О Толстом размышляя о биографии

("Бегство из рая" П. Басинского)

***
"Ужасно больно и унизительно стыдно, что чуждый совсем и не нужный и ни в каком смысле не интересный человек руководит нашей жизнью, отравляет последние года или год нашей жизни…", – пишет Толстой Софье  Андреевне о композиторе Танееве, человеке безусловно талантливом.
Тогда как он мог позволить фанатичному Черткову вторгаться в свою семейную жизнь, встать между ним и женой? Как мог жаловаться детям на мать, внося разлад в семью, деля ее на два лагеря?

***
Ну и жизнь у них была: Л. Н. постоянно грозил уходом, С. А. – суицидом! И все оставались на своих местах вплоть до его последнего панического бегства в никуда. Ведь никакого реального плана на новую жизнь у него не было. А если подумать, то и быть не могло.
"Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке. Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное", – писал мудрый Сенека о быстротекущем времени.

***
Было что-то маниловское: а хорошо бы все делать самому, жить трудом своих рук, делать самую черную работу. Но как расстроился, что забыл взять щетку для ногтей! (это характерно). Почему-то считал, что жить праведно можно только примитивным способом, обрабатывая землю. Отрицал интеллектуальный труд, науку, медицину...

***
Крестьянские волнения начала века (1907 г.). Толстой пишет в дневнике: "Убийства и жестокость все усиливаются и усиливаются. Как же быть? Как остановить? Запирают, ссылают на каторгу, казнят. Злодейства не уменьшаются, напротив. Что же делать?
Одно и одно: самому каждому все силы положить, чтобы жить по-божьи. Они будут бить, грабить. А я, с поднятыми по их приказанию кверху руками, буду умолять их перестать жить дурно. Они не послушают, будут делать все то же".
Что же делать? Мне-то больше делать нечего".

"Толстовскую идею " непротивления" часто понимают как согласие с насилием.
Это ошибка, против которой всегда протестовал Толстой. Не принимать, но и не сопротивляться. Всякое сопротивление – насилие, а насилие порождает новое насилие". (П. Басинский)

Значит, когда тебя грабят, бьют, насилуют, не сопротивляться, а только повторять: "Ай, как нехорошо вы поступаете!", доводя насильников до полного бешенства.
Сказать по правде, не верю: если бы на его глазах стали насиловать жену или дочь, неужели бы стоял, сложа руки?!


Рецензии
Все, кому не лень, стали писать и изучать биографию великих людей во всех её подробностях, чтобы найти их изъяны и опорочить: мол, и на "солнце есть пятна".
Лев Толстой был самым сложным человеком среди писателей, и что с того? Простых людей, заурядных у нас итак полно.
Вот, пытаются влезть в душу, перетрясти грязное бельё его семейной жизни. Мало стало им Высоцкого, у которого всё было на виду, так они теперь принялись за мэтров литературы. По какому такому праву?
Ну, был Толстой противоречивой натурой, и кого это волнует? Вы в своей душе хотя бы разберитесь. Был он моралистом, и это плохо? Хуже, чем быть сатанистом или вором, убийцей?
Великий человек интересен светлыми сторонами его жизни и творчества. И к чему этот поиск его тёмных сторон и его жизненных неурядиц? Он не был святым, да и не обязан был им быть. Он просто учил жить других, а учитель не должен сам уметь. Он должен уметь научить других.
Да и у кого из нас что-то хорошо удавалось, особенно правильно прожить свою жизнь? Достаточно того, что человек посвятил свою жизнь поиску истины и стремлению к добру и справедливости. А мог бы, как многие аристократы, просто промотать своё имение и спиться на старости лет.

Любовь Коваленко   16.03.2019 10:10     Заявить о нарушении
Б. Франклин: "Колокол созывает в церковь, но сам никогда не слушает проповеди".

Елена Пацкина   16.03.2019 15:55   Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2018/12/29/1651
Не стоит ломиться в открытую дверь. Лучше почитайте это.

Елена Пацкина   16.03.2019 16:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.