Обыкновенная

                Обыкновенная.

          Над лиманом постоянно (кроме зимы, конечно) кружат множество чаек нескольких видов. Из этого многообразия меня интересовал один вид. Это обыкновенная, или как её ещё называют, озёрная чайка. Она является самым многочисленным видом чаек в нашей стране. Её ареал простирается от Чёрного, Балтийского и  Белого морей на западе страны до Тихоокеанского побережья, кроме северо-таёжной зоны, тундры и лесотундры. Гнездится она по крупным рекам и пресноводным озёрам. Есть на Урале и в Западной Сибири, но её гнездовий я не видел. Поэтому в Кучургане я постарался наверстать упущенное.
          Обыкновенная чайка – средней величины птица, немного меньше серой вороны, с размахом крыльев до одного метра и весом до трёхсот пятидесяти граммов
Окраска всего туловища и хвоста чисто белая. Голова в брачный период имеет тёмно-коричневый цвет (кроме белого затылка), в остальное время она белая с большим коричневым пятном на щеке. Крылья светло-серые с широкой белой каймой впереди и чёрной сзади. Клюв тёмный, относительно короткий и тёмный, слегка загнут вниз. Лапы тёмно-жёлтые, с перепонками. Чайки хорошо плавают, но нырять не могут.
          Первый раз я заметил только что прилетевших озёрных чаек ближе к концу марта, когда лиман ещё полностью не очистился ото льда. Раньше чаек прилетели лишь грачи и скворцы. Птицы летали парами и играли в воздухе с характерными хрипловатыми, но раскатистыми криками «каррр», которые при частом повторении перерастали в хохот.
          С этого времени я при любой возможности в бинокль наблюдал за ними и пришёл к выводу, что гнездятся чайки примерно километрах  в двух, ближе к молдавской стороне. И вот в середине апреля, когда стихли весенние ветра, и уменьшилось волнение на лимане, я поплыл в предполагаемом направлении. Вдалеке показалась полоска сплавины. Чем ближе я подплывал к ней, тем больше в воздухе становилось чаек. Они летали над лодкой со своеобразным «квохтанием» и «мяуканьем», но особого волнения не испытывали. По мере приближения, на сплавине и прилегающем тростниковом заломе показались белые точки, постепенно перерастающие в силуэты сидящих птиц.
         Я обрадовался, считая, что приближаюсь к гнездовой колонии. Но радость моя оказалась преждевременной. Когда я пересёк какую-то незримую черту, сидящие чайки разом поднялись в воздух, и направились в мою сторону. С громкими криками одни имитировали нападение, пролетая над самой головой, другие принялись поливать меня помётом. Мне уже было не до исследования гнездовой колонии, и я поспешно ретировался. Обидно было, конечно, но ничего не поделаешь…
         Учитывая, что чайки насиживают кладку 22-24 дня, плюс к тому ещё птенцы находятся в гнезде или около него от семи до десяти дней и родители кормят их, отрыгивая принесённую пищу, я вернулся сюда через месяц, то есть  во второй половине мая. Количество чаек значительно увеличилось. Взрослые птицы
принялись кружить надо мной с громкими, режущими слух, криками, но не нападали и не бомбардировали. Молодые чайки, легко различающиеся по белой голове, ещё не умели летать и поспешно отплывали в стороны.
         Высадившись на пружинящую под ногами сплавину я приступил к исследованию. По приблизительному подсчёту,  колония состояла из более чем тридцати гнёзд. Приблизительному, потому что часть гнёзд находилась на тростниковом заломе, и когда я попытался пройти по нему, я начал проваливаться. Гнёзда находились между собой на расстоянии не ближе полуметра и являлись кучкой листьев околоводных растений с вытоптанным в центре лотком. Кое-где лежали осколки скорлупы яиц. Удалось даже найти одно целое, выкатившееся из гнезда. Цвет зеленоватый с бурыми пятнами различной величины.
                Так пополнилась моя коллекция.

          


Рецензии
Вечера доброго Вам, Вадим!

Удивительно, но в нашей местности я таких никогда не встречал, с черной головой не попадались ни разу, хотя озера у нас имеются. Наверное, слишком многолюдно для озерной, хотя другие порой появляются... Конечно, мало их, и гнездовий я вообще не видел, вероятно, все же предпочитают более тихие места.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   22.03.2024 20:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей!

Вадим Светашов   23.03.2024 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.