Готовы ли мы обличать?

      В данном материале  представлен ответ на вопрос, который затрагивает каждого верующего человека касательно темы обличения и осуждения.            

                Вопрос:

      «…А есть ли в нас то самое смирение? Ведь критикуем, обличаем, вроде и за дело, но так ли смиренные поступают? Ведь ругаем людей за то, за что и атеисту в голову не придет: женщин за то, что красятся, в брюках и мини ходят, мужчин, - что курят, шорты, майки носят, в храм не ходят... Всех, кто православие не исповедует - тоже в черный список… Столько критики, нетерпимости... С одной стороны, обличать порок нужно, но как не впасть при этом в осуждение? Допустим мы пишем, что зачастую молодежь теряет стыд и впадает в разврат, бизнесмены - хапуги и сребролюбцы, сильные мира сего - лжецы, Америка - рассадник порока, - это обличение греха или осуждение? Вроде, с одной стороны, конкретных имен не называется, но с другой мы ставим себя как бы выше этих людей, судим их... Как тут быть? Совсем не видеть этих реалий тоже нельзя, а тем более их оправдывать... Где золотая середина?»

                Ответ:
 
      Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Священного Писания.

      Христос говорит: «…ибо Я кроток и смирен сердцем…»(Мф. 11:29)
      И вот смиренный сердцем Христос обличает фарисеев: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам…»(Мф.23:13) Христос называет вещи своими именами, во свете Божественной Истины обличая ложь.
      Далее, - все знают эпизод, когда однажды Господь, сделав бич из веревок выгнал из храма всех  продавцов волов, овец и голубей, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. Невыносимо Ему было видеть, как дом Отца Небесного превращается в вертеп разбойников. И как нам самим поступать в подобных случаях? Некоторые говорят: «и мы тоже должны брать в руки бич».

      Но посмотрим внимательнее на это событие, посмотрим, что было до, и что — после него. Еще только подходя к Иерусалиму, Господь, «смотря на него, заплакал о нем и сказал: О, если бы ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! … придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя … и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего».(Лк. 19:41-44).
      Потом, когда Господь уже очистил храм, подошли книжники, и спросили: «Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать»? Господь ответил: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».

      Вот, ты взял в руки бич, чтобы наказать нечестивых. Но — плакал ли ты, подобно Господу, о тех страшных бедствиях, которые они уготовили себе и в этой, и в будущей жизни?
      А во-вторых, готов ли ты, как Господь, предать за них на поругание и разрушение храм своего тела?  Есть ли у тебя такое смирение, как у Христа, который, исходя кровавым пОтом в молитве в Гефсиманском саду от ужаса предстоящей смерти за грехи других людей, смог произнести: «Да будет воля Твоя»?
      Когда человеку ставят диагноз «рак последней стадии», многие ли готовы исполнить на себе слова «да будет воля Твоя»?

      Мой духовный наставник отец Алексий Коловершин это исполнил, Царство ему Небесное! Когда стал известен его диагноз - рак поджелудочной железы, он не унывал и не роптал, но благодушествовал в мирном духе. За полгода до его кончины мы с супругой его посетили (с отцом Алексием мы 13 лет вместе прослужили в храме детской колонии). Отец Алексий завел нас к себе келью и "доложил" о своем состоянии. Сказал, что полностью предался в руки Божии, не беспокоится ни о своей болезни, ни о своем будущем, у него твердая уверенность, что Кто-то о нем уже позаботился и всё, что нужно для него, - уже приготовил, ему остается просто терпеть свое положение и ждать то, что будет. Сказал, - что Богу теперь угодно, то Он и будет с ним делать ко спасению. А метастазы уже и в печени… Но, что удивительно, - с ним, можно сказать, смертельно больным, рядом было так спокойно и радостно! - и этот Мир Духа Святаго наполнял не только его самого, но и души приходящих к нему людей. Однако крест этой болезни был настоящей его Голгофой, и отец Алексий претерпел всё до конца. Как и сказано в Евангелии - "Претерпевший же до конца спасется"(Мф.24:13). Претерпел, расплачиваясь своей болезнью и смертными страданиями за грехи людей, о которых он усердно молился, но, однако, в своем праве «бичевания» он никогда ни на кого не повысил голос, не обидел ни одного человека, с любовью и переживанием за каждого выявлял и обличал его грехи, исцеляя души людей, направляя их ко спасению. Мы способны на такое?..

      Уже перед этими вопросами все мы окажемся в положении тех иудеев, которых Господь спросил, указывая на пойманную грешницу: «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8:7). И придется нам тоже, бросая бичи, «уходить один за другим, начиная от старших», то есть тех, кто поумнее, и до «последних».
      А уж третий вопрос окончательно, в пыль сокрушит нашу гордыню: а сможешь ли ты, как Господь, заново воздвигнуть разрушенный храм своего тела?
      Нет, - бич этот, оказывается, не для наших рук, а для наших грешных спин!

      Интересно, что этот отрывок из Евангелия о Христе с бичом Церковь напоминает нам на пасхальной седмице, когда пришло время радости и утешения, потому что не собственно о биче напоминает Церковь, – что о нем напоминать, когда этот бич, то есть страдания и скорби, всегда либо на нас, либо перед нашими глазами.  Однако в том есть величайшее для нас утешение: Церковь показывает, в Чьей руке этот бич. В руке Того, Кто не только плакал о наших грехах, не только предал Себя за нас, но и чудесно восстал из мертвых. Вот Кто стоит над всем, и в Чьей руке всё и вся. И разве может от этой руки исходить что-либо злое, что-либо несовершенное, что-либо неразумное? И как часто в нашей жизни мы думали: пришла беда, случилось несчастье, — а ведь это Сам Господь Своей могучей любящей рукой оттолкнул нас от края адской пропасти. И прославляя Воскресение Христово, мы с особым чувством произносим слова молитвы Господней: «да будет воля Твоя яко на небеси, и на земли». Прославляя Воскресение Христово, мы с особой радостью принимаем и прославляем эту Его спасительную власть над нами: «Слава Воскресению Твоему, Христе, слава Царствию Твоему, слава смотрению Твоему, Едине Человеколюбче»!

      Итак, первый вывод, который можно исходя из этого сделать, - нет в нас и тени смирения, если мы, читая слова молитвы «да будет воля Твоя», на самом деле все-таки желаем «да будет воля моя», и глубоко возмущаемся другими людьми, которые эту «мою волю» не исполняют. А если те, в свою очередь, возмутятся тем, что мы «их волю» нарушаем, то тут уж держись, - «нашла коса на камень!», - будет война «богов» самочинных, и тогда мы за ценой не постоим, - ведь нам нужна одна победа!

      Смысл слов молитвы «да будет воля Твоя» глубоко раскрывается в мудрой молитве Оптинских старцев:
      «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесет мне наступающий день.
      Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
      На всякий час сего дня во всём наставь  и поддержи меня.
      Господи,  открой  мне  волю  Твою  для  меня  и  окружающих  меня.
      Какие бы я  ни получал  известия  в течение дня, научи меня принять их со спокойной  душою  и  твердым  убеждением, что  на  всё  святая  воля Твоя.
      Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.
      Во всех непредвиденных  случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
      Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
      Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события  в  течении  дня.
      Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать  и  любить. Аминь».

      Поэтому в жизни, рассматривая возникшую конкретную ситуацию, нужно всё-таки хорошенько посмотреть в себя, - что же мною движет, когда мне так хочется вмешаться и «бичевать» других, а также оценить реальные последствия такого вмешательства, - что это изменит, и не в худшую ли сторону? Иначе легко можно стать участником бесовского сценария вражды людской, где все окажутся повязаны грехом осуждения, и как снежный ком, нарастая в размере, покатятся  под откос в духовную бездну под ликование демонов, которые в конце «разборки», независимо от её результата, всех задействованных участников наградят чувством самооправдания и собственного превосходства,  то есть, вместо утерянной благодати Божией мирного духа и спокойной совести, напитают души людей уже своим духом гордыни.

      Как убеждает опыт жизни, мир не изменится в лучшую сторону, если мы будем порицать других. И сами мы от этого не получим никакой пользы, и другим ее не принесем, а только лишь навредим себе.  Поэтому, мы можем начать менять этот мир, начиная прежде всего с самих себя, а не с других, со своего покаяния и изменения.
      А согрешающих надо:
      1) Пожалеть в своем сердце, ибо не ведают, что творят, - не знают о последствиях греха для своей души, а если и знают – нет сил, воли, противостоять рабству страсти, в которое они попались в свое время. Преподобный Силуан Афонский говорит: «Если ты увидишь, как человек согрешает, и ты его не пожалеешь, то благодать Божия обязательно тебя оставит».
      2) Помолиться за них: «Господи, спаси и помилуй раба Твоего, и молитв его ради святых, – помилуй и спаси меня грешнаго». Спасает не начало, а конец. Может этот человек придёт к покаянию и спасется, а наш суд над ним станет судом над нами самими. «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить»(Мф,7:2).
      Молитва за человека привлекает к нему спасительную помощь Божию, и помогает ему отвратиться от греха. А осуждение лишает и его, и нас этой помощи.

      Но вот апостол Павел наставляет: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть». (Еф.5:11-13)

      Чем же обличение отличается от осуждения? Формально, - очень просто: если мы говорим, что «человек украл», - это обличение, а если говорим, что «он вор», - это уже решение суда, осуждение, потому что, укравший может раскаяться и возненавидеть грех, и никогда этого не повторит, а мы его заклеймили, осудили.
      Я до сих пор хорошо помню, как много лет назад мой младший 6-ти летний сын подошел ко мне однажды потупясь взглядом и спросил: «Пап, ты маме не расскажешь, что я тебе скажу?» Видя, что дело серьезное, и он стоит, смущается, я посадил его к себе на колени и пообещал сохранить тайну его разговора со мной. Он стал тихо лепетать, что как-то взял мамин кошелек, открыл его и взял оттуда денежку…, - и вдруг рыдание перехватило его дыхание, слезы покатились из родных глазенок градом… Я ему сразу всё простил и прижал его головку к себе, подтверждая неизменную свою любовь к нему… Еще пару раз всхлипнув, он, умиротворенный, успокоился и легко вздохнул, - с чистой совестью и душою. А я с трепетом вдруг осознал, что стал свидетелем сокровенного Таинства Покаяния души этого маленького Человека пред Богом…

      Возвращаясь к исходному вопросу и разбирая его формулировку по  частям, можно обозначить:
      1)«зачастую молодежь теряет стыд и впадает в разврат», - это обличение;
      2)«бизнесмены - хапуги и сребролюбцы», - это осуждение;
      3)«сильные мира сего – лжецы», - это осуждение
      4) «Америка - рассадник порока», - это осуждение.
      Чтобы исправить осуждение на обличение, нужно говорить:
      2)«бизнесмены присваивают себе что-либо незаконным путём и берут взятки»;
      3) «сильные мира сего заведомо говорят ложь»;
      4) «Америка распространяет порочные взгляды».
      То есть, нужно помнить: «Даже говоря то, что думаешь, - думай, что говоришь».
      Обличая порочные действия, мы не имеем право выносить окончательный суд, осудить человека, вынести ему приговор.

      Обличение зла с нашей стороны должно иметь цель воспитать отвращение и ненависть ко злу, как таковому, в душе самого человека, а не ненависть и пренебрежение к какому-либо человеку. Для этого нужно иметь духовную мудрость, как у святых отцов, которые могли судить всякое зло, не осудив при этом никого.

      Но даже и обличать мы не умеем, если просто начинаем ругать людей.
      Апостолы наставляют:
      «Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя»(Иак.1:19-22).

      «Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела. Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же? Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его»(Рим.1:1-6)

      «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя»(Гал.6:1-3).

      «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас;
но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
      Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное»(Еф.4:31-32, 5:1-2).

      Когда мы ругаем другого человека, мы пытаемся его чужое зло «прогнать» своим. Иногда это даже дает какой-то эффект для успеха во внешних делах, однако вредит нашей душе. И «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»(Мф.16:26)

      Мы должны ненавидеть грех, страсти  в своей душе, гнушаться ими, противостоять этой ненавистью к прилогам греха, когда нас что-то соблазняет, искушает. Но мы не должны смешивать человека, – этот образ Божий, с грехом, который в нем.
      Преподобный Исаак Сирин писал: «Люби грешников, но ненавидь дела их, и не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому тебе не впасть в искушение, в котором пребывают они. Ни на кого не гневайся и никого не ненавидь ни за веру, ни за дурные дела его…, молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу».

      Для воздержания от осуждения надо периодически просматривать практический материал «Как победить страсть к осуждению?» http://www.stihi.ru/2017/12/15/5423. Повторенье – мать ученья.

      Также нужно не забывать и мудрые слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно – в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не осуждай ближних, предоставив суд над ними Богу, – и очистится сердце твое от лицемерства. Потому необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве».

      Жалеть надо и тех, которые критикуют и пытаются привлечь нас на свою «правую» сторону, «горят праведностью обличения» по отношению к другим, не таким, как они. «Прости им, Отче, ибо не ведают, что творят…», - Как непросто, однако, в духовной жизни истинно познать себя и Бога, ведь тогда бы уже не пришлось «топить» других, когда бы увидел сам себя «утопающим»…

                «Осудите сначала себя самого,
                Научитесь искусству такому,
                А уж после судите врага своего
                И соседа по шару земному.
                Научитесь сначала себе самому
                Не прощать ни единой промашки,
                А уж после кричите врагу своему,
                Что он враг и грехи его тяжки.
                Не в другом, а в себе побеждайте врага,
                А когда преуспеете в этом,
                Не придется уж больше валять дурака –
                Вот и станете вы человеком».

                (Автор стихов Б. Окуджава)

      (В статье также использованы некоторые размышления, взятые из проповеди протоиерея Вячеслава Резникова).

      Также очень полезные и мудрые наставления опытных старцев и святых отцов по этой теме приведены в видеоролике инета "Как правильно Благодарить? Как вразумлять Ближних? Пестов Николай" https://www.youtube.com/watch?time_continue=440&v=y2GhL3i-Xa4


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.