствительны к подобного рода явлениям - они могут не видеть, но ощущать будут обязательно. Жизни Александр так и не почувствовал. Именно ее он и искал: они всегда доверяли друг другу, но после сегодняшнего "допроса" Александр допустил мысль о недоверии Жизни к нему. Не хотелось узнать, что госпожа в белых одеждах за ним шпионит. Хотя кто знает, каким образом она может оставаться невидимой для Александра...

Буквально на секунду Александру показалось, что в метрах трех от него возникла расплывчатая мужская фигура. Он поморгал, пытаясь сбросить морок, но фигура быстро обретала все более четкие очертания и приближалась к нему. Александр удовлетворенно кинул.
Приблизившись почти вплотную, фигура окончательно утратила расплывчатость и являла собой мужчину с печальными глазами и не менее печальной улыбкой. Александр протянул руку для рукопожатия. Мужчина чуть помедлил и вместо рукопожатия крепко обнял Александра.
- Макс! - засмеялся Александр.
- Рад видеть, Сашка, - пробормотал Максим и добавил настороженно: - Ты один?
- Да. Во всяком случае, я ее не вижу.
Максим огляделся.
- Брось, - махнул рукой Александр. - Она при любых раскладах не сможет увидеть тебя и место, где ты работаешь.
- Ну хорошо, иди за мной след в след.
- Что, шефа нет на месте?
- Угу. Пока шеф я.
Александр видел, как Максим ступает по хорошо утоптанной среди сугробов тропинке. Очень скоро они оказались перед неприметной дверью. Максим не глядя схватился за обледенелую ручку и обернулся к Александру:
- Не видишь?
- Не вижу. - Дверь дрожала и расплывалась, словно зрение его мгновенно ухудшилось.
Максим грустно усмехнулся.
- Добро пожаловать, - он дернул дверную ручку и жестом пригласил Александра внутрь.

Александр не впервые видел этот кабинет с теплым освещением, стены, украшенные картинами, мягкую мебель. Но раньше, несмотря на внешний уют, находится долго он здесь не мог: его мигом захватывало необъяснимое чувство тревоги, уныния и прочего душевного дискомфорта. Однажды Александру удалось задремать в кресле Максима, пока тот варил кофе. Надо ли уточнять, что проснулся он от гнетущего вязкого сна, успевшего привидеться ему буквально за пару минут? Александру думалось, что все это из-за различия их с Максимом поля деятельности.
Теперь же Александр не чувствовал ничего подобного. Ощущения казались настолько нейтральными, насколько это вообще возможно. Он выразительно посмотрел на Максима.
- Да, теперь так, - кивнул тот. - Я был уверен, что ты тоже почувствуешь.
- А со мной здороваться не надо, значит?
Из-за стола напротив рабочего места Максима с неохотой поднимался Сергей. Александр на секунду уловил в его глазах ту самую необыкновенную печаль, которую наблюдал каждый раз в глазах Максима.
- Саня... - Сергей улыбался, медленно обходя свой стол, ведя ладонью по его глянцевой поверхности.
Александр остановился в паре шагов от друга, наблюдая за изменениями в нем. Буквально секунду назад тот выглядел задумчивым и невеселым, но сейчас потухшие глаза его наполнялись блеском и привычными Александру бесовскими искорками.
- Ну, чего застыл?
- Ты другой, - сказал Александр.
- Просто начал многое понимать, - ответил Сергей с ухмылкой. - Друга обними.

Александр последний раз прикасался к Сергею, когда в того стреляли. Тогда это было слишком необычно, чтобы просто забыть: Сергей уже в тот момент не являлся простым человеком. Куда уж там, когда умираешь несколько раз в день! Но то, кем он стал сейчас, не вписывалось в привычную для Александра картину. До сих пор он не встречал никого, равного по мощи своему другу.
Стоп. А это точно его друг?
Александр мягко высвободился из скупых объятий Сергея.
- Дай угадаю, - прищурился Сергей. - Ты думаешь о том, как мог человек измениться за столь короткое время? А, нет! Человек ли это вообще?
Максим заулыбался.
- Что ты просил у Смерти? - напряженно спросил Александр.
Сергей покачал головой, за него ответил Максим:
- Ничего. Он ничего не просил.
- Тебе-то откуда знать? Он работает у Смерти, - кивок в сторону Сергея, - и ничего не просит взамен? Как же.
- Да у нас гости, - раздался негромкий бархатный голос под потолком. - Я люблю гостей.
Александр почувствовал, как за его спиной материализуется нечто давящее, пригибающее к земле морально и физически. Максим смотрел на это "нечто" со странной полуулыбкой, а Сергей будто и не почувствовал ничего - как стоял в расслабленной позе напротив Александра, так и остался стоять.
- Как ты хочешь умереть, мальчик? - услышал у своего уха Александр. - Ты пришел сюда, значит, хочешь заключить сделку.
Нечто, оказавшееся приятным на вид мужчиной (станет ли могущественное существо прикидываться кем-то непривлекательным?), привычно присело на край стола Максима и уставилось на застывшего Александра внимательными черными глазами.
- Ты должен гордиться тем, что заказ на вид смерти принимает сам Смерть, а не его помощники.
- Не торопись, - обратился Сергей к мужчине.
- Я могу его убить просто, без всяких сделок, - Смерть щелкнул пальцами. - Но его госпожа какое-то время спустя может прийти за Максом, а я этого не хочу.
Александр, наконец, вышел из оцепенения и заявил чересчур громко:
- Она может прийти прямо сейчас!
И только потом сообразил, что это не самое лучшее развитие событий. Неизвестно, чем закончится ее встреча со Смертью, с Сергеем, и что потом будет с ним самим.
- Зови, - сказал Сергей и ободряюще посмотрел на друга.
- Она... - начал Александр, но запнулся, глянув на Смерть.
- Она ищет его, - продолжил Смерть. - Ее раздражает, что человек, не подчиняющийся законам жизни и смерти, находится вне поля ее зрения. К тому же, он является другом ее помощника, но помощник ничего не знает. Ничегошеньки! - он рассмеялся. - Признавайтесь, вы что-то задумали, а? Макс, друг мой скрытный, рассказывай.
Задумчивое и слегка печальное лицо Максима исказилось судорогой.
- Ничего, - с трудом выдохнул он.
- Неужели? - Смерть вздохнул, и Максим согнулся, царапая рукой в области солнечного сплетения.
- Прекрати, - спокойно сказал Сергей.
Максим с трудом распрямился, выравнивая дыхание и победно глядя на своего шефа. Смерть отчего-то заговорщически улыбался. Александр не понимал ровным счетом ничего.
- Зови ее, - повторил Сергей.
Александр выскочил на улицу, захлопнув за собой дверь, и спохватился, что теперь сам не найдет путь назад. Не успел он подумать о госпоже в белых одеждах, как она собственной персоной мягко опустилась перед ним на пушистый сугроб. Женщина привычно зачерпнула ладошками снег и укоризненно взглянула на своего помощника.
- Ты меня все-таки обманывал. Я так разочарована, Саш...
- Может, я тебя оберегал, - попробовал неубедительный довод Александр и понял, что именно он и мог бы стать единственно верным. - Там Смерть.
Жизнь хихикнула, сошла с сугроба и вгляделась, как показалось Александру, в пустоту. Нечто расплывчатое перед его глазами не успело приобрести четкие очертания, а перед Жизнью уже стоял Смерть и галантно придерживал дверь.
- Здравствуй, сладкий, - проворковала Жизнь, и Смерть склонился к ее руке с кратким поцелуем.
Жизнь прошла внутрь, увлекая Александра за собой.
- По-моему, совершенно очевидно, что смерти без жизни быть не может, - произнесла она. - Как и наоборот.

- А вот и он, - Жизнь не удостоила внимания Максима, зато с неприкрытым любопытством рассматривала Сергея. - Ничего так, интересный.
- Я вас приветствую, - не растерялся Сергей и указал Жизни на свое рабочее место: - Прошу, присаживайтесь.
Госпожа в белых одеждах величественно прошла к рабочему креслу Сергея. Александр напряженно следил за всеми собравшимися. Ох, и компания подобралась... Он глянул на застывшего Максима: тот с полуулыбкой взирал на происходящее.
- Извольте объяснить, дорогие мальчики, - вкрадчиво начала Жизнь, - что же вы задумали за нашими спинами?
- Зачем тебе Сергей? - резко спросил Александр и сразу осекся под колючим взглядом Жизни. Голову его пронзило тысячью невидимых игл, от дикой боли он еле удержался на ногах. Максим инстинктивно сделал шаг навстречу, но спустя мгновение боль стихла. Максим ошарашенно глянул на Сергея. Смерть тихонько рассмеялся.
Женщина в белом, распахнув глаза, со смесью удивления и обиды смотрела на Сергея. Тот, в свою очередь, жестко глядел на Жизнь.
- Видала, что творит? - довольно спросил Смерть. - Все твои действия пресек на корню!
- Зачем? - с угрозой начал Сергей. - Зачем вы причиняете боль своим ближайшим помощникам? Вы жестоки. Неоправданно жестоки! Если вам нужно что-то от меня, так и задавайте вопросы мне! Делайте больно мне, но не трогайте их!
- Видишь ли, - негромко сказал Смерть, - мы не можем.
Вопросительные взгляды устремились на мужчину в черном, и лишь Жизнь еле заметно кивнула.
- Рассказывай, - велел Сергей. Максим и Александр вопросительно переглянулись. Смерть начал рассказывать:
- Еще тогда, когда ты упал на рельсы, нам с Жизнью стало ясно, что мальчик ты непростой. Мы как раз тогда решили поиграться...
В то время мы особенно активно вели свою деятельность. Я с Максом "продавал" людям желаемую смерть, а Жизнь с Александром спасали народ направо и налево. А в это время нелепо умирал Сереженька. Мы так легко нарушали с Жизнью баланс, что по идее уже десять раз должны были возникнуть катаклизмы. Но ничего подобного не возникало - лишь непонятно умирал и воскресал наш парнишка. И как-то раз за чашечкой кофе, подводя итоги наших игр и пытаясь понять устойчивость баланса, мы с моей бессменной подругой вспомнили, что лет сто назад было что-то подобное. Совсем еще молоденькая девочка совершенно необъяснимым образом начала умирать и воскресать в различных уголках земли. Жаль, она долго не выдержала и повесилась. И как только произошло сие несчастье, случилась война. Как обычно, мы погрузились в воспоминания, и навспоминали огромное количество таких вот девочек и мальчиков. Одни держались достаточно долго, другие не выдерживали и месяца. Были и слабые, и сильные. Но ни один из них не мог нам противостоять так, как ты.
- Саш, - перебила Жизнь, - неужели ты думаешь, что мои допросы относительно твоего друга были просто допросами? Нет, милый мой. Мы поняли, что Сергей хоть и силен сам по себе, но тем не менее без тренировок никуда не годится.
Александр только раскрыл рот, чтобы спросить, но Жизнь остановила его мягким взмахом руки.
- Мы все прекрасно знаем. И мы благодарны за то, что вы сделали с Сергеем.
- Я ничего не делал! - воскликнул Александр.
- Но ты предупредил Макса, что Сергея ищет Жизнь, - с улыбкой напомнил Смерть. - И тогда Макс начал его натаскивать. Максим очень силен, хоть и скромничает.
Смерть подмигнул Максиму, тот ответил уже знакомым победным взглядом.
- Теперь я вижу, - Жизнь потупила взгляд, - что Сергей - прекрасный Баланс.
Воцарилось молчание. Александр сокрушенно молчал, осознавая сказанное. Его использовали! Черт, как обидно. Неужели нельзя было сказать напрямую? Неужели нельзя по-честному? Нет... Конечно, нет. Он сам все прекрасно понимал. Во-первых, Жизнь и Смерть развлекались. Им забавно было наблюдать за тем, как они с Максом укрывали Сергея. А Макс его еще натаскивал! "Натаскивал"... Слово-то какое! Будто Сергей зверь какой. А во-вторых, исключительно угрозой некоего воздействия на Сергея можно было заставить Максима и Александра действовать, исключительно обманом.
Стоп.
Стоп!
Александр внимательно посмотрел на Максима. Слишком многозначительны их переглядки со Смертью, слишком спокоен Макс.
- Ты знал, - тихо произнес Александр, глядя на Максима. - Знал ведь?
Максим кивнул. И в этом движении не было ни капли вины или смущения, или еще чего-то подобного.
- И ты? - теперь Александр смотрел на Сергея.
- А я все думал, почему на тренировках только Макс, - задумчиво ответил Сергей. - Да и к чему были тренировки... Я думал, мне просто нужно защищаться. Это, знаете ли, неприятно, когда тебе врут в лицо.
Сергей посмотрел на Максима, затем перевел взгляд на Смерть, последней удостоилась внимания Жизнь.
- Так было нужно, - спокойно начал Максим. - Не злись.
В комнате что-то неуловимо изменилось. Смерть схватился за виски, Жизнь охнула и вжалась в спинку кресла. Максим с закрытыми глазами привалился в стене.
- Хватит! - хрипло крикнула растерявшая величие женщина в белом. - Больно!
- Серега... - выдохнул Максим. - Прошу.
- Ладно, хватит, - Александр положил руку на плечо друга. - Не надо больше.
Жизнь с чувством вздохнула, утирая рукавом выступившие слезы, Смерть участливо смотрел на Максима, который устало потирал затылок.
- Вы со Смертью не разлей вода, - с задумчивым сожалением протянул Александр.
- Балансу нужен помощник, - с ноткой грусти сказала Жизнь. - Ты мне не доверяешь, я знаю. И ты сможешь его еще многому научить.
Александр с грустной улыбкой покачал головой:
- Ах ты хитрая, мудрая женщина... Останешься одна?
- Ну что ты, милый. Найду себе какую-нибудь красивую девочку. Будем вам козни строить.
И она заливисто рассмеялась, будто и не было ничего минуту назад.
- Почему я перестал умирать? - неожиданно спросил Сергей.
- Раньше у тебя не было достаточной силы, - авторитетно заявил Максим, - и ты сохранял баланс таким вот странным образом - умирая и возвращая себе жизнь. Теперь же у тебя достаточно могущества, чтобы регулировать отношения Жизни и Смерти, не умирая.
- Отношения, - хихикнула Жизнь и мгновенно посерьезнела. - Теперь ты будешь следить, чтобы мы не заигрывались. И когда-нибудь даже станешь навязывать свою игру.
- Но ты знаешь, - сказал Смерть, - нам лучше все же дружить. Все-таки мы одно целое.
- Я понял, - кивнул Сергей, растянув губы в фальшивой улыбке. - Пожалуй, мы оставим вас.
Он неспеша пересек комнату, дернул ручку двери. На миг замешкался. Александр прошел следом, привычно поднимая ворот пальто, и проскользнул в открытую дверь.
- Спасибо, Макс, - быстро сказал Сергей и вышел вон.
Максим уселся за свое рабочее место.
Жизнь озорно подмигнула Смерти.
- Да, неплохо вышло, - улыбнулся он в ответ.


Рецензии