Педагогическая практика

Это тоже стало событием со второго года  обучения в консерватории. Уже в деканате все  сразу  поняли, что и мы тоже уже в силах обучать других  на полном серьезе.

Практика нам предлагалась в двух вариантах. Активная, когда ты получаешь в полное свое распоряжение человеческую особь и начинаешь ее всячески обучать своему мастерству.И второй   вариант тоже предлагался желающим.Назывался - пассивное обучение.Это означало просто изредка сидеть на уроках  нормальных состоявшихся ранее педагогов со своими студентами.И делать при этом вид,  что  это сидение приносит тебе неоценимую пользу.Но нас трудности не страшили не капли.Поэтому - только активно учить других нам было потребно. И то. Уж  за целый-то  год обучения нам имелось, что сказать другим людям!
Мне выдали личного ученика.

Это оказался служивый солдат.Но имел мечту.  После отдачи долга своей  Родине непременно стать студентом означенной консерватории по классу  альта.На скрипку он не замахивался сразу. Звали его однозначно Михаилом. А фамилия не сохранилась нигде. Я даже рыла списки студентов консерватории разных лет.Но там он однозначно не числится. Хотя были у меня  сведения, что он в итоге туда сумел поступить.

Он честно, когда ему давали увольнительную, появлялся    на очередной урок. Мне предстояло чудом  как-то    занять класс для урока. Я старалась.И иногда  получалось. Хотя мне все казалось постоянно, что мне нечему его обучать.То, что он уже умел.Он умел лучше меня. А мне же полагалось подавать пример   мастерства.

Это было крайне непросто.

К тому же было еще одно обстоятельство непростое в обучении. Студент Михаил имел мать, которая трудилась в бухгалтерии консерватории.Поэтому сын был постоянно под присмотром родительницы. А что это означало для меня?

Сейчас объясню популярно.На втором полугодии курса    мамаша отозвала  меня
как-то в сторонку.И постаралась она мне объяснить популярно.

Что сын ее Михаил.Пока еще девственник.Но созрел уже вполне.Так вот какое деликатное и очень ответственное дело стоит передо мной по ее разумению.Это вам не ленточку разрезать на открытии Дворца Бракосочетания.

А вот не стану ли я сама той первой в жизни ее Михаила?

Мне так расхотелось обучать этого сына всему, что угодно!!!

Хорошо  хоть, что зачет    по    педагогике за этот  год был же мною практически получен.

На третьем курсе мне дали на обучение девицу. Звали девицу  Светлана Розендорн. (Эту помню  в деталях).Это был полный кошмар изначально.Она тоже мечтала в студентки попасть.При этом она уже обучалась в одном из музыкальных училищ примерно на протяжении семи последних лет.

Это все      изначально  походило на действие из анекдота.
Жена просмотрела страничку своего мужа возраста 45 лет в "Одноклассниках".И обнаружила, что всем его одноклассницам от 20 до 35 лет.
Трудно далось мужу обучение в школе.

Ученица  не знала изначально альтового ключа.Так что там мне было с чего начинать мастер-класс.Хотя впоследствии много лет спустя, я обнаружила, что она была в незнании грамоты отнюдь не одинока.Так ко мне привели на занятия совсем другую девицу, заканчивающую тогда училище города Владимира.Та тоже.Играла  старательно на альте, не зная ключа.Она все тексты переписывала себе в скрипичном на квинту ниже. Качество исполнения при этом не становилось лучше ни  на грош.

И другое  подобное тоже встречалось мне много позже. В еврейской Академии имени Маймонида обучались кадры,  заканчивавшие уже эту Академию, не знавшие альтового ключа изначально.Им предлагалось выучить   концерт Сен-Санса при том, что они в жизни не сыграли ни одной сонаты или концерта классического периода.

Так что еще одно напоминание, что ничто не вечно под луной.

А вышеупомянутая ученица была  при всем этом с огромным гонором.

И еще она имела брата.На домашнем обучении.

Этому брату как-то в школе.Одноклассники надели на голову его скрипку.Поэтому он и стал учиться дома в остальные годы.

Эта Розендорн   обучилась у меня в течение года...
И она тоже в итоге закончила московскую консерваторию.Это исторический факт.

А на четвертом курсе мне ученика уже не дали.Их было так мало, а у других еще и не было ни разу.Пришлось делиться и ходить на пассивную практику весь год.

Я  страшно переживала, что за этот год утрачу навык преподавания навек.

Но вся моя последующая жизнь мне доказала, что я не утратила это свое дарование.

Оно во мне явно укрепилось по наследству в поколениях музыкантов, в которых я представляла пятое.


Рецензии