Весенние сплавы по Чусовой. часть 1

                Из сборника «Школьный туризм»:Весенние сплавы по Чусовой. Часть 1

                Фото из летнего сплава по реке Сылва

          Почему в весенних сплавах мы предпочитали реку Чусовую? Ответ простой -  безопасность. Это доминировало  в походах и с взрослыми группами и с детскими.   Как правило, для большинства участников майский сплав был первым водным походом, опыт прохождения сложных рек  приобретался в последующих.
          Сплав в половодье, по определению, опаснее сплава в межень. На всех реках. Но регулируемые реки имеют особенность: расположенные на них водохранилища заполняются именно вешними водами. Это сглаживает весенний паводок, предотвращает разливы.
          Именно такова Чусовая. Бывают, конечно, и буйные половодья, особенно после снежных зим. Водохранилища быстро заполняются, затем излишки воды сбрасываются. Но это бывает крайне редко; за четверть века сплавов по Чусовой я наблюдал массовый сброс воды всего два-три раза.

          Впервые весенний сплав по Чусовой мы осуществили на плоту в далёком 66-м. С тех пор я почти ежегодно майские праздники проводил на этой реке.
          Исключением были сплавы по Серге, Режу, Сакмаре, Койве, когда на первый план ставилось желание освоить незнакомые реки, проложить новые маршруты.
          К счастью это увлечение прошло после сплава по Койве, где плыли вместе со льдом и было несколько аварийных ситуаций. Поняли, что новую реку, тем более в половодье, надо осваивать хорошо подготовленной командой, с новичками туда соваться не следует.
          К весенним же сплавам в группы приходило много новичков. Для них он был первым и учебным, а посему, и проходить должен был на знакомой и наиболее безопасной реке. А с началом нашей работы со школьными группами это правило стало обязательным.

          Первый весенний сплав со школьниками я провёл на Чусовой в 81-м году.  К тому времени я побывал здесь около десятка раз и знал если не каждый камушек, то уж каждый поворот реки, каждый перекат, каждый впадающий ручей.
          Знание впадающих притоков на Чусовой крайне важно – речная вода не годится для приготовления пищи. Впрочем, вода загрязнена и во многих других реках промышленных регионов.

          С 82-го года весенний сплав школьных групп стал традиционным. На байдарках, катамаранах и ПСНах. Сплав начинали от станции Бойцы, заканчивали в Староуткинске или Чусовском, а нередко и раньше.  До Кына проходили всего пару раз, когда река была действительно полноводной и не вмешивалась погода.
          Исключая первый, все майские сплавы школьников проводились с установкой биваков «по-зимнему» - с шатром и печью. Потом шатры заменили двускатными, сшитыми по собственным чертежам, палатками, но печь была обязательно.

                На катамаранах, май 1983г.
          Высаживаемся из электрички на ст. Бойцы. Надо пройти километр вдоль железки и там, на террасе разбивать стоянку. За неделю до этого мы уже наведывались сюда, заготовили дрова, стойки для палаток и прочее, необходимое для обустройства бивака.
          Приходим. Пора готовить бивак, вязать катамараны, но мы не торопимся, – поход может и не состояться. Возможно, через пару часов с последней электричкой придётся возвращаться в Свердловск. У нас ЧП. При посадке потеряли двух участников похода.

          Хватились пропавших, когда разместились в вагоне. Пробежали по всему составу – потерю не обнаружили. Людмила вышла в Палкино, чтобы ехать назад, искать их на вокзале.
          Парни, пятиклашки из 21-й школы, вроде бы уже не новички: всю зиму ездили с нами на электричках в лыжные ПВД, наши порядки знают. Но где и как они могли отстать? Такое испытание на нас свалилось впервые.
          Однако надо заботиться и об остальных. Притаскиваем дрова и жерди, ставим палатки. Ребята готовы вязать рамы, теоретически знают, как это делается, но ждут моих указаний. А у меня душа не на месте: что могло случиться?
          Проходит электричка из Свердловска. Через некоторое время видим идущую по насыпи группу. Наши ли? Ура! Наши!
          Людмила обнаружила ребят на нашем обычном месте сбора у пригородных касс. Хорошо, что сообразили не бегать по вокзалу, поняли, что их будут искать. Оказывается, перепутали номера путей и выскочили из туннеля на другую платформу, где тоже шла посадка.

          Утром вяжем катамараны. Камеры у нас большие: пять метров в длину и более полуметра в диаметре. Впрочем, диаметр можно и увеличивать: камеры изготовлены из прорезиненного синтетического трикотажа, могут раздуваться. Надо бы сшить на них оболочки, ограничивающие диаметр, но руки пока не доходят.
          На таких камерах заводские туристы ходят без оболочек уже много лет. Правда в походах высших категорий я эти камеры ещё не применял, предпочитаю байдарки и ПСН.  Но в надёжности катамаранов сомнений нет.

          Первые 15 километров до впадения справа Большого Шишима обучаем манёврам, работе веслами на носу и корме.
          Обычно новички считают, что поворот должен осуществляться за счёт усиления мощи гребков по правому или левому борту в зависимости от того куда надо повернуть. Но это ошибочное мнение, так судном не управляют.
          Обучаю кормовых и носовых гребцов вращать судно вокруг вертикальной оси за счёт подтяжек и отталкиваний, отклонять его на любой угол, поворачивать в потоке на 90, 180 и даже вращаться на 360 градусов.
          Со стороны это может показаться странным: вода несёт катамараны вниз, а они крутятся вправо и влево вокруг своей оси. Но это обучение необходимо. Ребята сразу должны понять и почувствовать, что при любом маневре нужно вначале развернуться, а потом включать скорость.  Маневр нельзя размазывать, особенно при уходе от препятствия.

          Чтобы всё это было понято, пришлось попрыгать по катамарану, показать работу веслом на каждом месте. Азы ребята усвоили быстро. Надеюсь, навечно. Кто им в дальнейшем всё это покажет?
          Сколько я встречал водников, не знающих основ управления судном в потоке? Очень, очень много. И вовсе даже не новичков.

          Возле устья Шишима, под скальным обрывом причаливаем на обед. Эта площадка – моё излюбленное место: можно переправиться и сбегать в магазин, и в то же время мысок отрезан от посёлка  Чусовой и Шишимом. Исключаются непрошеные посетители, проще – местная ребятня.

          Уже хотели отчаливать, когда из устья Б. Шишима попёрли ледяные поля – приток вскрылся, начался ледоход.
          Такое пропустить невозможно! Плыть по реке вместе с кусками льда, среди ледяных полей, – когда ещё может так повезти? Обломки льда, сшибаясь и образуя крошево у берегов, растянулись по реке на много километров.
          Почти час наши катамараны лавировали между льдин, рискуя быть зажатыми между льдинами или притиснутыми ими к берегу.
          Некоторые участники даже пытались высадиться на льдины и испробовать прочность льда, что граничило уже с безрассудством. Пришлось прикрикнуть на них и выводить флотилию к правому берегу, где скопление льда увлекалось течением к противоположному. "От греха подальше!"
          Здесь я зачалил, принудив причалить остальные суда. Причалил ещё и по другой причине: один из катамаранов терял плавучесть, гондолы травили воздух. Экипаж запаниковал и просил прекратить сплав, предполагая прокол.
          Подозрение на проколы не подтвердились: просто камеры были новые, непроверенные, – ткань оказалась некачественной и страшно «фитилила». Камеры уже поддувались на ходу в первую половину дня, а потом увлеклись маневрами и забыли в очередной раз подкачать их.
          Чтобы успокоить запаниковавший экипаж пришлось пересесть к ним, причем, вместе с четырёхлетним сыном Митькой. «Худой» катамаран предрешил исход похода – вместо Утки закончили его в Нижнем Селе.
          Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/09/1644 


Рецензии
Теорию поворотов не понял. Хорошо бы показать практически.
Спасибо, Анатолий Дмитриевич, за рассказ!

Юрий Игнатюгин   07.03.2019 22:24     Заявить о нарушении
Юра! Да это же элементарно. Гребок выполняется не вдоль гондол, а поперёк. Носовики делают гребок одновременно в одну сторону перед носом ката, кормовики -- то же самое за кормой. Одного гребка в четыре весла хватает для поворота 4-6 местного ката на угол в 30-45 градусов. А за два гребка кат встаёт поперёк реки.
Да то же самое делается и на байдарках при развороте - носовик начинает гребок сбоку и ведёт его против движения по дуге к носу, кормовик с противоположной стороны делает прямой гребок под корму. Или с той же стороны - от кормы - в сторону. А всякие рули на гребных судах только мешают маневру. Я на своих байдах их сразу снимал вместе с румпелем.

Анатолий Емельяшин   08.03.2019 14:33   Заявить о нарушении