Как снять плохое кино, маленькая лекция

Хорошее кино снимают энтузиасты, замечательное – команда талантливых людей, а киноклассику создают творцы (они же – гении). Без помощи бога тут не обходится. Но почему вокруг снимается столько откровенной ерунды (если не выражаться иначе)?!
Мы живем в мире земных страстей и массового производства товаров. Кино – это зрелище, товар и производственный бизнес одновременно, в которых спрос рождает предложение, а качество вырастает из количества.
Вроде бы плохие фильмы не нужны никому, но вспомните про китайские товары в эпоху постсоветского рынка и социальных перемен! Во-первых: работа в съемочной группе кормит семьи киношников, а во-вторых: зрителей с дурным вкусом и дурацким жизненным опытом на свете гораздо больше, чем здравомыслящих интеллектуалов. Не зря американцы придумали «мыльные оперы» и такой жанр как «трэш»!
И все-таки давайте-ка взглянем на «это дело» изнутри процесса отечественного кинопроизводства на окраине искусства!
1. Чиновники от культуры были и будут всегда. Мозги и художественный вкус у них подчиняются государственной идеологии. Но даже в США – это «главный элемент» любого финансирования. Поэтому острые социальные темы в творчестве лучше затрагивать тайно, ибо придется столкнуться с «демократической» цензурой, которой плевать на качество фильма и правду жизни!
2. Худые наши продюсеры (а их развелось нынче немерено!) зарабатывают не в результате кинопроизводства, а во время оного, экономя на всех и всем. Отсюда «опустевшие» вторые планы, отсутствие нормальных игровых репетиций, обилие штампов и т. д. Фильмы и сериалы дублируют друг друга. На мой взгляд, это естественная болезнь «роста» конкретных кино- и телепроизводителей. Помните: с человеческой глупостью и жадностью бороться невозможно – от нее либо «умирают», либо излечиваются (что случается реже). Совет один: снимайте крупнее и, желательно, только хороших профессиональных актеров!
3. Плохие сценарии – это «притча во языцах»! Но чаще всего и продюсеры, и режиссеры грешат «под себя». Отличного кинодраматургического материала в природе вполне достаточно! Мы просто разучились внимательно читать и думать. К тому же – всем хочется в соавторы. Гонорар сценариста обычно выглядит гораздо аппетитнее постановочных режиссера, а его работа кажется и сложнее, и труднее! Но жизнь за письменным столом – это отказ от активной жизни. Новые чеховы сегодня страдают от хронических комплексов и потому остаются «вечно молодыми»!
4. Режиссер-постановщик, как известно, виноват во всем. Это он соглашается, работает и халтурит, переживает, болеет и не лечится, видит на экране упущенное, сожалеет о невозможном и оправдывается очевидным. Но его главная вина всегда скрывается в таланте или отсутствии такового. Самые важные слова в этой профессии означают соразмерность фантазии, чувство меры и художественный вкус. Конфликт режиссера и продюсера практически неизбежен. Сколько замечательных фильмов пропало из-за сокращений по требованиям формата! Сохраняйте «для вечности» хотя бы одну авторскую версию. Со временем вы обязательно поймете, что умеете снимать лучше!
5. Все творческие работники съемочной группы обязаны быть убеждены в прерогативе своей профессии. Иначе нельзя – «вторых скрипок» в кино не бывает. Но если вдруг такое случается – никакой монтаж не поможет. Надо резать по живому и переснимать!
6. Что касается кастинга и актеров – смотрите выше.
Хорошее кино появляется на свет вопреки всем обстоятельствам. Плохое – благодаря им. Тем не менее, не увлекайтесь «собственным» фильмом – оставьте что-нибудь богу и подстраивайтесь под его «препятствия и погоду». Творческий выход не обязательно означает громкий хлопок дверью!

6 марта 2019 г.


Рецензии