Ребенок в лесу или потерявший компас рецензия на А

 «Я имею честь принадлежать к кругу литераторов, раз и навсегда обуздавших в себе похоть печататься»,  - это слова человека, вошедшего в список 50 лучших литературных критиков России по опросу газеты «Литературная Россия» от 04. 02. 2005. Автор обзорных статей, рецензий и эссе умеет удивлять читателей своей точностью с помощью ему одному видимой голограммой, которая не только заставляет общаться близких по духу людей, но и открывает удивительный мир поэтики настоящих  авторов.

Интервью с книгой (по статье «Другие» о малоизвестных авторах)

- Что можно сказать о современной литературе в общих чертах?
- Современной литературе плохо. Это вынуждены признать едва ли не все критики. Современную литературу не читают, на нее почти не обращают никакого внимания. Не сможет устоять то, что расколото в себе. Литература расколота на два стана – на «демократический» и «патриотический». ..  Беда в том, что подавляющая часть литературы вообще никак не опознается профессионалами. Ее для профессионалов нет.
 
- В чем феномен такого упадка литературного процесса?
- Феномен культурологический: существуют авторы, о которых только пишут  (но не говорят), но существуют и авторы, о которых только говорят (но не пишут).

- Есть ли различия в поэзии, написанной и читаемой в разных субъектах РФ?
- У майкопской и московской поэзии кардинально различны эстетические и этические базы, основы. И не думаю, что две поэзии поймут друг друга – это невозможно по определению, да и никому нет дела до того, чтобы они друг друга понимали. Майкопская поэзия – не менее самодостаточная целостность, чем поэзия московская, ей также ничего иного не требуется.

- Что делать?
- В культуре все должно опознаваться, осознаваться и проговариваться вслух – иначе культура не сможет следить за собой…
Выход заключается в смене приоритетов. Человек должен посмотреть на литературу иными глазами, глазами провинциала. Провинциал может читать все, что угодно… все складывается в общую картину мировосприятия.

Книга К. Анкудинова напоминает расследование, то есть поиск решения надвигающихся глобальных проблем в литературной жизни  РФ. Профессиональный критик, решившись предпринять необходимые меры, чтобы опознать так быстро создаваемые произведения никому не известных авторов, чувствует себя, если так можно выразиться, «немного потерянным».  Это больше похоже на блуждание по холодному, хвойному, осеннему лесу с многообразной живностью, «природной конституцией», созданной не по правилам, известным критику. Профессионал становится ребенком…  он видит себя одиноким среди поваленных деревьев. Сосны и ели, срубленные «постмодернистами» или «новыми романтистами» шлют сигналы ребенку, который пытается звать на помощь взрослых.  Он понимает, что выход есть, но не может не признать, что нуждается в помощи.

В помощи профессионалов … Хотя,.. нет, видимо, я заблуждаюсь. Снова обращусь к словам Кирилла Анкудинова: «Для этого необходимо посмотреть на литературную действительность иными глазами, глазами провинциала. И тогда то, что доселе было незримо, станет зримым».


Рецензии