Аудумбла мать Сущего

МИФ.

В мифологии скандинавских народов и современной северной традиции
корова Аудумла (или Аудумбла, от древнескандинавского «Audhumbla» -  безрогая корова) – загадочное хтоническое животное. Одно из первых живых существ, появившихся во вселенной (наряду с великаном Имиром). И персонаж известнейшей космогонической драмы разыгравшейся на просторах Бездны ещё до момента упорядочивания этого Мира. В принципе, с её появлением, это упорядочивание  (фрагментация Хаоса)  и началось.
Аудумла выходит из первозданного тумана, или (что ближе по источнику) появляется из оттаявшей воды в тот момент когда «растаял иней». Когда реки льда, изливающиеся в Гинунгагап из Нифельхейма, оттаивают под воздействием жара и искр Муспельхейма.
Из оседающего ядовитого тумана рождается великан Имир.
Мы, к сожалению, не знаем, как связаны между собой эти два хтонических существа. Имир в источниках встречается достаточно часто, когда как Аудумле посвящен лишь малый диалог из «Младшей Эдды» (Песнь «Видение Гюльви»), и то он касается бытия Первого Великана и появление предка Одина (а значит и человека). А она тут упоминается небольшим абзацем.
Но не думаю, что роль её в Миротворчестве незначительна. И древние германцы вряд ли эту роль игнорировали. Хотя и концентрировали свой эпос больше на тех персонажах, кто имеет более сильное влияние на бытие самого человека, человеческого рода.
Эдды словами Одина говорят, что из вымени коровы текли четыре молочные реки. Это молоко соединялось с Водами Эливагара и делало его испарения не такими ядовитыми. Что, видимо, позволило появиться из этого тумана такому существу как Имир.
Аудумла начинает кормить Имира своим молоком. Пополняя силы тем, что вылизывала солевые камни. Интересен момент, когда из соли, которую она лизала, появляется ещё одно существо – великан  Бури. Тот кого, те же Эдды, осторожно называют, не великаном или богом, а «первым человеком». Видимо (если это конечно не инсинуации переписчиков и переводчиков Эдд), чтобы подчеркнуть разницу  в происхождении поколений этих Высших Существ. И противопоставить их, «узаконив» корни вражды асов и ётунов.
 Драма и состоит в том, что потомки великана Бури, его внуки – триада Вотан, Вили и Ве, убивают потом Имира. И их личные цели не важны, это уставшая от пасынка Аудумла запустила процесс, в который будет затянуто всё Мироздание.
И тут возникает вопрос, на который, к сожалению, древнегерманские источники нам дать не могут... Кто есть такая Аудумбла в масштабах Вселенной и как она связана с Имиром?
Можно построить лишь предположения, которые с Эддами никак не будут связаны, но будут намекать на околоподобные сюжеты в иных традициях. И имеем мы две версии, два мнения. Можно относиться к ним как к домыслам, а можно и призадуматься.

1). Аудумбла первое существо. Мать всего Сущего, и самого Имира в том числе. Имя великана, кстати сказать, и переводится как «Сущий». Она Мать Имира, поэтому и вскармливала его своим молоком, ни в коме случае, ни как «найденыша»  (к чему, кстати, аппелирует тот самый единственный отрывок из «Видения Гюльви»). Во многих языческих традициях Материя (в том числе и как женская ипостась мира) появляется первой (а то и существует вечно), порождая себе Сына (потенциальный Порядок, мужская, духовная ипостась мира). В некоторых системах Сын становится для своей Матери  Мужем. В скандинавском эпосе, правда, до этого не дошло...
2). Аудумбла, как и Имир появились почти одновременно и отдельно друг от друга. Имир в центре Бездны Гинунгагап как результат сгущающегося  ядовитого тумана. Аудумла выходит из растопившейся уже ледяной реки, где-то ближе к Муспельхейму. И видимо этот факт разнит их природу. А Имир в этом «тандеме» выступает как пастух, когда то корову эту поймавший.

Как бы там ни было Аудумбла кормила его своим молоком до его кончины. До того момента когда Братья Вотан, Вили и Ве убили его, и расчленив упорядочили Мироздание. Дальнейшая судьба Матери Сущего, мутна и непонятна. Вроде бы Эдды всё разъясняют, когда описывают мир после потопа, вызванном пролитой Имиром кровью. В его крови погибло всё, на тот момент, будучи живым. Его потомство, старый мир и т.д.
В целом Эдды прямым текстом и говорят, что выжили только три брата - убийцы и творцы. Ну и ещё Бергельмир – прародитель нового племени инистых великанов, будущих антогонистов асов. Более не выжил никто. Значит, корова Аудумбла также погибла, захлебнувшись в крови первого Великана.
Но есть один момент, который позволяет в этом сомневаться и некоторым последователям Асатру  предполагать, что корова наша жива и ныне, и пасется ни где-нибудь, а на лугах Асгарда. Это упоминание таких существ как Ваны. Они названы более древним родом, чем асы. С неким намеком на то, что они тоже выжили... то есть потоп, даже будучи глобальным, всё-таки кого-то да пощадил...
Те из асатруа, кто считает Асгард городом (а по описанию в сагах, да и по переводу названия так и есть), помещают её  место проживания на луга Альвхейма. Хотя это может оказаться метафорой Небес Альвхейма и поэтическим указанием на то, что Аудумла всё же погибла при потопе.
В любом случае более она не упоминается нигде больше кроме как в мифе о сотворении мира, и ни в каких сюжетах в дальнейшем не участвует.

ОБРАЗ.

Образ коровы для хтонического существа выбран не случайно. Космогонический миф  должен быть многослойным (по правилам «семи покровов»), и те образы, которые в нём участвуют, должны осилить описать и процесс сотворения Вселенной и отразить тот факт, что род человеческий зарождался  по тому же сценарию. А также описать и процессы становления конкретного племени.
Считается, что прообразом Аудумблы послужил особый род быков Аурохов, его безрогая порода. Которая, в принципе, сформировала культуру древней Скандинавии и севера Европы. А в целом аурох был настолько распространен (в том числе и за пределами полуострова), что надо признавать, что на его культивировании в балтийском регионе, и далеко на юго-восток от него выросло не одно племя. Да и если рассматривать Евразию целиком, то у тех народов у кого есть индоиранские корни или испытали культурное влияние этого протоэтноса, мы заметим что символика благополучия, богатства, а в нашем случае важно - плодородия, всецело связано с быками, коровообразными существами (с обязательным наличием огромных рогов, даже если сами существа -  антропоморфны).
Символизм противопоставления Имира и Бури, надо, видимо рассматривать как символизм противостояния коренных жителей Скандинавского полуострова, ведущих оседлый образ жизни (лежащий, вросший в землю великан Имир) и кочевников родом из более южных мест, оказавшихся непригодными для проживания (Вотан, Вили, Ве). Пришельцы потопили в крови старый мир, развязав войны между местными племенами, сами ассимилировавшись с ними. «Подарив» им свою культуру. Места в этой культуре аурохам больше не было. По крайней мере, они стали занимать не такой центральное место. Ну и мир изменился, и в очередной раз – климат, что заставило новую культуру обратить большее внимание на море и его дары...
Безрогость коровы (которая скрыта в её имени) тоже пытаются рассмотреть с разных точек зрения. Буквальной и символической.
Про «буквальную» версию мы уже начинали говорить. Считается, что такой вид быков действительно существовал, но он вымер где-то в 17 веке от н.х.л. Вымирание аурохов на самом Скандинавском полуострове произошло раньше, чем на материке. А ещё раньше, видимо, по уже изложенной причине, произошел отказ от их культивирования.
Совсем эта порода не исчезла. В середине 19 века в Шотландии выводят новую домашнюю породу коров – комолую (безрогую)... а может быть это тот вид аурохов и был возрожден?
Что мы можем сказать о символической безрогости Аудумблы?  Изображений древних до нас не дошло. Есть несколько средневековых гравюр, по релевантности – ближе к новому времени. И они все изображают полнорогих коров, вылизывающих из камня Бури, и кормящих выменем Имира. Уже в это время не особо связывали данную особенность Аудумблы, с реально существующими видами. А, может, этой связи и не было. Совсем. Ведь она  - предположение историков и лингвистов современности (многие из них сами это признают). А источники безмолвствуют.
Так может быть и в очередной раз правы те, кто говорят что символизм «безрогости» надо искать в уникальности этого существа... к примеру, с обломанными рогами? Как ещё один намек на ущербность. Но опять же с тем подтекстом, что физическая ущербность (или не похожесть на рассматриваемый вид) здесь рассматривается как символизм хтонического существа вообще. Тех, кто рожден на грани времени между Спокойствием Хаоса и временем Становления Порядка. С тем намеком, что именно Порядок и Боги Порядка (кем стали Асы) и Мир и существ в нем создавали (или помогали им появляться), наполненными физической и духовной красотой, чего, по мнению современных религиозных доктрин, творения Хаоса были лишены.

КОСМОГОНИЯ.

Все мы прекрасно понимаем, что мифы, не касающиеся непосредственного бытия человека, но относящееся как к временам появления вселенной, так и её исчезновения (разрушения) насквозь метафоричны. И не всегда буквальны. Поэтому за образом такого сверхсущества как Аудумбла должно стоять что-то ещё.  Глобальнейшее явление или процесс. Поскольку ещё в самом начале мы стали говорить о том, что она Мать Сущего. И Имира как прототипа вселенной. И Бури, как предка сил способных создать закон, по которому Вселенная будет развиваться. Она образчик и Модель Мироздания, по которой всё строится.
Современные исследователи мифа (и неоязычники - последователи Северной Традиции) видят в четырех молочных реках вытекающих из её вымени четыре рукава нашей галактики Млечный Путь. Не известно могли ли быть настолько глубоки познания древних о Вселенной, и если были – то интересно когда и были утеряны. Но переводчики и толкователи Эдд 18-19 веков указывали на то, что древние скандинавы видели в Млечном Пути воды Эливагара, той самой ледяной (а потому и яркой) реки, которая однажды вырвалась из Нифельхема, чтобы наполнить собой бездну Хаоса. Аудумбла родилась из этих «вод», во времена, когда они ещё не разделились на 12 потоков. И потому её место и роль  - стоять предтечей всему что мы наблюдаем вокруг и сегодня.


Рецензии