Почему они? Персонажи

Если я когда-нибудь стану прототипом для героини какого-нибудь романа, мне бы хотелось, чтоб линия моего персонажа начиналась так: «Она любит свободу, шоколад и параллели». Именно на последнем я собиралась заострить сегодня внимание, хотя и свободу с шоколадом мы не обойдем стороной, потому что моему персонажу должна быть присуща и верность. А она должна проявляться прежде всего в верности себе. И раз я уже целых два раза успела упомянуть слово «персонаж», то пора сказать главное. Вдогонку к предыдущей статье с названием «Почему они?», я бы хотела написать нечто схожее, только вместо режиссеров, на этот раз, я познакомлю вас с тремя дорогими мне персонажами кино. Всех связывает нечто общее, хотя и различий у них предостаточно, а зовут их: Майкл Аллен (исполненный Ксавье Долланом в фильме «Песнь Слона»), Артур Шелби (исполненный Полом Андерсоном в «Острых козырьках») и просто человек без имени (исполненный Вигго Мортенсеном в фильме «Дорога»).

Пожалуй, начнем с Артура Шелби. В отличие от остальных сегодняшних героев этот персонаж отнюдь не является главным в своем фильме. Однако, герой Пола Андерсона настолько настоящий, что в какой-то момент я поймала себя на мысли, что смотрю Козырьки не ради таких ведущих персонажей, как Томас Шелби, тетушка Полли или даже Алфи Соломонс, а ради странного и страшного, жалкого и пугающего, непонятного, необаятельного, бесталанного Артура Шелби. И тогда, я задалась вопросом, а почему? Артур Шелби – это плод двух людей, которые заслужили «браво» - актера и сценариста. Я не знаю, везение это, или просто сценариста во время создания именно этого героя посетила какая-то особенная муза, а Пол Андерсон, неожиданно для всех, прочувствовал своего персонажа лучше, чем Киллиан Мерфи и Том Харди своих, но то, во что превратили эти люди обычного второстепенного героя, покорило меня. Если бы меня спросили, как лучше всего описать это полуживотное-полублаженное нечто, я бы потянулась за книгой «Мартин Иден» и где-то на страницах этого прекрасного творения выискала бы следующие слова :

 «Святые на небесах чисты и непорочны - как может быть иначе? Тут не за что восхвалять. Но святые среди мерзости - вот где вечное чудо! Вот ради чего стоит жить. Видеть нравственное величие, что поднимается из гнусной клоаки, подняться самому и еще не отмытыми от грязи глазами впервые приметить красоту, далекую, едва различимую; видеть, как из слабости, немощи, порока, из зверской жестокости возникает сила, и правда, и высокий благородный талант…”

Это и есть мой Артур Шелби. Малодушный или сентиментальный? Жестокий или отчаявшийся? Слабый или наоборот сильный? Бесчеловечный или все-таки святой? Да, он малодушный, он не может противостоять более сильному брату. И да, он сентиментальный, ведь он вопреки здравому рассудку до конца верит в то, что его окружают честные люди. Да, он жестокий, ведь он не просто убивает, он убивает с удовольствием. И да, он отчаявшийся, маленький ребенок, заключенный в порочном кругу, для которого жестокость – это лекарство и защита от реальности. Да, он слабый, он не может сказать «нет» своим порокам. И да, он сильный, потому что только сильный человек может пожертвовать собой ради других. Да, он бесчеловечный, нагоняющий ужас своими поступками. И в то же время, он святой, потому что в глубине души, он, будучи главным объектом своего презрения, раскаивается и меняется, меняется и раскаивается. Он – та самая грязь, поднимающаяся из клоаки. Он – то самое величие, приметившее красоту. Он – не просто черно-белый плоский персонаж. Он – Артур Шелби. Он живой.

Следующий персонаж, который оставил огромный след в моей душе – это «человек без имени» из фильма «Дорога». Об этом персонаже, как и о фильме, в целом, мне говорить очень сложно, потому что в нем уже сказано все и лучше сказать невозможно. Но еще одной причиной этому является и то, что для меня этот персонаж настолько живой и реальный, что мне кажется, он сейчас сидит и читает каждую букву, набираемую мной, и смеется, а может и злиться на меня. Знаете, когда делишься с людьми впечатлениями от них, всегда есть шанс очень не "угадать", не "почувствовать" и даже, более того, какими-то, на твой взгляд, положительными фразами, обидеть человека. Тоже самое у меня с этим персонажем, поэтому мне заранее хочется извиниться перед «человеком без имени», чью сущность я, возможно, не так прочувствовала. Это один из самых двояких персонажей, с которыми я когда-либо знакомилась в кино. Нет, он не такой жестокий головорез, как Артур Шелби. И даже не такой святой. В нем нет ни грязи, ни величия. Он не малодушный и не сентиментальный. Что же осталось, подумаете вы… А осталась жизнь. Человек без имени не жесток, он жёсток. Человек без имени не слабый, он отчаявшийся. Его ведут по дороге. Он ведет по дороге. Его учит дорога. Он учит дороге. Его пинает дорога. Он ненавидит дорогу. И в то же время, он дорогу любит. Он любит и того, кого он ведет по дороге. И того тоже пинает дорога. Однако, он благодарен дороге. Ведь ему есть кого вести. Он учит любить эту дорогу. Он верит в дорогу. Он беден, но у него есть кое-что – его свет. Однажды человека без имени не будет. Как и многих других ведущих кого-то и ведомых кем-то. Но он знает, что несмотря на все неровности дороги, он обязан разделять с ней свой свет и осветить ее. Потому что в конечном итоге, человек без имени и есть дорога. Человек без имени – человек. Человек без имени – каждый из нас.

И последний, о ком я сегодня хочу написать, это Майкл Аллен. Майкл Аллен – это абсолютная противоположность предыдущим персонажам. Он не избивает людей на ринге, как Артур Шелби и не пытается выжить, как человек без имени. Он наглый, избалованный, умный, обаятельный, беспринципный, чуткий, он сумасшедший. На протяжении всего фильма юный Ксавье Долан познакомил нас с огромным количеством лиц своего персонажа. Мы ему сочувствуем, а через минуту презираем, восхищаемся, а потом брезгуем, страдаем из-за него и страдаем вместе с ним. Майкл Аллен – представленный нам подловатым манипулятором, оказывается самым невинным из всех знакомых мне персонажей. Майкл Аллен, который пытается убедить всех, что он – хищник, сам оказывается жертвой. Майкл Аллен показывающий себя той самой «клоакой, собирающей в себе всю мартин-иден-овскую грязь» , оказывается красотой, которую приметило поднимающееся нравственное величие. Майкл Аллен, претендующий на роль охотника на слонов, является песней, которую поют слоны. Майкл Аллен – это воплощение порока и жертва порока, Майкл Аллен - лишенный свободы и владеющий свободой. Майкл Аллен – олицетворение зрелой ответственности и детской наивности. Майкл Аллен – человек, который просто любит шоколад. Герой Ксавье Долана – это тот, из-за кого шоколад больше никогда не будет для меня просто лакомством, а при виде слонов, меня всегда будет окутывать легкая грусть. И несмотря на то, что это просто прописанный на бумаге персонаж, я верю, что где-то на уютном мягком облачке Майкл Аллен слушает прекрасную песню в исполнении рядом сидящего слона из Африки, а перед ним лежит полная ваза различных конфет, которые ему можно есть!

Если когда-то я стану прототипом для персонажа, пусть обо мне напишут так: «Она любит свободу, шоколад и параллели. Свободу, которая должна быть присуща всему живому. Шоколад, заключающий в себе некий сакральный смысл. И параллели, демонстрирующие, что все едино, обогащающие фильмы ее любимых Ноланов и Вачовски, говорящие, что мир не так прост, как кажется, и что даже у самого порочного и самого благородного человека может быть  нечто общее. И даже, порой самый порочный может оказаться самым благородным. Потому что, как ее учили на уроках права, человеку не чуждо ничто человеческое. Есть три персонажа, которые покорили ее. У каждого есть свои пороки и свои добродетели. Но всех объединяет одно – они живые. И они делают живыми нас!»


Рецензии