Крымский клад

     В Крыму, в городе Феодосии, был найден большой и уникальный клад серебряных монет времён Золотой Орды. Этот клад был длительного накопления, что встречается крайне редко. Он находился в двух кувшинах: в большом кувшине стоял другой кувшин, поменьше. Оба кувшина до верху были заполнены серебряными монетами. Как оказалось, этот клад собирали четыре поколения...               

    На большом сосуде была надпись: «Земля сохранила основу для прадеда моего, который служил Токтамышу хану, и дед дал сыну своему Яхья  ибн Масур ибн Юсуф Тарахги и сын деда моего служил Тимур – Кутлугу, султану великому и умножил и утроил многое из того что умножил и дал сыну своему и отцу моему Иблану ибн Яхья ибн Мансуру ибн Юсуф Тарахги, который был верен господину своему великому Менгли – Гирею ибн Хаджи – Гирей ибн Гияс – ад - дин  из славного колена Джучиева, и наградил и дал мне, который служил султану великому, хану справедливому, ныне покойному Селямит – Гирею».               

     В этой надписи вся двухсотлетняя история клада. Прадед автора этой надписи, который служил у золотоордынского хана Тохтамыша (1380 – 1406), составил первое сравнительно небольшое сбережение и зарыл его в землю. Этот клад состоял из серебряных монет до половины заполнявших небольшой сосуд.

     Затем его сын Яхья выкопал это родительское сокровище и дополнил его положив свои деньги завёрнутые в ткань сверху отцовских. Этот второй вкладчик служил у другого золотоордынского хана Тимур Кутлуга (1307 - 1399).               

     Клад хранившийся пока в одном сосуде перешел к сыну Яхьи - Иблану. Иблан был отцом автора надписи и служил хану Менгли - Гирею который правил в Крыму в 16 веке.               

     Иблан поставил первый сосуд с вкладами отца и деда в большой сосуд и между стенками этих сосудов стал засыпать монеты своего вклада третьего по счёту, а меньший сосуд замазал глиной.               

     Четвёртый представитель семейства Тарахги засыпал свои  монеты в большой кувшин, которые полностью покрыли малый сосуд, сделал надпись и закопал клад.               

      Судя по надписи, это был одинокий, больной старик, который подводя итог своей жизни не видит ничего, кроме этого горшка, в котором лежат сокровища его самого его и предков: «Нет со мной детей моих, жен и детей родичей, нет силы сынов моих, детей юности, они убиты, и я одинок. Я дряхл и бессилен, как ребёнок, покинувший чрево матери. О печаль и тоска, слёзы и рыдания над прахом молодых".

     Последний владелец клада был видной фигурой при дворе хана Селямет - Гирея. Он себе он пишет, что "его руками повелитель умел начисто вычистить нечистоты во владениях своих". Понятно, какая была служба у него.               

     Селямит - Гирей не остался в долгу перед ним: в кладе лежал серебряный пояс с надписью "Султан справедливый Селямит - Гирей". Здесь же были пряжка с надписью "Тохтамыш", чаши, кресты и многочисленные украшения из серебра. В кладе были даже кости отрубленного пальца с очень дорогим перстнем.

               
     Заканчивая повествование, одинокий старик жалуется: «Безнадежно я ищу лекарства мои, и ныне без колебания я в месяце Раби аль – Аваль 1019 года (то есть ноябрь - декабрь 1609 года) отдаю эту последнюю горсть богатств моих людям для молитв и написания книг, чтобы они тратили его лишь на обучение незнающих и просвещение непросвященных».               

     Предсмертный добродетельный замысел старика, так и остался замыслом… Лишь четыре столетия спустя, сокровища, накопленные четырьмя поколениями, попали к людям...               

                PS               

        Клад, найденный в Крыму, относится к редчайшим.


Рецензии
Если я правильно понял, с 1380, по 1399 годы в Золотой орде было два хана?

Михаил Сидорович   16.09.2020 17:51     Заявить о нарушении
С 1360 по 1380 год в Золотой Орде сменилось 14 ханов. С 1380 года ханом был Тохта Мусю, которого трижды разбивал Тимур (1389, 1391, 1395). Затем в Орде хозяйничал темник Эдигей. Но это всё здесь не к месту. У меня есть статья "Золотая Орда" там есть кое какая информация.

Николай Павлов Юрьевский   16.09.2020 20:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.