Тогда и теперь
И думаю, а ведь мне хотелось стать писателем, в детстве...
Спускаюсь на лифте. Консьержка опять переставила наш стол с «домовой» библиотекой, потому что сама читает только газеты. Переставляю его обратно. Что новенького? Моэм «Тогда и теперь». Беру с собой и выхожу из дома.
Открываю первую страницу: «Биаджо вышел из дому на рассвете».
… хотелось стать писателем. С чего же это началось?
Иду к метро. В голове начинает возникать начало моей истории.
Когда моя бабушка была маленькой, то она ничего не писала, кроме школьных сочинений.
В метро почти все читают, некоторые что-то пишут. Что интересно? Романы, стихи, домашние задания, списки продуктов?
Когда моя мама была маленькой, она писала стихи о мальчике Сереже, который ей нравился.
Женщина, которая пишет что-то передо мной, время от времени останавливается и проводит по странице подушечками пальцев, словно хочет вложить всю себя в то, что пишет.
«Что есть любовь в сравнении с искусством? - продолжил он прерванную мысль. - Любовь мимолетна, искусство – вечно».
Когда я была маленькая, то писала стихи длинные и белые о смерти и сложности бытия.
Двери открываются. Выходят и заходят люди. Иногда, мне кажется, я могу почувствовать других людей, как саму себя.
Я бросила писать стихи и перешла к коротким рассказам. В этот период учителя перестали понимать мои школьные сочинения.
Моя станция. Поднимаюсь по эскалатору. Мимо проплывают рекламные щиты: «Чтение вот лучше учение», «Каменская возвращается»…
« И Биаджо, и его сестра хотели, чтобы Пьеро поступил на государственную службу».
Учителя не могли понять. А я писала днем и ночью, с закрытыми глазами и во сне, в школьных тетрадях и на обоях моей комнаты. Видя это, родители принесли мне настоящую печатную машинку.
На этой машинке я напечатала свои первые рассказы и отправила их в журналы «Юность» и «Смена»
Выхожу на Тверскую. Мне нравится идти и заглядывать в витрины магазинов, в окна многочисленных кафе, где столики возле самого окна. Девушка что-то сосредоточенно пишет в толстом органайзере, в миниатюрной чашке рядом с ней, остывает кофе.
«Он буквально летел на крыльях вдохновения. Сцены следовали одна за другой, будто кусочки картинки-головоломки. Казалось, пьеса пишется сама собой…»
Через некоторое время, я к своему удивлению получила ответы.
Одно письмо было длинное с подписью и даже печатью, другое совсем короткое, но тоже с подписью – в них было написано…
Я иду в плотном потоке людей. Ловлю случайные взгляды, обрывки фраз.
«Почему ты не сказал мне о своих намерениях?
- Опасался, что вы помешаете их осуществлению».
…было написано – нет, нет, нет. Не понятно, неинтересно, не будем печатать.
Прохожу мимо книжного магазина. Вижу объявление. Сегодня здесь встреча с модной писательницей. У меня еще есть время. Захожу в книжный. Представительница издательства активно зазывает покупателей поучаствовать, купить книгу и получить автограф. Лучезарная улыбка ни на минуту не покидает ее лица. Покупатели организовали очередь за автографами.
После этого я перестала посылать свои сочинения, но не перестала писать.
Я писала короткие зарисовки и рассказы – они были похожи… не знаю… дальше дело не шло.
Писательница задерживается.
Прошло несколько лет, и я решила, написать роман, о том как я не могу стать тем человеком, который написал бы настоящий роман, который будут читать
Я думаю купить мне книгу или нет. Она не вызывает во мне большого интереса.
«…ой дорогой Никколо, ты так непрактичен. Кто, по-твоему, будет читать ее?
Ты думаешь, она принесет тебе славу.
- Я и не помышляю о ней».
Я села и написала роман, а потом переписала еще раз и еще раз.
Писательница уже пришла и села на почетное, отгороженное специально для нее место, украшенное красными шарами.
Роман был ужасен – скучен, затянут и непонятен мне самой, уже после третьей страницы.
Она раздает автографы в полной тишине. Кто-то спрашивает: Кем вы хотели быть в детстве?
– Оглашательницей в метро. Мне казалось, это так здорово.
– Почему же вы ей не стали.
– Голос какой-то не такой у меня.
Тогда я написала еще один короткий рассказ и послала его в «Огонек» на конкурс короткого рассказа. Но именно в этот момент сменился главный редактор, поменялась вся политика журнала, и объявленный уже конкурс был отменен.
Я купила книгу и встала в конец очереди.
– Я хочу вам сказать, что я ваши книги никогда не буду читать. Они написаны примитивным языком, и вы сама примитивная девушка, – выкрикнула полная дама, сжимая в руках два тома Леонида Андреева.
Тогда я перевела рассказ на английский и послала на международный конкурс. В этом же году конкурс прекратил свое существование.
– Хорошо что у нас есть чувство юмора – говорит писательница,– а то мы бы сейчас уже плакали.
Писательница одета в вязанное вручную платье. У нее короткие волосы и повернутые куда-то внутрь себя глаза. Почему она говорит о себе во множественном числе? Я протягиваю ей книгу.
После этого мне что-то вспомнился Грибоедов, про которого рассказывали, что он будто бы продал душу дьяволу или каким-то восточным мудрецам, обещавшим даровать ему талант, в обмен на жизнь. После сделки Грибоедов написал свою бессмертную комедию и вскоре погиб.
Она кивает смотрит в сторону и что-то размашисто пишет на белой чистой странице.
«У меня сейчас много свободного времени, и я решил написать комедию.
Хочешь, я прочту ее тебе?
- Комедию? - удивился Биаджо
Ее единственное назначение - вызвать смех».
Перспективы вырисовывались безрадостные и я было совсем отчаялась...
Я выхожу из магазина, через подземный переход попадаю на Большую Дмитровку. Из открытого окна на третьем этаже раздается даже не ругань, а чье-то рычание: «Я злой, да я злой!» Проходящие мимо парочки хихикают и жмутся друг к другу. «Как театрально кричит – ты заела мою жизнь».
И тут увидела рекламу писательского мастер-класса и решила пойти.
Обгоняю их, иду дальше по узкому тротуару. Разные люди мне навстречу. Обрывки разговоров.
- Скучаю…
И там, в толчее и духоте, стоя очень далеко и видя только ноги лектора я услышала как в первый раз, о Толстом и Хэмингуэе и увидела людей, которые хотели стать писателями или уже считали себя таковыми. И я решила учиться. Учиться писать.
Поворот на Малую Дмитровку, французская булочная на углу, Дон Педро, за поворотом пятиэтажное здание с матерчатым козырьком над тремя дверями.
- Алле, Анна, какая из дверей, первая?
Я решила пойти на писательские курсы, позвонила и записалась.
- Хорошо я вхожу.
И теперь я стою перед дверью, дома, где будут проходить занятия, нажимаю на красную кнопку звонка. И дверь медленно открывается…
«Мы должны верить, что бог любит людей доброй воли, но у нас нет доказательств того, что он спасает дураков от просчетов, вызванных их глупостью» - Моэм «Тогда и теперь».
Свидетельство о публикации №219030701478