Трагедия Тимур сжигает Дели, убито 500000 человек

Индийцы считают, что городу Дели 5000 лет. Возможно это и так, но где следы этого долголетия?

Я говорю не про археологию, а про постройки в самом Дели. Например, как в Риме или в египетской Гизе.

Таких построек нет. Древнейшим сооружением Дели является минарет Кутаб – это мусульманское сооружение 12-го века. Однако в черте Дели этот минарет оказался недавно – на акварели Томаса Данеэля 1805 года (на иллюстрации) вокруг минарета никаких городских построек нет.

В чем же причина этого? Она проста – Дели много раз разрушали, но в 1398 году Тимур завершил это «дело» и разрушил город окончательно – и он пустовал 100 лет!

Перед атакой на Дели Тимур приказал убить 100.000 пленных, а всего в Дели и его окрестностях за несколько дней конца декабря 1398 года было убито около 500.000 человек. Точную цифру не знает никто, более того стараются ее не называть, чтобы не слишком нас расстраивать при чтении.

Интересно почитать разных историков, чтобы понять всю картину ужаса тех дней.

1. Европейский взгляд середины 20-го века.

Т.Харболт «Битвы мировой истории»:

«Дели II. Вторжение Тимура. Место сражения 17 дек. 1398 между войсками Тимура и делийскими мусульманами под командованием Махмуда Туглака. Тимур с отрядом из 700 всадников, переправившийся через р. Джамна для рекогносцировки, был атакован пятитысячной конницей Махмуда. Тимур отразил нападение, а после переправы через реку основных сил, разгромил Махмуда и загнал его в Дели, который сразу же сдался. Город был разграблен, и войска Тимура ушли, отягощенные огромной добычей.»

2. Современный индийский историк.

С. Таммитата-Дельгода «Индия. История страны»:

«Город был разграблен и столь сильно разрушен, что впоследствии пустовал сто лет. Жителей зверски убивали, а тех, кто выжил, увели в рабство.»

3. Откровенные слова индийских историков, книга написана после получения Индией независимости, в СССР опубликована в 1954.

Н.Синха, А.Банерджи «История Индии»:

«Накануне занятия Дели Тимур отдал приказ о поголовном истреблении всех 100 тысяч индусских пленных, находившихся в его лагере, так как он опасался, что в день битвы они могут «разорвать оковы, разграбить наши палатки и присоединиться к врагу». Приказ выполнялся с такой строгостью, что, по словам мусульманского летописца, один набожный мусульманский вероучитель, который за свою жизнь и  воробья не тронул, вынужден был убить 15 индусов.»

4. Современный французский исторический писатель. Оказалось, что Тимур был не виноват – это все солдаты. О, французы!

Жан-Поль Ру   «Тамерлан»:

«Это совершилось 17 декабря 1398 года, в поречье Джаммы, близ Панипата, где так часто решалась судьба индийцев. Чтобы легче было отбивать атаку слонов, Тамерлан распорядился вырыть рвы и набросать в них металлических шипов. Увы, это «толстокожих» не остановило: они давили Джагатаидов своими древообразными ногами, проделывая в их рядах широкие проходы. Тогда Тимур велел поставить перед конницей буйволов (или верблюдов), обвешанных связками соломы и веток хвойных деревьев, и поджечь их; обезумевшие от страха животные устремились на мастодонтов и немалое число их обратили в бегство. Однако точку поставила конница. Как замечает Рене Груссе, «боевые слоны индийцев были не в силах устоять перед Тимуровой конницей, как во времена Чны перед кавалерией македонской». Когда враги прорвались сквозь порядки трансоксианцев, Великий эмир сказал: «Победа — женщина. Она отдается не всегда, и надо уметь ею овладевать». Побежденный султан бежал в Гуджарат, и 19 декабря Тамерлан вступил в один из прекраснейших и величайших городов тогдашнего мира. По просьбе мусульманских влиятельных лиц Тимур Дели пощадил, но обложил огромной данью. Он выставил охрану вокруг наиболее богатых кварталов, но полностью защитить их от грабителей из числа солдатни было невозможно, так что грабежи и насилие совершались. Население попыталось защищаться, но бесчинства только усугублялись; дело дошло и до убийств. На призывы несчастных сбегались другие солдаты, которые свои злодеяния присовокупляли к преступлениям предшественников. Очень быстро все вокруг было залито кровью и охвачено пламенем. Горожане пошли к Тимуру. Он был пьян и спал. Когда эмир проснулся и пришел в себя, было уже поздно: зло зашло слишком далеко. Тем не менее, он попытался, как обычно, спасти священников, ученых и художников. (Ранее им было принято решение вывезти в Самарканд камнетесов, построивших главную городскую мечеть, произведшую на него сильное впечатление.) Картина была ужасная. Более страшного избиения мирного населения не найти в записях летописцев.»


Рецензии