Былинные земли. Свято место Свяда, часть 11

                Белоруссия… — край, где чуть не на каждом шагу вы встречаете
                следы минувшего, в памятниках, сказаниях, песнях. (Адам
                Киркор. «Живописная Россия»).


ПЕРЕФОРМИРОВАНИЕ

- Почему Свяду переименовали в Слободу? – задаю вопрос белорусскому ученому Вячеславу Носевичу, историку.

- На дореволюционной карте-трехверстке хорошо видно, что местечко состояло из двух разных частей: восточная - Свяда, а западная (южнее дороги, ведущей на Рудню) - господский двор Слобода. Севернее руднянской дороги показана возвышенность, по форме очень похожая на древнее городище, из чего вытекает обоснование первичного заглавия «Свяда Городок». Более поздние топографические издания, в том числе топокарта Генштаба РККА за 1936 год, отразили существенные перемены. Там, где функционировал единый «двор Слобода», произошло новое разделение на две части: одна из них стала называться Староселье, а вторая – собственно Слобода.

В послевоенное время все три подразделения слились, и оставили не древнее название Свяда (что очень печально), а более позднее и безликое - Слобода.

Что ж, к словам историка остается добавить, что в архивном «Инвентаре имения Свяда» за 1720 год упоминаются и «вечистое имение Свяда Городок, или иначе Слобода Свядская», и непосредственно «деревня Свяда», не говоря уже о Свядице, расположенной отдельно.

- Что касается названия Слобода, то тут никакого секрета нет, - продолжает Вячеслав Носевич, - так обычно называли место обитания жителей, освобожденных в первое время (обычно на 10 лет) от повинностей, то есть, им давали "свободу" ("слободу"). Возможно, некий владелец заложил себе двор у подножия древнего "городка" и назвал его в честь соседней Свяды, а позже там были, видимо, выделены волоки для новых поселенцев, получивших «слободу» от повинностей.

Что ж, мнение ученого согласуется с выводами археологов, по версии которых коренные жители покинули низменность - прибрежье Берещи и освоили городище на возвышенности. И определеннее становится высказывание о свядских «боленских панах». Они могли присутствовать там в виде обладателей новых земельных наделов - волок.

Описание Свяды как слободы и городка делает ее более солидным историческим объектом. Уместно сказать, что в поместье работало 1308 ревизских душ (для сравнения – в Борисове на 1795 год проживало 1625 жителей). Поэтому можно с уверенностью заключить, что Свяда играла важнейшую роль в крае, пока не освоили новый водный маршрут в обход ее, через Лепель.

Пятьсот лет назад раскрывалось "золотое дно" Лепельского озера. Люди Иоанна Васильевича Грозного, пройдя Берещу, вплывши в Эссу, оказывались пред распутьем - пред выбором: куда идти дальше? Направо лежала древняя Свяда, а изгиб налево вел к Лепелю, где «литовские люди город поставили» - осваивали новую территорию. 

Интересно, что бы они увидели, повернув к Свяде?

Вопрос очень интересный - мы бы не гадали, кто конкретно подразумевался под «боленскими панами». Однако более важный акцент – как бы они охарактеризовали то, что мы сотворили за полтысячи лет?

Нет больше той речки, связавшей Эссу с Берещей, пересохла. Нет и Лососницы, наполненной запасами рыбы. И канала, проложенного по указанию наследницы российского престола, нет больше: изжил себя.

Сосредоточение населения в городах преобразило жизнь. Погоня за удобствами вылилась в игнорирование природного достояния, машины стали приоритетом. Мы поклоняемся индустриальному сообществу, основанному на материальном потреблении.

Переосмысление – главная задача сейчас. Все же верится, что процессы возрождения проникнут в сознание людей как неизбежность, и новые поколения будут ими руководствоваться. Уроки прошлого обязывают…

На снимке: там, за Эссой, свядские окрестности.
06.03/19


Рецензии