Ладони

   Люди, работающие руками, знают, что такое мозоли на ладонях. Свои первые мозоли получают детские руки, от постоянного касания, или вращение чего-то круглого и твёрдого. Руль велосипеда, бита для лапты, деревянное весло лодки. Чаще всего мозоли появляются от ручки ножа, если долго им вырезать фигурки из сухого дерева. Да мало ли от чего, можно заработать первые свои мозоли, от любого черенка лопаты, другого сельскохозяйственного,  слесарного и столярного инструмента.


   Сначала кожа на внутренней стороне ладони начинает краснеть, температура её поднимается, за тем, кожа тоже поднимается, и образуется прозрачный пузырь. Этот пузырь состоит, из тонкого верхнего слоя кожи, его прозрачность позволяет видеть, что на дне находится такая же кожа, только красная. Когда краснота ладони и дна пузыря проходит, пузырь становится мягким, а внутри его появляется прозрачная жидкость.


     Потом поверхность пузыря, становится твёрдой и не такой прозрачной, но и тогда видно прозрачную жидкость внутри. Руки начинают чесаться в прямом и переносном смысле, хочется разорвать пузырь, выпустить оттуда жидкость, и выровнять кожу на ладони. Сильно нетерпеливые люди, делают прокол и обрыв кожи пузыря почти сразу, в результате получают молодой, не защищённый участок кожи, который сохнет и саднит.


     Лучше этого не делать,  спокойно подождать, пока само это пройдёт, а ещё лучше предотвратить появление «трудовых» мозолей. Иногда рукавицы – верхонки могут защитить ладони от появления мозолей, а иногда и нет, особенно тогда, когда работу нельзя бросить. У меня был такой случай на покосе, человек я сугубо городской, меня легче убить, чем научить косить.


    Никого не спрашивали, умеешь, не умеешь, хочешь, не хочешь?? Посылали и всё, даже если  сам пошлёшь всё и всех, всё равно ехать придётся, не бросать же любимую работу, из-за глупой командной системы. Жалко начальника, и начальника моего начальника тоже жалко, даже голодных и грязных коров жалко, а тех, кого не жалко, тоже придётся пожалеть, но только позже, вместе с их системой.


   До того, как стать инженером, я много лет проработал токарем, трудовые мозоли были, но сухие, да и труд станочника, больше в голове откладывался, а не на ладошках. На покосе, поскольку я косить траву не умел, пришлось её грузить, на тележку трактора, или на высоченный стог, в виде высохшего сена.


  От работы с вилами, насаженными на длинный шест, заменявший обыкновенный черенок, не у одного меня, быстро набивались мозоли.  Не помогали верхонки и даже перчатки, у одного умника, кожаные перчатки за один день превратились в хлам. Поэтому вся бригада грузчиков постоянно ходила с перевязанными  ладошками, поверх которых надевали рукавицы – верхонки.

       Хоть и не был я дока в сельском хозяйстве, но сам придумал, как избежать кровавых мозолей на своих руках, без чьих-либо советов. К тому времени, у меня уже было двое детей, а я как заботливый отец, постоянно помогал за ними ухаживать, купать, мыть и даже лечить. В том числе и смазывать кожу, совсем новорожденным младенцам, нагретым до определённой величины, и остуженным, до приемлемого значения.


    Когда появилось масло, - «Джонсон бэби», мои дети уже учились в школе, досталось только внуку, но я думаю, что обыкновенное подсолнечное масло гораздо лучше. Свои красные, но ещё, не опузырённые ладошки, я решил подержать в трёхлитровой банке с растительным маслом. Благо поварихой была Ленка, молодая, но шустрая женщина, я всегда поражался её уму, в трезвом состоянии, и безумству в пьяном.


    Она конечно, по-бухтела немного на меня, но отбирать почти пустую банку не стала, пол литра масла, истратил за весь месячный заезд на покосе. Каждый день я по полчаса купал свои руки, в банке, а потом, ещё час втирал в них, остатки масла. Результат был сразу виден на моих ладошках, никаких мозолей, ни сухих,  мокрых, так и не выступило.


    После покоса, я со всей своей семьёй, поехал на поезде через Москву в Рязань, в нашей стране всё делается, через что-то, но ездят через Москву. Откупили одно купе,  в мягком вагоне, чтобы не мучать детей и поехали вчетвером, девочки на верху, мальчики внизу.


    Всего дела-то, присматривать за сыном, накормить в вагоне-ресторане, да сводить вовремя в туалет, за 12-и летней дочерью жена присматривала. Лёжа на боку, от безделья у меня стали чесаться руки, не все, а только ладошки. Чесались как-то странно, почти, так же, как к деньгам, но скорее всего к встрече, мы ведь в гости ехали. Только потом, кожа на руках стала облазить на сухую, но большими лохмотьями, совершенно безболезненно.


    Сначала я недоумевал, как ладошки могут облазить от безделья, но вспомнил, что всего неделю назад, по ним каждый день, с утра до заката, скользил черенок вил, больше всего похожий на огромный шест. Поскольку, я перестал втирать в свои ладошки масло, из моих натруженных рук стали вылезать, несостоявшиеся ранее, мозоли. Вот так, ничего не делая, я понял, что нет средства от трудовых мозолей, рано или поздно, они всё равно появятся, и украсят ваши ладошки, главное чтобы это было безболезненно.


  Свой рассказ я назвал, - «Ладони», а не «Мозоли», только по одной причине, ещё до случая с трудовыми мозолями, был другой случай, в котором мозоли ни при чём, а вот ладони, как раз наоборот. Я работал токарем, вместе со своим крёстным, у которого начали сохнуть и трескаться ладони. Когда я увидел трещины на руках своего коллеги, из которых иногда шла кровь, сильно удивился, и посоветовал обратиться к врачу. Крёстный сказал, что уже обращался и не к одному врачу.


    Врачи в качестве отговорки, скрывая своё нежелание помочь человеку, делали заключение о нехватки витаминов. Каких именно витаминов трудно было сказать, поэтому человек с треснувшими ладонями, ел их горстями, но особых изменений видно не было. Тогда я посоветовал, этому человеку с треснувшимися ладонями, втирать в руки подсолнечное масло. Чтобы не откладывать лечение на потом, я достал из своей тумбочки, маленькую бутылочку с маслом и отдал её, нуждающемуся в нём человеку.


    Я давно уже использовал растительное масло в качестве смазки для нарезания резьбы, резьбонарезным инструментом, получалось очень хорошо. В этом способе был один недостаток, образуя тонкую плёнку на металлических деталях, масло быстро высыхало и превращалось в  лак. Приходилось после нарезания промывать детали керосином, только в самом конце своей трудовой деятельности, я нашёл идеальную замену маслу, но это тема отдельного рассказа, о моих профессиональных находках.


    Моему крёстному растительное масло помогло, его ладошки стали мягче и эластичней, они перестали образовывать трещины, но я не знаю, как долго его спасало масло? По крайней мере, даже если, он «подсел» на постоянное лечение подсолнечным маслом, ничего страшного в этом не было. Такое «лекарство», всегда найдётся в доме, за ним даже в аптеку не надо ходить, любая хозяйка не пожалеет его, для здоровья домочадцев. Смазывать металлические части замков, и других домашних механизмов не стоит, образовавшийся при высыхании лак, сократит срок их службы.

   


Рецензии