Жемч. Ож. Глава 19 Б. Н. Петров Ч. 6-25-3 Библия

ФРАГМЕНТ  ИЗ ПЕРВОГО  РИСУНКА – ВТОРОЙ  РЕГИСТР

ЖЕМЧУЖНОЕ  ОЖЕРЕЛЬЕ
ГЛАВА 19  БОРИС  НИКОЛАЕВИЧ  ПЕТРОВ
ЧАСТЬ  6-25-3  БИБЛИЯ

Второй регистр на первом рисунке — большой прямоугольник, разделенный на несколько рядов картин, иллюстрирующих ветхозаветную и новозаветную историю — от сотворения земли и воды до изображения Вседержителя на престоле славы после Страшного суда.

На границах картин помещено сокращенное обозначение относящихся к ним глав Первой книги Моисея.

В третьем регистре Коненков поместил модель Солнечной системы. Несмотря на определенный схематизм, художнику удалось передать ощущение пространства и грандиозности метафизического видения.

С  вырезкой фрагментов возникли определённые трудности.
В правилах портала ПРОЗА.РУ есть ограничения по размерам публикуемых рисунков.  Поэтому желаемое увеличение фрагментов ограничено.
Сюда же нужно добавить то, что в области доведения рисунков до желаемой кондиции – мне не всегда удаётся. Я не маститый фотомастер, а – любитель.
Видимо, придётся ограничиваться существующими условиями и включать свою зрительную и умственную фантазию, рассматривая графические рисунки
 С. Т. Конёнкова…

Продолжение текста автора…

Если провести вертикаль через центр листа, то в верхней части оси окажется изображение Бога-Отца и надпись «Алцион»; ниже — фигура Самсона, разрушающего стены храма, заточившего его,(Мне кажется, что фигуру Самсона и через лупу не очень-то рассмотришь), далее - ось пройдет через сферу с изображением Христа-Вседержителя, детскую фигуру, символизирующую «Вечный мир», и в самом низу — через шар Солнца. Что и создает впечатление о сознательно выделенной самим художником связи этих сюжетов.

В рамках символической системы Коненкова неоднократно подчеркивалось отождествление: Христос есть Солнце, а Творец — звезда Алцион из созвездия Плеяд.

В хранящейся в музее скульптора его рукописной книге — собрании его сокровенных мыслей и любимых цитат, Коненков, отмечает, что Солнце является неподвижным центром с планетами, обращающимися вокруг него, и «находится также в движении, ведет за собой свиту комет, планет, своих и иных (sateliti) спутников, до какого-то иного и большего центра».

Далее он приводит гипотезу астронома Дж.Мздлера о том, что Солнечная система движется к центру Вселенной, которым, по мнению Дж.Мэдлера, может быть звезда Алцион.

Коненков интерпретирует это следующим образом: звезда Алцион является тем «северным троном», в котором находится центр тяжести Вселенной, притягивающий все галактики и, соответственно, Солнечную систему. Этот центр является для него тем местом, откуда «Всемогущий Бог управляет Вселенной».
В таком контексте становится понятным, почему сцены священной истории расположены в центре композиции, между фигурой Творца и изображением Солнечной системы.

Тем самым автор хотел подчеркнуть, что развитие ветхозаветных и евангельских событий подчиняется общему божественному закону. И так как реальные исторические события зависят от божественного закона и положения звезд они, по мысли Коненкова, становятся доступными для понимания и даже предвидения.
Для них существует трансцендентальная модель — тексты Ветхого и Нового Завета. А все события, свершающиеся на Земле, являются отражением всеобщего космического движения. Из чего следует, что даже периоды войн и иных общественных потрясений — закономерный этап движения Земли к Божественному центру.

Кстати, идея «христианизации космоса» имеет давнюю традицию.

Еще в 1627 году Юлий Шиллер предпринял попытку заменить языческие названия созвездий христианскими, пытаясь доказать, что «языческие созвездия» находятся в противоречии с христианским чувством и даже просто здравым смыслом.
Солнцу он дал имя Христа, Луне — Девы Марии, Сатурн назвал Адамом, Юпитер — Моисеем, Марс — Иисусом Навином, Венеру — Иоанном Крестителем, Меркурий — Илией.
И дал пояснение: «Иисус Христос есть истинное Солнце, истинный Царь небесный и свет мира».
Приведенная цитата взята из книги К.Фламмариона «Живописная астрономия», которая находилась в личной библиотеке Коненкова. Именно в этом месте на полях он оставил пометы: «Христианские созвездия», «Солнце — Христос». И чуть ниже — «Бог есть бесконечность», повторяя тем самым знаменитое определение Ф.М.Достоевского: «Реальный (созданный) мир конечен, невещественный же мир бесконечен. Если б сошлись параллельные линии, кончился бы закон мира сего. Но в бесконечности они сходятся, и бесконечность есть несомненно. Ибо если б не было бесконечности, не было бы и конечности, немыслима бы она была. А если есть бесконечность, то есть и Бог и мир другой, на иных законах, чем реальный (созданный) мир».
-----------------------------------------------               
Медленно продвигаюсь в прочтении выше изложенного в тексте. И в который раз заново открываю для себя не только образ самого С. Т. Конёнкова, но и  гениальное умозрение его.

Как засасывает нас быт наш, что не позволяем мы себе в любом возрасте – продолжать развиваться умственно, задумываться над многими непонятными для замусоренного сознания явлениями и философствовать хотя бы наедине с собой, если нет рядом достойного собеседника…

                ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ



Рецензии