Физфак
Так получилось, в моей жизни никогда не было физики. И вдруг моя подруга Лена предложила мне съездить на физический факультет МГПУ , который она давно закончила. Там была научно - популярная лекция , где показывали интересные опыты. Я согласился.
Доехали мы быстро, я даже не ожидал. Здание внутри мне понравилось. С голубыми стенами и белыми колоннами. Оно оказалось старинное, тихомировский корпус. Там было много простора и света. Лекция проходила на втором этаже, меня подняли по широким лестницам. Потом меня посадили в огромную аудиторию, высотой от второго до третьего этажа. Лена села рядом на скамье и сразу началась лекция.
Я сразу увидел на кафедре много приборов. Заметил внизу стул на вращающейся платформе. Лектор оказался интеллигентный, умный. Я старался понять незнакомый язык физики. Вначале было про корабль без окон и дверей, равномерно плывущий по морю. Я понял, что если сидеть внутри такого корабля, то нельзя обнаружить, движешься ты или стоишь на месте.
Я вспомнил героев сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», которые плыли по морю в запечатанной наглухо бочке. В качестве иллюстрации к этому закону Ксения , показывавшая опыты, запустила по столу маленькую тележку с трубкой по середине. Если тележка не двигалась, уроненный сверху со штатива шарик попадал точно в цель. Если она двигалась с ускорением, шарик летел мимо. Если Ксения запускала тележку равномерно, шарик попадал точно в цель.
Потом лектор рассказывал о вертолете, зачем ему второй винт на хвосте. Оказалось, для устойчивости. Затем была игрушечная металлическая пушка, она показывала закон сохранения импульса. Во время выстрела шарик летел в одну сторону, пушка откатывалась в противоположную.
Когда ствол пушки утяжеляли, то откат был меньше. Затем Ксения прицепила сачок к стволу пушки и… отката не было совсем. Пушка дернулась и остановилась.
Я еще запомнил маятники – нитяной и пружинный.
Потом были старинные весы. На одной чаше весов колба с водой, на другой – гиря ее уравновешивала. Он опустил в колбу железную гирю на нитке, прикрепленной к весам , равновесие сохранилось. Но когда лектор опустил в воду кончик деревянной указки, чаша весов поползла вниз. Он указкой надавил на воду, а вода надавила на весы.
Еще запомнился опыт с упругим и неупругим ударом. Стальной шарик, запущенный Ксенией, много раз отскакивал от толстой стеклянной пластины. Пластилиновый шарик прилип сразу, и лектор спрашивал нас, куда ушла энергия шарика. Как я понял, энергия ушла в шарик и он нагрелся. Потом были опыты с водой, в которую был погружен деревянный шарик - поплавок. Лектор погружал его указкой вниз, а шарик всплывал. Я также узнал секреты устойчивости высокой Останкинской башни. Оказывается, в ней 500 метров высоты, но в основании окружность радиусом 80 метров и башня стоит.
Запомнилась миниатюрная этажерочка, внутри которой висела гирька- отвес. Как только при наклоне этажерочки отвес выходил за площадь опоры, этажерка опрокидывалась. Так я узнал секреты равновесия и почему матросы при ходьбе широко расставляют ноги.
Физфак мне очень понравился. Мы потом еще там погуляли. Спасибо за лекцию и опыты. Может, когда-нибудь еще приеду.
Свидетельство о публикации №219030600886