Сущность товарного производства

       На первый взгляд товар есть то, что производится для продажи или просто имеет покупательную стоимость.  Если что-то имеет покупательную стоимость, то это можно купить по этой стоимости, а значит это что-то является товаром.  И по потребительской стоимости товар не заключает в себе ничего загадочного,  даже если он не  является продуктом человеческого труда или  не обладает свойствами удовлетворять человеческие потребности, но имеет цену продажи. А значит всё то, что имеет цену продажи является товаром.

       Цена обычно определяется в деньгах или в других единицах обмена, поэтому основой товарного производства является прежде всего обмен, а не потребности населения.   Потребности населения здесь стоят как бы на втором, а в некоторых случаях и на третьем плане, а на первом плане у товарного производства выгода, навар, прибыль! Называйте как угодно, но любое производство при капитализме прежде всего заинтересовано в высокой прибыли! Следовательно, товар не характеризуется чьей-то потребностью в его приобретении, потребительской стоимостью, или содержанием действительной стоимостью от затрат на его производство, товар больше определяется возможностями его сбыта для получения прибыли и удовлетворения потребностей его хозяина!

       Если рассуждать о труде наёмных трудящихся, то как бы различны не были отдельные виды их полезного труда, или производственной деятельности, с физиологической точки зрения  это – функция человеческого организма, и каждая такая функция, по содержанию, по форме и по существу есть затрата человеческой энергии — работа мозга, нервов, мускулов, органов чувств и т. д.

       То, что должно лежать в основе определения величины стоимости, а это продолжительность затрат энергии, или количество труда, что совершенно отчётливо отличается от качества труд, а это во всяком обществе есть рабочее время, которое нужно потратить  для производства необходимых средств для продолжения жизни каждому, в денежном выражении всегда интересовало людей больше, чем оплата качества труда, хотя и далеко не в одинаковой степени на разных ступенях развития общества.

        В обществе люди так или иначе работают друг для друга, поэтому их труд приобретает тем самым общественную форму. Равенство относительно равного рабочего времени различных видов человеческого труда приобретает форму примерно одинаковой стоимости при примерно одинаковой квалификации и одинаковых условиях труда.
 
        Не очень трудно догадаться, что измерение затрат человеческой рабочей силы определяется их продолжительностью, что в некоторой степени получает форму величины стоимости продуктов труда, а те отношения между участниками производства, в которых осуществляются их трудовые отношения, получают форму социально-экономических взаимоотношений. 

        Следовательно, сущность товарной формы состоит в том, что она является отражением общественного характера собственного труда людей, что и овеществлено в производимых средствах для жизни, которые отчуждены от них самим характером товарного производства! Чтобы их приобрести необходимо иметь деньги в виде посредника между трудом и средствами для жизни!

        Люди часто сопоставляют результаты своего труда как некоторую стоимость не потому, что эти результаты являются для них частью человеческого труда, а потому, что приравнивая свой труд при обмене денег на средства для жизни как разные стоимости, люди таким образом приравнивают свои различные виды труда один к другому как человеческий труд. Они часто не осознают это, но они это делают. Таким образом стоимость превращает каждый продукт труда сначала в общественный продукт, в товар, и только после его покупки этот продукт становится собственностью человека.

        Для товарного производства справедливо, что  общественный характер труда не соответствует общественному характеру потребления как в общине, здесь зависимый друг от друга частный труд весьма условно определяет равенство человеческого труда через равенство рабочего времени вообще,  поскольку труд принимает форму стоимостного характера результатов труда. Между тем для людей, охваченных отношениями товарного производства, эта  особенность общественного труда и частного потребления через рынок есть сущность капиталистической несправедливости, ибо деньги всегда определяли и всегда будут определять частный характер приобретения средств для жизни теми, у кого достаточно денег для такого приобретения в ущерб тем, кто таких денег не имеет, причём независимо от того, каким путём эти деньги приобретены.

        Практически лиц, обменивающих деньги на продукты труда, интересует прежде всего вопрос: сколько чужих продуктов труда можно получить за свой труд, т. е. в каких пропорциях обмениваются между собой продукты труда. Когда эти пропорции достигают известной величины и становятся привычными, тогда кажется, будто они обусловлены самой природой продуктов труда. Так, например, равенство стоимости одной тонны железа и двух унций золота воспринимается по-разному из того факта, что фунт золота и фунт железа хоть и имеют одинаковый вес, но имеют разные стоимости, так как различны физические, химические и потребительские свойства этих металлов. И пусть в действительности стоимостный характер продуктов труда  непрерывно меняется, независимо от желания, предвидения и деятельности лиц, обменивающихся продуктами, в глазах последних их собственное движение в обществе принимает форму движения вещей, под зависимостью которых они находятся, вместо того чтобы это контролировать.

        Развитие товарного производства для того, чтобы из опыта этого развития появилась общественно пропорциональная мера распределения средств для жизни по труду, на самом деле вся финансовая система общества только усложняется и запутывается, что на руку разным финансовым махинаторам. Формирование величины стоимости через рабочее время, квалификацию труда и условия труда открывает нам под видимым движением относительных товарных стоимостей только тот факт, что это может устранить иллюзию, будто величина стоимости продуктов труда определяется чисто случайно.  Но это совсем не устраняет саму сущность капиталистической несправедливости, когда производство средств для жизни осуществляется прежде всего ради прибыли через определение величины стоимости товара по спросу на него. Распределение необходимых каждому средств потребления производится за деньги, по капиталу, а не по труду, а именно это как раз и образует буржуазную форму экономики.

        Законченная форма буржуазного товарного производства — это его денежная форма! Именно она не позволяет соединить общественный характер производственных отношений с общественным характером их потребления по количеству и квалификации труда. Только внедрение в социально-экономические отношения граждан страны законов о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда позволяет соединить общественный характер производственных отношений с общественным характером их потребления!

        Именно на это совершенно определено более 150 лет назад указывал Энгельс, что «подобно тому как Чарльз Дарвин открыл закон развития органического мира, Карл Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслоениями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься искусством, науками, политикой, религией и прочее. Для этого, следовательно, всякое общество и формирует свою организацию производства и распределения непосредственных материальных средств к жизни для удовлетворения своих насущных потребностей. Тем самым каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, культура и прочее…» Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19, с. 350–351.

    Вопрос общественного производства и справедливого распределения средств для жизни оказался настолько важен, что Маркс выделил в противовес монополии капитала, при распределении средств для жизни, монополию ЗАКОНА о социальных гарантиях на базовые средства для жизни по количеству и квалификации труда как основной признак социализма: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз людей равноправных и свободных от угнетения другими людьми, планомерно производящих общими усилиями в своё рабочее время средства для своей счастливой жизни и вместе их потребляющих для восстановления своих потраченных жизненных сил, что необходимо для ежедневного и благополучного продолжения жизни всего общества. Весь продукт труда союза этих свободных людей сначала представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся в обществе для дальнейшей переработке. А другая часть потребляется в качестве необходимых всем базовых средств для жизни членами союза и должна стать индивидуальной собственностью каждого члена общества для восстановления своих сил и для удовлетворения других своих личных потребностей. Именно поэтому общая масса средств для жизни должна быть распределена между ними по потребностям каждого относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления пищи и изготовления одежды по зарплате или от степени мастерства делать эти средства удобными и готовыми для потребления в своей счастливой и благополучной жизни. Формы такого распределения будут меняться соответственно характеру развития экономики и уровня социально-политического развития общества.
       Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого участника производственных отношений в необходимых жизненных средствах определяется равным количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как относительно равного для всех количества труда. В этих условиях рабочее время будет играть как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к различным трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, для восстановления своей потраченной энергии в труде и для удовлетворения других своих жизненных потребностей, но по потребительским качествам по зарплате от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны при некотором сохранении рынка вне социальной сферы и на продукты производимые сверх необходимых норм потребления для благополучной жизни. Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях, так и в распределении. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы для продолжения жизни каждому, приводятся в более социально справедливое соответствие с общественным характером производства для развития всего общества!". (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89)

       Таким образом, решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни, для нормальных и благополучных социально-бытовых условий жизни населения страны, имея реальную власть и поддержку населения, возможно только с установлением более справедливого социально экономического закона!  Такой   ЗАКОН должен быть суровым, но справедливым, ибо закон без справедливости это гораздо хуже, чем беззаконие… 

        В таких условиях решение проблем социально справедливого распределения необходимых каждому производимых обществом средств для жизни для нормальных и благополучных социально-бытовых условий становится до гениальности простым!

        От каждого по способностям каждому по необходимости от норм для нормального физиологического состояния организма, физического и морально-нравственного здоровья и для интеллектуально-духовного развития каждого! Чтобы каждый имел от своего справедливо устроенного общества всё необходимое для творческого труда и отдыха от общего количества производимых базовых средств для жизни в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды относительно равномерно, по относительному равенству рабочего времени как количества труда, а благоустройство жилья, приготовление пищи и изготовление одежды можно и по зарплате от разряда, класса или категории от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны, если руки не оттуда растут, сохраняя зарплату и рынок для удовлетворения потребностей вне базовой социальной сферы и на средства для жизни производимые сверх необходимых норм потребления!

     Именно в этих условиях социально-экономическая система общества становится саморазвивающейся, ибо каждый заинтересован в производстве качественной продукции и в высоком качестве своего труда на любом месте общественной экономики страны для повышения качества своей жизни и жизни общества!  И именно в таком обществе каждый трудится для все и все для каждого, а жизнь по такому закону становится сущностью жизни всех членов такого общества..


     Если первобытный коммунизм это общественный доклассовый строй первобытной родовой общины с общим трудом на благо общества и общей собственностью на производимые средства для жизни, которые распределялись по законам общины для благополучной жизни всех её членов, то сторонник прямого народовластия в Швейцарии Раймонд Брогер в программной речи говорил, что уже больше полутысячелетия все объединённые в единое государство общины самоуправления не меняют существенно законы своей жизни, а только их совершенствуют на основе гуманизма, равноправия и социальной справедливости для улучшения своей жизни. Всех ведет убеждение, что такая жизнь связана с обязательствами и самоограничением каждого и не может быть никакой свободы от этого ни у граждан, ни у правительства без всеобщей дисциплины и честности, без диктатуры закона избранного народом и его беспрекословного соблюдения, как и нет свободы без долга исполнения закона, если закон и службы обеспечения законности защищают права всех граждан своей страны от любого произвола, угнетения и эксплуатации.

     Но при демократии только НАРОД должен быть законодателем и решающим судьёй во всех важных вопросах, ибо власть народа может быть только законодательной, а исполнительная и правозащитная власть должны быть государственными структурами. А так как народ не может ежеминутно участвовать в управлении государством, то необходимы какие-то аристократические и даже монархические элементы управления, но без нарушения ЗАКОНА избранного народом и при действенном механизме обеспечения законности!!!

      Правительство не должно спешить за всеми изменениями потребностей и народных мнений, задача правительства обеспечивать исполнение разумных законов принятых населением и действовать так, как действовал бы умный и грамотный человек, который зная количество населения формирует экономику для удовлетворения потребностей при стремлении обеспечить необходимым для благополучия каждого базовыми нормами средств для жизни от их общей производимой массы, что должно зависеть не столько от финансовой прибыли и анархии рынка, сколько от потребностей населения в средствах для жизни. А для этого необходимо формировать их распределение по количеству и квалификации труда каждого, сохраняя относительно свободный рынок вне необходимых норм в социально-бытовой сфере. А это при растущих потребностях населения и экономики общества делать становится всё труднее. Именно демократическая система формирования социально-экономических законов как раз и требует сильной руки, которая могла бы государственный руль направлять только по выбранному народом курсу. Если, конечно, народ сплочён своей партией и единством своих целей…

        Примерно то же самое про свои страны могут сказать канадцы, норвежцы, исландцы, шведы, финны и представители других социально развитых стран мира. Разница будет только во времени объединения народа для организации и становления такой народной экономики…

        Только россияне НИКОГДА такого про свою страну сказать не могли и долго ещё сказать не смогут...


        Рассмотрим труд людей и вознаграждение за их труд при средневековом феодализме. Мы находим здесь людей, которые все взамозависимы – крепостные и крепостники, чиновники и простые служащие, миряне и попы. Личная зависимость образует здесь общественные отношения материального производства основанные на потребностях людей по их социальному статусу и можно видеть, как отношения личной зависимости составляют основу данного общества.

        Здесь труд и продукты труда входят в естественные социальные  отношения в качестве натуральных служб и натуральных вещественных повинностей, которые постоянно возобновляются и осуществляются на основе внутренних социально-экономических законов общества. Непосредственно общественная и натуральная форма взаимодействия труда каждого по своим обязанностям и потребление для продолжения жизни здесь соответствует законам того времени, как всеобщность труда и потребление по результатам этого труда.

     Барщинный труд крепостного люда, как труд, производящий продукт, тоже измеряется временем и качеством труда, но каждый крепостной знает, что на службе своему господину он затрачивает определенное количество своей собственного труда, сил и умения. Уплатив десятина, то есть десятую часть от своего дохода, которую он должен отдать своему хозяину от результатов своего труда и полученного урожая, ему остаётся нечто несравненно более конкретное и материальное, чем нищенская зарплата наёмного рабочего при капитализме в конце месяца.   


     Для исследования общественного труда нам нет необходимости возвращаться к той его первобытной форме, которую мы встречаем на пороге истории разных народов. Более близкий пример даёт нам деревенское патриархальное производство крестьянской семьи, которая для собственного потребления выращивает хлеб, скот, производит пряжу, холст, предметы одежды и т. д. Эти различные вещи как результат семейного труда необходимы такой семье для жизни и продолжения рода, а излишки продаются на рынке.  Различные работы, создающие эти продукты: обработка пашни, уход за скотом, прядение, ткачество, сапожное дело и прочее, являются общественными функциями в своей натуральной форме, так как это функции семьи, которая обладает своим собственным, естественным разделением труда. Различия пола и возраста, а также изменяющиеся со сменой времён года природные условия труда регулируют распределение труда между членами семьи и определяют рабочее время каждого отдельного члена семьи, когда каждый в течении дня занят каким-то трудом по хозяйству. После оплаты налогов затраты индивидуальных рабочих сил не выступаю=т здесь как определение необходимого общественного труда, так  как индивидуальный труд производится по мере сил каждого, а за столом все съедают по нормам от общего стола по старшинству.  А с самого начала всё всегда в семье функционирует как необходимость для восстановления сил и удовлетворения насущных потребностей каждого.

       Для общества с товарным производством ради прибыли всеобщие общественные производственные  отношения состоят в том, что производители относятся здесь к своим продуктам труда как к обезличенному товару, который необходимо любыми способами продать, чтобы получить прибыль и вернуть потраченные деньги, а не для удовлетворения насущных потребностей населения, поэтому психика, привычки и традиции у населения развиваются в соответствии с нормами товарно-рыночной экономики. Следовательно,  в отношении развития товарного производства,  простые граждане относятся друг к другу как к людям, которым одинаково необходимы деньги, а не работа, чтобы любыми способами добывать их себе на жизнь. Для такого общества подходящей формой социально-экономических отношений являются такие нормы бытия, в которых развивается культ абстрактного человека в своих буржуазных разновидностях.

      Такое понимание реального мира может исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных социально-экономических связях между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса, т. е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей для общего производства и потребления по принципам гуманизма, равноправия и социальной справедливости! Когда люди будут жить по единому для всех закону, где каждый для всех и все для каждого!  Но для этого необходима как определённая морально-интеллектуальная основа общества, так и ряд определенных материальных условий существования людей как единой семьи, со своими гуманными внутренними законами, которые представляют собой естественный продукт процесса развития человечества.

      Именно политическая экономия капитализма доказала, что у неё не может быть иной формы, ибо только при капитализме в основу меры стоимости труда заложена его продолжительность и именно эта мера должна закладываться в величину стоимости продукта вместе с его качеством и не иначе!

       Формулы, на которых лежит печать принадлежности к капиталистической общественной формации, где процесс производства господствует над людьми, а не человек над процессом производства, – эти формулы представляются людям с буржуазным сознанием чем то само собой разумеющимся, настолько же естественным и необходимым, как то, что солнце всходит на востоке.

        Ещё в лице своих первых представителей А. Смита и Рикардо политэкономия рассматривала форму стоимости как нечто совершенно безразличное и даже внешнее по отношению к природе товара. Причина состоит не только в том, что анализ величины стоимости поглощает всё её внимание. Причина эта лежит глубже. Форма стоимости продукта труда есть самая абстрактная и в то же время наиболее общая форма буржуазного способа производства, который именно ею характеризуется как особенный тип общественного производства, а вместе с тем характеризуется исторически.

        Если же рассматривать буржуазный способ производства как естественную форму общественного производства, то неизбежно останутся незамеченными и специфические особенности формы стоимости, а в дальнейшем развитии – формы денег, формы капитала и т. д. Поэтому у экономистов, которые признают, что величина стоимости измеряется рабочим временем, мы находим самые противоречивые мнения о деньгах, т. е. о всеобщем эквиваленте труда в его законченном виде. Особенно ярко это выступает, например, при исследовании банковского дела, где с обычным определением денег далеко не уедешь.

       До какой степени товарный фетишизм, присущий буржуазному миру, вводит в заблуждение многих экономистов показывает бестолковый спор относительно меновой стоимости, ибо меновая стоимость есть лишь определенный общественный способ выражать труд, затраченный на производство вещи.   Так как товарное производство есть самая всеобщая форма буржуазного производства, то эта форма не была в прежние эпохи такой господствующей, как в наши дни, поэтому её буржуазный характер проявился именно при капитализме.


Рецензии