Физфак

ФИЗФАК


     Так получилось, в моей жизни никогда не было физики.  И вдруг моя подруга Лена предложила мне съездить на физический факультет МГПУ , который она давно закончила. Там была научно - популярная лекция , где показывали интересные опыты.  Я согласился.
    Доехали мы быстро, я даже не ожидал. Здание внутри мне понравилось. С голубыми стенами и белыми колоннами.  Оно оказалось старинное, тихомировский корпус.  Там было много простора и света. Лекция проходила на втором этаже, меня подняли по широким лестницам. Потом меня посадили в огромную аудиторию, высотой от второго до третьего этажа.  Лена села рядом на скамье и сразу началась лекция.
   Я сразу увидел на кафедре много приборов. Заметил внизу стул на вращающейся платформе.  Лектор оказался интеллигентный, умный.  Я старался понять незнакомый язык физики.  Вначале было про корабль без окон и дверей, равномерно плывущий по морю. Я понял, что если сидеть внутри такого корабля, то нельзя обнаружить, движешься ты или стоишь на месте.
   Я вспомнил героев сказки А.С. Пушкина «О царе Салтане», которые плыли по морю в запечатанной наглухо бочке. В качестве иллюстрации к этому закону Ксения , показывавшая опыты, запустила по столу маленькую тележку с трубкой по середине.  Если тележка не двигалась, уроненный сверху со штатива шарик попадал точно в цель. Если она двигалась с ускорением, шарик летел мимо. Если Ксения запускала тележку равномерно, шарик попадал точно в цель.
   Потом лектор рассказывал о вертолете, зачем ему второй винт на хвосте. Оказалось, для устойчивости.  Затем была игрушечная металлическая пушка, она показывала закон сохранения импульса. Во время выстрела шарик летел в одну сторону, пушка откатывалась в противоположную.
Когда ствол пушки утяжеляли, то откат был меньше. Затем Ксения прицепила сачок к стволу пушки и… отката не было совсем. Пушка дернулась и остановилась.
  Я еще запомнил маятники – нитяной и пружинный. 
Потом были старинные весы. На одной чаше весов колба с водой, на другой – гиря ее уравновешивала. Он опустил в колбу железную гирю на нитке, прикрепленной к весам , равновесие сохранилось. Но когда лектор опустил в воду кончик деревянной указки, чаша весов поползла вниз. Он указкой надавил на воду, а вода надавила на весы.
 Еще запомнился опыт с упругим и неупругим ударом. Стальной шарик, запущенный Ксенией, много раз отскакивал от толстой стеклянной пластины. Пластилиновый шарик прилип сразу, и лектор спрашивал нас, куда ушла энергия шарика. Как я понял, энергия ушла в шарик и он нагрелся.  Потом были опыты с водой, в которую был погружен деревянный шарик - поплавок. Лектор погружал его указкой вниз, а шарик всплывал.  Я также узнал секреты устойчивости высокой Останкинской башни.  Оказывается, в ней 500 метров высоты, но в основании окружность радиусом 80 метров и башня стоит. 
   Запомнилась миниатюрная этажерочка, внутри которой висела гирька- отвес. Как только при наклоне этажерочки отвес выходил за площадь опоры, этажерка опрокидывалась. Так я узнал секреты равновесия и почему матросы при ходьбе широко расставляют ноги.
   Физфак мне очень понравился. Мы потом еще там погуляли. Спасибо  за лекцию и опыты. Может, когда-нибудь еще приеду.


Рецензии