О сознании и бессознательном

О СОЗНАНИИ

Сознание является важнейшей категорией философии и психологии, обозначающей человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материального и идеального. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в средние века – в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог), в немецкой классической философии – во взглядах Г. Гегеля. В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие.

Решение проблемы сознания предполагает выяснение предпосылок его возникновения. Их можно усматривать в свойстве отражения, лежащего в фундаменте материи. Непосредственной основой сознания является деятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе деятельности, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика. Сознание прежде всего есть знание, которое составляет его сердцевину. Поэтому правомерно определение сознания как субъективного образа объективного мира. Плюс ко всему это есть способность человека, обладающего знанием, выделять себя из окружающего мира и противопоставлять себя ему как субъекта объекту.

Сознание также представляет собой целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное построение образа самой деятельности и получаемого в ходе нее определенного результата. Содержание сознания реализуется через деятельность человека. Поэтому оно выступает в виде замысла и идеи. Идея – это не только знание, но и планирование того, что должно быть, это есть понятие, ориентированное на практическую реализацию. Практическая реализация замысла, идеи, цели, понятия предполагает наличие потребностей, а также воли. Потребности и воля – важнейшие компоненты сознания. Взаимодействие с миром порождает у человека как носителя сознания и определенное к нему отношение. Это выражается не только в мысленных оценках, но и в эмоциях и чувствах. Большую роль также играет память. Она позволяет сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим.

Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам субъект, носитель сознания, постольку существенным моментом сознания выступает самосознание. Самосознание – это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Развитой формой самосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой через систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. Существует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственного бытия, его нравственной насыщенности. Самосознание способствует развитию субъекта, его рационально-нравственному совершенствованию. Сознание внутренне связано с бессознательным.

О БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ

Бессознательное – категория философии и психологии, получившая весьма противоречивое толкование. Существует также точка зрения, оспаривающая реальность бессознательного. Бессознательное часто называют неосознанным, подсознательным, досознательным. 

Предысторией бессознательного можно считать учение Платона об анамнесисе – припоминании душой созерцавшихся ею до вселения в тело всеобщих истин. В философии Нового времени Р. Декартом была основана традиция, которая связывала сферу духовного, психического исключительно с сознанием. Позднее Г. Лейбниц выдвинул положение о “малых перцепциях” – досознательных психических актах, которые он отличал от сознательной апперцепции. Важной вехой в развитии идеи бессознательного была натурфилософия Ф. Шеллинга. В ней бессознательное трактовалось гилозоистически, т.е. как присущий природе “дремлющий дух”, просыпающийся полностью лишь в человечестве. Высшую форму духовности он видел в искусстве, где происходит наиболее адекватное слияние с бессознательным “поэзией природы”.

Линию на субстанциализацию и иррационализацию бессознательного, идущую от Ф. Шеллинга, активно продолжили А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. фон Гартман. В то же время (XIX в.) возникают и другие подходы к бессознательному. Так, В. Вундт считает, что это досознательное психическое, которое потенциально способно войти в сферу сознания, ибо отличается от него лишь количественно. А Г. Гельмгольц выдвинул концепцию “бессознательных умозаключений”, под которыми подразумевался скрытый от сознания синтез ощущений.

Еще одно направление в осмыслении бессознательного было связано с изучением психопатологических и гипнотических явлений. В основе их, считали представители данного направления (Ж. М. Шарко, П. Жане и др.), лежат динамические процессы чисто психологического характера, которые протекают вне сознания, не контролируются им и которые отличны от феноменов сознания. Специфика данного подхода к бессознательному заключается также в смещении его проблематики в мотивационную сферу, в поиск бессознательных детерминант поведения.

Создателем наиболее распространенной и влиятельной концепции бессознательного в XX в. был З. Фрейд. Он различал собственно бессознательное – то, что вообще никогда не осознается в оригинальном виде (сексуальные и агрессивные влечения, вытесненные из сознания мысли, впечатления, импульсы), а также предсознательное – то, что может осознаваться при определенных условиях (нормы морали, ценности, компоненты рационально-волевой сферы). Осознаваться может только то, что совместимо с социокультурной конституцией личности. Сознание же связано с восприятием внешнего мира и управлением моторными актами. К области бессознательного З. Фрейд относил также так называемое “архаическое наследство” человечества – коллективную копилку представлений, типических реакций и механизмов психики. Идея коллективного бессознательного также широко использовалась К. Юнгом.

И еще. Если исходить из приоритета сознательного, то бессознательное не отгорожено непроходимой стеной от сознания. Его можно рассматривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее находилось в сфере сознания, переходит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, существующее в глубинах психики человека, способно вновь превращаться (возвращаться) в формы сознания.   


Рецензии
Увы,все эти процессы перманентных взаимо-"переходов"и взаимо- "эманаций"возможны при условии наличия основополагающего обстоятельства:всё это возможно только на сугубо временнОм отрезке"от Альфа до Омега"-не включая последнего пункта...
Чем дальше миг прощания,
Тем горестней он видится:
Нам в жизни-не увидеться,
И после-тщетны чаянья...->
Со смертью-прекращается
Всё и-навеки(видимо?!?)...
Чем дальше миг прощания,
Тем горестней он видится...>
И мудрецов вещания-
Что поклоненье идолам...
Нет Вечности...(обидно нам?!?)...
И всё сильней отчаянье,
Чем дальше миг прощания...>
(C)Copyright Ларин Георгий Георгиевич. Ничего и никогда. Рондель.2021

Георгий Георгиевич Ларин   16.02.2022 23:42     Заявить о нарушении