Заметки на полях или Режиссёр против драматурга

- не эссе, не статья, не матерщина :) -

                «когда ничто не происходит,
                не происходит ничего»
                автор



Вот многие драматурги недовольны своим неучастием в постановках. Почему, удивляются они, всех зовут на «репы» – композиторов, художников, осветителей даже – а нас, пЬесателей, нет? Мы ж пьесу написали – информационную основу всей спектакльной реальности!

А потому: всякий режиссёр хочет быть демиургом, создателем этой самой спектакльной реальности. И не хочет, чтоб на репетициях ему под бок ещё какой-то «подельник в демиургии» лез: демируг должен быть один – и точка! Это даже в картах Таро прописано: один. Каждому челу хочется начертать на белом поле вечности «здесь был Вася». И раз о содружестве текста с его сценическим воплощением порой можно только мечтать, борьба драматурга с режиссёром сводится к тому, чтоб решить, какой именно «Вася» здесь был: текстовый или постановочный :)
Пьесу же такой режик-борец считает никакой не информационной основой, а просто исходным материалом, типа как деревяшка для папыкарлы. И что за буратину он из неё выстругает – решать только ему.

Меж тем даже деревяшку для струганины нужно где-то взять:
а) срубить в лесу,
б) купить у лесозаготовителя,
в) найти на свалке,
г) спереть по случаю там, где плохо лежало.

Рубить, как в пункте «а» – в смысле создавать исходный текст для постановки, на чём и основывается авторский театр – далеко не все умеют. Тут нужно обладать особым качеством – пьесовИдением, и от написания киносценариев оно принципиально отличается. Многим режикам кажется, что они пьесовИдением этим обладают, но на самом деле у них ярко выражено лишь вторичное свойство – субъективизация-прокрустизация чужого пьесовИдения: они её называют режиссёрским замыслом. Говоря простым режиссёрским языком: «только я знаю, как должен был видеть текст этот чёртов писака, и конец его пьесы мне не нравится» :)
Отсюда вытекает: чтобы подстроить текст под своё постановочное вИдение, нужно, чтобы он, как минимум, был.

Но тексты на деревьях не растут.
Правда, порой они попадают на свалки – смотри пункт «в» нашего перечня – но не потому, что плохи, а потому, что были утырены и обнародованы безымянно. В большинстве случаев, это следствие деятельности безответственных постановщиков из народа: учителей и массовиков-затейников, не понимающих сути Интернета.

* Напомню опять и снова: Интернет – это не эфир, из которого чудесным образом «материализуются чувственные идеи». И не коммуналка с извилистыми коридорами, тёмными закоулками и личными чуланами под замком. Интернет – это просто сеть компьютеров, все файлы на каком-нибудь из них рано или поздно оказываются. И ваши собственные, доверенные Интернету, файлы лежат где-нибудь, и роботы-поисковики их прекрасно находят. Так что если вы что-то чужое тихо-тихо положили в уголок – анонимно, «для себя» – знайте: обязательно найдётся тот, кто скопирует и пустит в оборот. Не тырьте чужое безымянно! упомяните автора и где взяли.

* Товарищ, указывай имена и ссылки: в карму зачтётся.

Но увы-увы! – тырят. Так что последний пункт нашего перечня «г» наблюдается сплошь и рядом. И даже если «лежало хорошо», со всеми сопутствующими в авторском праве аксессуарами – с авторским именем, почтой для связи и порой даже телефоном - постановщики-клептоманы предпочитают спереть текст. Потому ушлые владельцы текстов, оберегая своё гнездо, были вынуждены так грамотно освоиться в Интернете, что орлиным глазом находят утыренное через поисковики (порой с множеством тонких ухищрений) – и прям по-горячему наступают нерадивым постановщикам на пятки.
Тогда в ход идёт дежурная отмазка из пункта «в»: «не виноватая я, постановщик-сирота, на свалке безымянно нашёл». Априори предполагается, что постановщик-сирота не умеет и не должен уметь пользоваться поисковиками, где в две минуты можно найти автора по названию текста или взятой в кавычки характерной цитате, о чём ныне осведомлены даже школьники.

Но вернёмся к нашим баранам: режиссёры.
Мир устроен так сложно, что у всех в головах разная 3D-реальность складывается. И в голове настоящего драматурга есть освещённая сцена, и когда такой автор пишет, внутренние актёры разыгрывают на ней складывающееся в пьесу действо (смотри: Булгаков, «Театральный роман», коробочка).
И по-хорошему – вот она, авторская награда: через создание пьесы он познаёт мир, познаёт себя. Большего, казалось бы, и не надо – но остаётся готовый текст. И за текстом нужно присматривать, оберегая его, как живое дитя.

Что там видел пЬесатель во время приступа творчества, ведомо только ему – он может лишь пытаться передать максимум своего вИдения вербально, через текст, и невербально, через вложенную в него при написании личную энергию. Каждый творческий текст – реально кусочек автора, часть его жизни, его жизненных сил: это не пустые слова в мире, построенном на энергообмене.
Но вместо энергообмена творцы чаще всего получают энергообман: люди берут созданное, ничего не возвращая.
И если уж пошёл в творцы, по доброй воле, не под лазерным прицелом – будь к этому готов.
Хотя денег, этих материальных эквивалентов энергопотоков в социуме, всем хочется. И автор не исключение: за свет ведь надо платить.
Особенно тем, кто усиленно его излучает на окружающих :)
Хотя бы в случае профессиональной театральной постановки, дЕла теперь, как посмотришь, чисто коммерческого.

Давать же автору деньги считается дурным тоном. «Какие деньги? Это же театр, храм, священная работа с человеческим сознанием. Это как-то неловко даже. Да и за что? За буковки вот эти вот все? Подумаешь, написал, и я могу, но у меня времени нету, я занят серьёзными делами: пьесы ставлю для зрителя, они купили билеты и должны получить именно то, чего ожидают, а не эти ваши почеркушки, как профессионал вам говорю. Так что конец я переделал, добавил 2 эротические сцены и убрал все эти нудные монологи, отсебятину. Скажите спасибо, что ставим: драматургов теперь – как грязи. А все деньги от билетов пойдут на следующую постановку...» :)
Вот так автор незаметно становится спонсором следующего в очереди автора. Хотя не его, нет – выдоенного из его текста спектакля. А тот автор так же будет спонсировать следующего.
Хотите знать, что такое бесконечность?
А вот...

.


Рецензии