Бывший друг

   Бывший друг, - тот, кого теперь я другом назвать не могу, раньше был другом, а теперь нет. Почему так случилось? Об этом долго рассказывать, получится, маленький рассказик, это даже лучше, чем большой хороший рассказ. Начинать, надо с начала, как мы познакомились, и окончить, тем, почему я не хотел бы продолжить дружбу с ним, даже просто общаться.


     С грехом пополам, меня приняли токарем, на авиационный завод, начальников пугало всё: мой возраст 62 года, иногороднее моё происхождение, наличие образования, прежний конструкторский стаж. Начальник цеха предупредил, что если в течение месяца, я не буду справляться с порученной работой, мне придётся подать заявление на увольнение по собственному желанию. Я согласился, по тому, что особого выбора у меня не было, уже два года я мотался по частникам, у которых желание обмануть работника, было слишком велико.


    Мне нравилось, что на работу, теперь, можно будет  ходить пешком, а не тратить уйму времени на поездки в транспорте. До проходной завода, прогулка занимала не более 10…15 минут, и столько же по территории завода, до цеха. Цех назывался, -  «Арматурный», на самом деле, в нём изготовляли детали, и собирали целые узлы, пневматических и механических, элементов самолёта.


    Меня поразила древность универсального станочного оборудования, я еще не знал его технического состояния, оно было ужасным. Лично мне пришлось целую неделю потратить на то, чтобы, токарный станок, который предоставили в моё распоряжение, мог хоть что-нибудь выточить. О достижении высокой точности, и производительности не могло быть и речи, оставалось полагаться только на свою сообразительность и богатый опыт.


    Мастером на участке, была женщина, невысокого роста, доброго характера, отлично знавшая производство, со всеми его плюсами и минусами. Через неделю, ей дали второго помощника, только, что устроившегося на завод, по его выправке и привычкам, было видно, что он бывший военный. Был он не из робкого десятка, практически с нулевыми техническими знаниями. В цехе и так хватало технически безграмотных людей, вызывавших пренебрежительное отношение рабочих.


    Всё дело в том, что начальник цеха, прослуживший срочную службу в ВДВ, очень уважал бывших военнослужащих, и особенно тех, кто не прятался по штабам. Этот бывший майор, был не из ВДВ, но и не штабной работник, прошедший службу в ВВ, начиная с окончания военного училища, до самой пенсии. На пенсию служивые люди уходят гораздо раньше 60-и лет, ему было чуть больше 50-и, он мог бы ещё служить, но вынужден был уйти в отставку, по неизвестной мне причине. Скорей всего причина эта, не очень хорошо его характеризовала, по этому, о ней он старался не распространяться, а мне не хотелось об этом узнавать.


    Все окружающие стали называть его, - «Майор», я тоже буду называть его так, потому, что по имени отчеству, долго набирать. Могу ещё, вспоминая мою привычку, в период окончания нашей дружбы называть его, - НКЛМХ, так даже удобней будет, лучше, наверное, чередовать, через раз. Слово, - Майор, набирать буду без кавычек, но с большой буквы, как имя собственное, он человек всё-таки, хоть и бывший друг, нет у меня к нему уважения, но и ненависти тоже нет.


    С первого дня я относился к нему с уважением, потому, что сам когда-то работал мастером в большом цехе, в моём подчинении было, около двух десятков человек. На нашем участке, хоть и было меньше работников, но мастеров, вместе с Майором стало уже три человека. Кроме НКЛМХ, помощником мастера был, молодой человек, Константин, недавно окончивший обучение в местном ВУЗе, который иногда задавал мне вопросы по технологии моей работы. Сначала, я думал, что он проверяет меня, но потом понял, что он действительно ничего не понимает, ни в материаловедении, ни в технологии.


   Таких «специалистов» с высшим образованием и без него, мне приходилось встретить много в этом городе. Что именно являлось причиной плохих знаний? Я так и не узнал, но скорей всего, плохое обучение  в НЭТИ и других технических учебных заведениях. Так, что Майор на фоне других  безграмотных инженерно-технических работников, не сильно бросался в глаза, все были не лучше. Были случаи, которые могли поразить любого работника нашего участка, но он быстро ориентировался в пространстве, менялся по ходу событий, набираясь опыта.


    Мне отчасти было жаль его, служил человек, служил, и вот пришлось ему в зрелом возрасте сменить профессию, к этому тоже надо отнестись с пониманием. Майор с первых дней показал себя не очень хорошо, его рабочее место находилось вместе с рабочим местом технического контролёра. На всех предприятиях есть Отделы Технического Контроля, - ОТК, но на этом огромном авиационном заводе, технический контроль качества деталей, был отдан в подчинение начальнику цеха, в виде бюро, - БТК.


    Контролёром БТК, работала милая молодая женщина Катерина, больше всего мне запомнились её золотистого цвета глаза, раньше мне не приходилось встречать людей, с глазами такого цвета. Ещё, поразительным образом, образовывались складки на пухлых губах её рта, от чего улыбка, становилась почти детской. Многим молодым людям, она казалась по-детски, глупенькой, но могу вас уверить, что глупенькие были они сами. Катерина уже тогда была хорошим специалистом и никому не давала спуску.


    В свой первый рабочий день Майор, предложил нашей Катерине, быстренько заварить ему кофе. Катя, быстренько его отшила от начальственных манер, это там, в армии он приучен был, отдавать команды, а вести себя в обществе гражданских людей он совсем не умел. НКЛМХ не получил кофе, ему толково было объяснено, что не для всех он начальник, и даже для кого он начальник, не все его распоряжения будут исполняться. Офицерам, долго прослужившим в армии, столь простые принципы бывает трудно понять, а нам трудно понять, чья это беда.


    Кроме того что Майор не получил желаемого кофе, хоть и убеждал Катерину, что он начальник, а она подчинённая, вместо этого он получил расползающиеся по цеху слухи, о своих ничем неоправданных командирских замашках. Эти слухи не пошли на пользу его работе, каждый к кому он обращался потом с просьбой, считал себя вправе послать его куда подальше, а не кидаться выполнять просьбу. Надо быть осторожным в начале своего пути, стараться не ударить лицом в грязь, это гораздо проще, чем потом реабилитироваться, восстанавливая свой утраченный авторитет.


    Мне неудобно признаться, что я тоже не желая того приложил старание для крушения авторитета Майора как специалиста в деле металлообработке. Вышло это совершенно случайно, мне для получения требуемого размера, необходимо было разрезать резьбонарезную плашку, до упругого её состояния. Именно с такой просьбой обратился я НКЛМХ, чтобы он как помощник мастера отдал плашку заточнику, для разрезания. Майор в свою очередь предложил разрезать мне её самому, обыкновенной ножовкой, от удивления на моей лысине поднялись последние волосы.


   Плашку, для меня, конечно, разрезали, но новые слухи о некомпетентности НКЛМХ, от этого только усилились, я не стал прятаться и предложил Майору, доверять мне, как специалисту, а если появятся трудные для него вопросы, не стесняться получить у меня на них ответы. Так между нами стали налаживаться дружеские отношения, которые больше были нужны НКЛМХ, чем мне, но потом он стал забывать об этом.


     Кроме плохих привычек, которые были причиной, его же плохих поступков, у Майора были и хорошие качества, он никогда не прятался за спины других людей, если был виноват сам. Однажды НКЛМХ, отпустил домой раньше времени, бригаду работавших в ночную смену людей. Конечно, это личное дело каждого и каждый должен был отвечать за это, но Майор, взял всю ответственность на себя, его частично лишили премии, но его авторитет немного подрос. НКЛМХ, несколько раз проявлял свою отвагу, в осуществлении моих довольно авантюрных предложений.


    Мои предложения, только казались авантюрными, на самом деле, являлись технически обоснованными решениями, многих проблем. Разве можно считать авантюрой, ликвидация допущенного брака, или экономия дорогостоящего металла, я никогда не забуду, как благодаря его согласию, мы выпустили деталей в два раза больше, чем было определено технологией. Из металлической стружки, которая раньше, уходила в отходы, было изготовлено небольшое панно в виде золотого руна, оно и по сей день весит в кабинете технологов, как напоминание, об этом случае.


   Мне тоже есть, за что быть благодарным лично, НКЛМХ, это он, поспособствовал моему переходу на ижевский станок. На станках этого класса, я работал с 16-и лет, и знал все их преимущества и недостатки. У новых моделей этих станков, появились новые преимущества, но и новые недостатки, к тому же, станок был далеко не новый, а ремонтные службы цеха, оставляли желать лучшего. Собственно ремонтные службы и постарались, в его выходе из строя.


   Майор имел ещё одно качество, быстро обучаться разным делам, но наряду с этим у него возникало самомнение, что он уже стал специалистом в этих делах. Такое поверхностное знание, глубинных проблем, всегда оборачивалось плохими техническими решениями, и излишним хвастовством, горе-специалиста. Собственно говоря, это зазнайство и стало причиной разрушения наших дружеских отношений. Кто-то из друзей посоветовал Майору, оставит работу на заводе, и перейти на работу в ЖКХ, скорей всего на этом новом посту он пытался заменить, одного из своих друзей сослуживцев.


   Его попытка стать служащим ЖКХ, ничего не дала ему кроме, лишнего подмигивания глазом, работа оказалось нервной, и не хорошо оплачиваемой, при встрече я посоветовал ему вернуться на завод. НКЛМХ, пришлось вернуться, но только в новом качестве, так он стал работать руководителем ремонтной бригады оборудования цеха. Опять это стало новым для Майора  испытанием, я как мог, снова стал помогать ему, но только советами, и очень редко делом.


    Снова, поднаторев немного он, перестал слушаться моих советов, это стало бы его личным делом, если бы мой станок на котором я уже привык работать, для которого у меня было изготовлено мной множество приспособлений и инструментов, не вышел бы из строя. Теперь ремонт зависел от механика, то есть от Майора, а он завёл массу друзей, среди других специалистов, в снабжении, плохо разбирающихся в назначении деталей оборудования. В результате, я сам отремонтировал станок, и уволился, с последнего места своей работы, стало подводить здоровье, и бегать от одного станка к другому, из-за своего бывшего друга, мне надоело.


Рецензии
Как-то Вы легко относитесь к понятию - друг. Собственно вы с Майором и не были друзьями. Максимум были в дружеских отношениях, скорее даже, в просто приятельских.
Рассказ, как и всегда, написан интересно, однако нет ощущения законченности, понимания, что к чему и зачем, какой-то он получился в подвешенном состоянии -обо всём и не о чём. Наверное, повествование входит в диссонанс с названием. Не достаёт конкретики в отношениях. Друг всё-таки. Завязка дружбы. Разрыв. Драма. Душевные переживания. Вот, если назвать - "Знакомец". Тогда рассказ ничему не обязывает, просто случай из жизни и всё встаёт на свои места. Лёгкость знакомства. Лёгкость разрыва. Был знакомец, не стало, да и бог с ним. Как прилепился, так и отлепился.
Постарался кратко свою мысль выразить, может от того немного сумбурно, но Вы человек умный, на то и уповаю, что поймёте. :)

Старый Русский   25.03.2019 00:47     Заявить о нарушении
Я даже размышлял по этому поводу, - почему мы были друзьями? Ответ находился просто, все мои друзья остались в городе из которого я приехал, а новых завести не удалось. Рабочая среда, относилась ко мне недружелюбно, я был специалистом лучше, чем они, по причине своего опыта и образования. Мои товарищи не могли меня понять, мне иной раз даже поговорить было с ними трудно. Так бывает, что русскому человеку в России поговорить не с кем. Я человек не заносчивый, с 16 лет за токарным станком, раньше с уважением относился к рабочему классу и сам был таким. Дело наверное в том, что люди на моей родине, совершенно другие, даже не знаю как сказать, более просвещённые, что ли?

Владимир Тунгусов   25.03.2019 02:33   Заявить о нарушении
"Так бывает, что русскому человеку в России поговорить не с кем." - если бы вы только знали, как часто мне приходится поддерживать разговор, содержащий для меня совершенно пустое, лишь для того, чтобы не обидеть собеседника, не задеть его самолюбия, а то и целого коллектива. Поддерживаешь разговор и понимаешь с грустью, а поговорить то, собственно и не с кем.
То же и с так называемыми "друзьями". Называешь друзьями, лишь от того, что так принято, а друг и не друг вовсе, просто знакомец, который в тебе заинтересован, пока выгоду видит. :)

Старый Русский   25.03.2019 20:01   Заявить о нарушении