Почему они? Нолан, Аранофски, Лантимос

Будучи человеком, любящим кино и изучающем его, я часто сталкиваюсь с вопросами: «Как ты понимаешь, хороший тот или иной фильм или нет? Достойна ли команда наград или нет? Почему тебе нравятся работы этого режиссера, а не того?» Я не берусь утверждать, что мой метод истинен, однако, я хочу поделиться с вами тем, как именно я сужу о фильмах.

Для наглядности, мне бы хотелось выделить трех режиссеров: Кристофера Нолана, Даррена Аранофского и Йоргоса Лантимоса. Если первые 2 уже давно и прочно засели в моем личном «топ»-е, но Лантимос, пока только пробивает себе путь на место (под солнцем) рядом с Крисом и Дарреном. Однако, выбрала я его не случайно, ведь его характеризуют те же качества, что и Нолана, и Аранофски. Качества, являющиеся для меня наиболее приоритетными в оценке тех или иных творений или творцов. Давайте, разберем каждого из режиссеров и выясним, что же в них такого ценного, за что они заслуживают признания и поощрения, что есть в них, чего нет во многих других.

Кто знает меня достаточно хорошо, прекрасно осведомлен о том, что я – Ноланова душа. Я влюбилась в него в первого же просмотренного фильма, и с того момента, я разделяю и верю в «Ноланизм». Есть фильмы, после которых бродишь по форумам, исследуешь статьи, в поисках ответов на вопросы. Таких фильмов не мало. А сколько тех, которые побуждают тебя встречать рассвет, проводя ночи в хождении по интернету не только после первого просмотра, но после последующих пересмотров? Фильмов, которые не отпускают тебя? Фильмов, которые настолько глубоки, что в них утопаешь? Фильмов у которых на один ответ появляется 10 новых вопросов? Фильмов, после которых думаешь, как ты это делаешь, человек? У Кристофера Нолана таких фильмов 3. Это безусловно «Престиж», на абсолютное понимание которого, я потратила год, и до сих пор, пересматривая его, меня терзают сомнения, а не упустила ли я чего-то. Фильм бросивший мне вызов. Фильм, на чью наживку я попалась. Фильм, в котором я сама стала престижем. Фильм, для понимания которого, нужно самим пойти на смерть, вопреки здравому смыслу. И каждый раз, проcматривая и пересматривая его, мы тоже умираем вместе с Робертом Энджиером в том резервуаре. Мне кажется именно этот фильм Нолана является автобиографичным. Так как именно в этом фильме Нолан поднимает тему служения искусству, именно здесь он показывает, что ради создания чего-то нового, надо убить в себе что-то старое в. Именно здесь, он объясняет ради чего нужно это новое. Смыслом жизни для артиста является не служение искусству, как таковому, а служение публике. «Только полное самопожертвование способно заставить публику изумиться» - говорит Роберт Энджиер. И Нолан изумляет нас с блеском. Второй фильм – это «Начало», который являясь безупречным «кубиком Рубика» продемонстрировал то, что до этого казалось невозможным в мире кино. Помимо идеальной головоломки, трехуровневого сна и хождения по лимбу, фильм показывает на что способен отчаявшийся человек. Встречаясь лицом к лицу со своим подсознанием, живущим в совершенно другом мире, рискуя собственным рассудком, человек не останавливается. Человек будет продолжать бороться, потому что у него есть за что бороться. И последний, но не по значимости, - это «Интерстеллар», который проник в мою душу настолько, что я не представляю, как я вообще жила до этого фильма. Фильм, который бросил вызов голливудской научной фантастике, подняв жанр современного sci-fi на высочайший уровень, и установив  планку, до которой еще нескоро дотянутся. Вы просили кротовую нору? Получаете. Интересно, как выглядит черная дыра? Пожалуйста! Грезите попасть за горизонт событий? Держите билетик. Никто не способен не то, что показать, но и представить 5 измерение? Хах, не смешите наш Эндюранс! Каждый кадр этого фильма с ухмылкой спрашивает весь научно-фантастический мир «а вы так можете?» Спрашивает, зная, что не могут. Но помимо того, что он - создатель безукоризненных и совершенных миров, Нолан – неисправимый романтик, который верит в любовь. Лишь любовь по мнению Нолана способна заставлять человека идти на самоубийство каждый день. Лишь благодаря любви, человек готов спустить к недрам своего подсознания, рискуя остаться в бессознательном. Лишь любовь движет человеком, бросающимся в сердце черной дыры. И не важно, это любовь к женщине или мужчине, любовь к детям, любовь к искусству или любовь к победе. По версии Нолана, лишь любовь, и именно любовь, может являться пятым измерением, невидимым, но ведущим нас. А моя любовь к Нолану заключается в его умении удивлять и его бесстрашии и решимости в создании фильмов. Она выражена на моем восхищенном лице, ведь если кто не понял – «Всё дело в выражении лиц». Для меня Нолан – это Джеймс Джойс в мире кино, которого можно изучать всю жизнь, но так и не понять.



Следующий режиссер, к которому я бы хотела перейти – это Даррен Аранофски. Любовь с Аранофским у меня завязалась после просмотра «трэшового» арт-хауса, с фильма «Пи». И продолжилась не менее «трэшовым» «Фонтаном», пока не достигла своего апофеоза в недавней «маме!», провалившейся в прокате и номинированной на Золотую малину (видимо за излишнюю гениальность) в лучших традициях Аранофского. Я не буду слишком углубляться в каждый из этих фильмов, потому что о Даррене говорить нет смысла, лучше него все равно сказать невозможно. Даррена нужно смотреть и тихо ненавидеть, пардон, восхищаться. Но все же я обмолвлюсь парочкой слов о этих творениях. В «Пи» Даррен восхитил меня ни мрачными сценами, дрожащей камерой, нелицеприятными актерами и интерьером, и даже ни просверлением мозгов из-за изучения Каббалы. В «Пи» Даррен покорил меня одним честным вопросом «Может ли человек познать истину?», и не менее честным ответом «Может. Но ему оно надо?» «Не надо» подумали «ценители истинного киноискусства» в стиле «Трансформеров» и завалили в прокате этот чудесный, смелый фильм. «А мне надо», - подумал Аранофски и, напрочь лишенный инстинкта самосохранения, снял «Фонтан». Как человек, которого по зацикленности на теме смерти, может переплюнуть лишь не менее гениальный режиссер Том Форд, Даррен не мог не снять фильм об источнике вечной жизни и о способе увековечить чью-то жизнь. Аранофски, научившийся тактичности лишь в будущем, не боится показать истинную алчную природу человека, оправдываясь еще одним вопросом, обливающим всех зрителей ледяной водой правды, «А что, разве не так?» Намекая: «Пусть в меня кинет камень тот, кто не пошел бы на все ради вечной жизни!», он знает, что его закидают грудой камней, после чего действия по отношению к Сорайе покажутся баловством. И его закидывают. Да так, что он забывает о том, что он – не обычный голливудский режиссер, снимающий фильмы с примитивными сюжетами, а эпатажный интеллектуал и «главный сумасшедший» Голливуда. Однако, через 10 лет выясняется, что все эти годы, он не страдал от амнезии, а вынашивал план мести своим судьям. И он отомстил, сняв «маму!». «Мама!» - это один из самых честных фильмов, которые я когда-либо видела, и так как я говорила о нем отдельно, не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что время просмотра, мне казалось, как будто по ту сторону сидит сам Даррен, кидающий камни в меня, и в каждого своего зрителя. Это камни не наполнены ненавистью, они пытаются нас пробудить. Аранофски пытается нас пробудить. Потому что, помимо того, что это безмерно смелый и глубокий человек, в душе он - истинный филантроп, а не мизантроп, которым вряд ли хочется казаться, но за которого его принимает большинство. За это я и люблю и восхищаюсь им. И пусть Гилльермо Дель Торо получит все статуэтки Оскар за свои миленькие линейные сказочки с избитым черно-белым сюжетом, он никогда не сможет сделать то, что сделал Даррен, номинированный на Золотую малину, как худший режиссер. Он никогда не сможет поразить.





И  последний, о котором я хочу сегодня поговорить, - это молодой греческий режиссер, Йоргос Лантимос. Этот не особо известный режиссер, снявший всего три фильма, уже успел зарекомендовать себя «тем еще ненормальным». Я обойду стороной его дебютное творение «Клык», и перейду к самому известному – к «Лобстеру». «Лобстер» является анти-утопичной социальной драмой. Только Лантимос не показывает нам, что может быть. Он демонстрирует что было, есть и будет. Обнажая человеческие души, Йоргос сталкивает нас с истинным лицом социума, с нашим истинным лицом. И скажу я вам, мы не самые добродушные существа на этой планете. Если Нолан стремиться к спасению под красивым предлогом, а Аранофски прикрывается великим предназначением, то Лантимос не церемониться со своими зрителями, а заявляет, или напоминает, что единственное, что нами руководит – это инстинкт самосохранения. Как и в своем следующем фильме «Убийство священного оленя», в «Лобстере» Лантимос показывает насколько равнодушным, беспринципным и жестоким является человек, когда речь идет о жизни и смерти. Лантимос не упивается самообманом о том, что выживает тот, кому суждено изменить этот мир, кто сможет принести пользу, Лантимос не верит в предназначение и фатализм, он верит в то, что выживает сильнейший. Мы можем согласиться с ним или нет, но за что его необходимо уважать, так то за смелость с собой, с киноиндустрией и с нами.

Он, как и Крис с Дарреном, не боится. Он, как и Крис с Дарреном, шокирует. Он, как и Крис с Дарреном, создает. Он, как и Крис с Дарреном, другой.

Именно за это я ценю, уважаю и выделяю этих режиссеров. За их смелость. За их честность. За их новаторство!


Рецензии