Карнавал масляница

 Исторически – это проводы зимы перед Великим Постом.
Давняя традиция известная с бронзового века в Европе 2500-500 г. до н.э., когда  Мардук, позднее Дионис – проходят праздничным шествием на колеснице – корабле в окружении  своих приближённых – название колесницы – carrus-navalis –колесница – корабль  и  дало впоследствии название мистерии -  CARNEVALE – в итальянской традиции -  carne»мясо», vale «прощай» - « прощай мясо». По сказаниям церковных историков народ в эти дни безумствовал, все надевали личины-маски, мужчины переодевались в женщин, и – наоборот, повторяя древний, языческий разгул сатурналий и жизни золотого века.  Путешественник 1698 года на Русь, писал: « Масляница потому так названа, что русским в течение этой недели позволялось вкушать коровье масло; ибо они во время поста, вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. Масляница начинается за 8 дней до Великого поста.  В  то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христа, в то время сии заблудшие люди предают душу дьяволу.  Во всю масляницу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так, что ужасно слышать о том всякому христианину. Масляница русская напоминает мне Итальянский карнавал, который в тоже время и таким же образом отправляется». Иностранец не описал всю глубину этих народных масличных забав, с блинами и пирожками, катаньем на салазках и санях, лубках и лыжах. Блины, этот солярный народный, древний хлеб – пекут хозяйки всю неделя, угощая всех и везде. Первый блин, который был не всегда- комом, клали на слуховое окно избы, посвящая памяти о душах родителей. Что вполне соответствует и древней ветхозаветной традиции – Царь Давид раздавал по случаю празднества перенесения Кивота Завета – по млину «блину» сковрадному. Царств. II кн. VI. 19.
В Москве до конца XVII века на Масляницу производились катания на Москва реке и на Неглинной от Воскресенских (Иверская часовня) до Троицких ворот, где ныне разбит Александровский сад.
 Венецианец Амброджо Контарини, уже в 1473 году, «видел на Москва реке конныя ристания и всякие увеселения».  При Петре Великом масляничные потехи были близ Красных ворот, где Пётр I  сам в понедельник на Маслянице открывал торжество, качаясь с офицерами на качелях. Но самым незабывающимся зрелищем Масляницы был Торжественный маскарад 1722 года по заключению Петром Великим – Нейштатского мира. На четвёртый день сырной недели, по сигналу ракеты, сухопутный флот в обличьи разнообразных морских судов эпохи князя Олега, и сотни саней запряженных разными животными, двинулся от села Всесвятского к Тверским Триумфальным воротам. На первых санях с пятью лошадями гуськом, весь в бубенцах и лентах -  ехал арлекин. За ним, князь-папа Зотов в красной мантии с горностаями, в его ногах восседал на бочке Вакх;  за ними их свита и, наконец – шут в санках, запряженных четырьмя свинками… За этим шутовским поездом шёл флот с Нептуном во главе,  в лодке тягаемой двумя живыми медведями, восседал в короне князь-цезарь Ромодановский. Наконец, везомый шестнадцатью лошадьми, на 88 пушечном корабле натурального обличья корабля Фридмакера, спущенного на воду в марте 1721 в С-Петербурге, «плыл» сам государь Пётр I в одеждах флотского капитана в окружении своих флотских генералов и офицеров. За Главным, шла гондола Императрицы одетой Остзейской крестьянкой и её свита в арабских одеждах. Последними в шествии были настоящие члены маскарада – Неугомонная Обитель: в масках героев Эзоповых басен – волков, журавлей, драконов. Это шествие двигалось к Кремлю весь день, и пришло к вечеру, при пушечных выстрелах, фейерверках и цимбалах…   Тешились и потом цари, не чета нынешним: при Анне Иоанновне  давались балы и пляски придворным гвардейским унтер офицерам и их жёнам, а так же народные гуляния и забывы; при Императрице Елисавете Петровне тешились катаниями на лыжах и санях в села Покровском; Екатерина II после своей коронации в Москве, дала по масляной, блистательный уличный карнавал под названием Торжество Минервы сочинения актёра Волкова… Русская Масляница завершается Прощёным воскресением, когда уже бывают неуместны все веселья и забавы, а у некоторых старинных людей даже был обычай посещения могил их предков и родственников и прощаться с ними или, скорее думать о том, что у Бога несть мертвых во Царствии Его…


Рецензии