К вопросу о формах русского обращения

Во всех странах в большинстве случаев формы обращения к человеку зависят от возраста, его положения (статуса) в обществе, должности или от образования.
К сожалению, в современном русском языке нет аналогов нейтральным «миссис» и «мистер», как у англичан, или «мадам» и «месье» — у французов.
Странная система дореволюционных обращений канула в лету. И не приживается отчего-то в языке ни "господин" и "госпожа" (которые все в Париже), ни "гражданин" и "гражданка".
Даже исконное русское слово "сударь" на поверку может оказаться просто просьбой дать чарку прохладной водицы уставшему путнику (от "су" - "вода" и "дар").
Ключ к нащупываниваю понимания нашелся у Пушкина в "Сказе о мертвой царевне и семи богатырях" (кто знает, сказ - это быль, не сказка):
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Все дело в том, что у русских, как и у индусов, к примеру, формальные отношения и связанные с ними обращения не приживаются. Именно внутренне не приживаются.
Где-то на подкорке мы стараемся выстраивать родовые связи, даже если прямого родства здесь совсем нет.
Мы говорим ребенку, указывая на незнакомого человека, что это "дядя"("тетя"), по сути признавая, что этот незнакомец для нас брат (сестра), хотя и отношения наши не так близки, как должны быть.
Код русов - братство, единая семья.
Для понимания сути не обойтись без подзабытого: человек человеку друг, товарищ и брат. Семья без границ, рангов и чинов.
Это сейчас по следам разрушенной Империи и перестройки такой лозунг звучит как ироничная агитка. В нас долго и дотошно вдалбливали презрение к собственному прошлому, чтобы и не вздумали вспомнить о собственной сути, о том, кто есть русский человек.
Мир этого кода человека - един, гармоничен и симбиотичен. Это код поддержки близкого ради самого себя, ведь только следуя внутренним основаниям чистоты и совести, можно сохранить самого себя.
Это иное, забытое понимание выгоды в плане нематериального блага, где, следуя заветам старых сказок, гармонизируя мир вокруг (помогая тем, кто в беде), ты словно бы программируешь пространство отвечать тебе тем же. И это вполне логично: отлаженная от сбоев система матрицы может творить только добро.
Но тут необходимо сделать важную пометку: для действенной "починки" мира нужны деятельные, живые, настоящие поступки, совершенные будто мимоходом.
Да,почти буквально как Иван-царевич, который по случаю спасает несколько попавших в беду животных, хотя цель его путешествия совсем иная.
Так что, увы, переводить деньги фонду с красивым названием на спасение пингвинов от белых медведей, полагая себя от того добрым и чутким человеком, творящим что-то великое - это значит впадать в глубокое заблуждение. И не только потому, что белые медведи и пингвины в природе не встречаются.


Рецензии