Моя собака Чита. Штрихи к портрету

      4 марта Чите исполнилось четырнадцать лет. Для собаки, увы, это — почтенный возраст, артрит, одышка и далее по списку. В свой день рождения она полдня мусолила сахарную мосолыгу, а потом мы сидели с нею обнявшись у окна. Я вслух вспоминала какую-нибудь историю, а она взглядом, кивком головы, легким поскуливанием соглашалась со мною:
- Да-да, помню, как же, как же.
Или опускала глаза, и это означало, «мол, извини».
- Какие обиды могут быть между своими? - отвечаю я. - Столько лет пройдено вместе, мы ведь с тобою почти родные.

                *****
      По-большом счету, извиняться (время от времени) Чите есть за что. Вот, как говорится, намедни. Я оставила открытое электронное письмо, а сама решила испить кофе. Стоит ли уточнять, что освободившееся место возле ноутбука было тут же занято Читою. Она не стала сидеть сложа лапы, а сделало то, чего не постигла я — разом послала письмо нескольким адресатам. Я бы ей даже сказала «спасибо», будь это праздничная открытка, а не личное послание, предназначавшееся одному конкретному человеку.
      Интерес к сложной электронной технике у Читы с детства. Первым на пути ее познания встал пульт от телевизора. Она мастерски убрала из него лишние кнопки, в целом сохранив рабочее состояние. После этого Чита решилась на опасный эксперимент. Когда сотовый телефон стоял на зарядке, она перегрызла провод. Следом была предпринята попытка отвечать на телефонные звонки. Собственно, в этом месте следует внести небольшое уточнение. Она и прежде сбрасывала трубку локального телефона тотчас, как он издавал звук. И если связь не прерывалась, на другом конце провода понимали, что дома кто-то есть, во всяком случае, собака.
      С сотовым телефоном ситуация складывалась по-другому. В ответ на звонок Чита бросалась к нему и, едва коснувшись лапой, задавала такую траекторию, что тот, подобно ракете, взмывал к потолку, в полете избавляясь от блока питания и сим-карты. Сейчас все изменилось. Другой телефон: и в чехол он запакован и мелодия спокойная, а может быть, просто Чита стала взрослой и уже не бежит к нему, а вопрошает ворчливым лаем:
- Что, в этом доме уже некому на звонок ответить?

                *****
- Чита, а помнишь, как ты впервые увидела мопса?
Она улыбается в ответ, будто говоря:
- Как же, забудешь? Право, конфуз вышел.
      Накануне мы ходили с ней в лес за грибами, где встретили ежика. Чита с лаем кинулась к нему, а тот свернулся клубочком. Чита дотронулась до него ртом и с воплем отскочила — больно. Тогда она повернула лапу и подушечками пальцев начала его аккуратно толкать за колючий бочок. Ежик сдвинулся с места и покатился с сопки вниз. Чита сначала взялась его преследовать, но потом вернулась.
      А на следующий день на прогулке нам встретился мопс. Со всеми собаками в округе, да и хозяевами тоже, мы лично знакомы. Откуда взялась эта парочка, только предстояло выяснить. Чита первая поздоровалась негромким лаем, и лапой, точь-в-точь, как проделала это в лесу с ежиком, взялась мопса легонечко катать. В ответ на это, мопс не свернулся клубочком, а приняв условия игры: завертелся, забегал, смешно перебирая лапками, а потом и вовсе уцепился зубами в роскошный Читин хвост.
      Вокруг нас собрались собачники, но никто из питомцев не поддержал забаву, а просто смотрели, некоторые перегавкивались между собой. Хозяев, между тем, удивляло, почему Чита с мопсом так по-особенному обращается, применяет этот непонятный прием перевернутой лапой. Мне пришлось объяснить, что она мопса приняла за ежика.

                *****
      Я люблю тульские пряники. Но собачьему желудку вредны сладости и печености, поэтому с Читой никогда подобными лакомствами не делюсь. Как-то утром я успела сварить кофе и положить на стол тульский пряник в целлофановой упаковке, тут некстати зазвонил телефон. Пришлось отвлечься на минуту, а когда я вернулась в кухню, пряника не было.
      Я удивилась, затем подумала, что только собиралась положить его на стол, заглянула в буфет, но и там его не было.
- Чита, ты пряник не брала случайно?
Она сидела безразлично в углу и никак не реагировала.
- Чита, ну ты же не могла его так быстро съесть?
      И вновь Чита продемонстрировала полное безразличие к вопросам. Тогда я попросила ее выйти на середину комнаты, рассчитывая увидеть пряник, но угол оказался пуст. Я пошла в соседнюю комнату и заглянула под диван. Чита сделала тоже самое, она прилегла на передние лапы и по пластунски обследовала пространство под диваном, креслами, пианино и даже обувной полкой в прихожей и ничего не обнаружила.
      Закончить обследование квартиры не удалось — я спешила на работу. Вечером я возвратилась с надеждой, что все же отыщу хотя бы обертку от пряника и уличу Читу в неблаговидном поступке. Увы, пряник канул вместе с оберткой.
- Чита, может быть, ты сейчас ответишь, что сделалось с пряником?
Как и несколько лет назад, этот вопрос она проигнорировала, вглядываясь вдаль через прозрачность оконного стекла.

                *****
      Чита любит бывать в гостях. Однажды мы зашли к моей тетушке. Провожая нас через двор, хозяйка забеспокоилась, как бы Чита ненароком не кинулась на кота, поэтому я отстегнула поводок лишь после того, как мы оказались на веранде. Неожиданно за дверью послышалось «мяу-мяу». Не успели мы с тетушкой опомниться, как Чита подхватилась и настежь распахнула носом дверь. Кот, несколько смутившись, тем не менее, шагнул внутрь и запрыгнул на диван, а Чита вернулась на свое место на полу. Знакомство состоялось.
      С домашним котом у Читы отношения складывались не так гладко. В присутствии других членов семьи получалось значительно лучше, но как только они оставались одни, Чита брала на себя труд заниматься воспитанием кота. А у того не хватало сообразительности запомнить, хотя бы, первое правило - коту не при каких обстоятельствах нельзя подниматься выше пола. Чите раз за разом приходилось спрыгивать с дивана, чтобы непонятливое животное согнать со стула или кресла. А однажды, видимо, кот даже забрался на подоконник. Так я подумала, застав сброшенные цветочные горшки, и несусветную грязь по всей квартире.

                *****
      Внешне Чита ничуть не походит на маму. Та была породистой лайкой, Вирою ее звали, красавицей со сбитой, точно войлок, шерсткой цвета топленого молока, немного кокетливой в общении с противоположным полом, ласковой с близкими людьми и животными, а в душе - охотницей. Если бы такая собака попала в руки охотника, сгубила бы немало дичи. Во всяком случае, услышав выстрел, она подскакивала на задние лапы, готовая бежать на звук хоть за тридевять земель.
      Однажды мы гуляли с ней по лесу, и я не заметила змею. Та нежилась на свежеспиленном пне, вдруг вытянулась, приняв стойку на хвосте, смотрит на меня с высоты роста сверху вниз и шипит. От неожиданности я замерла на месте и шага ступить не могу, а Вира бросилась на нее, схватила где-то посередине туловища и давай его крутить. Когда я отбежала на безопасное расстояние и обернулась, змея уже валялась на земле, поделенная на два фрагмента.
      В отличие от мамы, Чита придерживается сугубо гуманистического мировоззрения. При этом некоторые элементы стиля жизни и способности ей все же передались по наследству. Она готова грудью, зубами и лапами вступиться за хозяев в момент опасности. В молодые годы она демонстрировала невероятную прыгучесть, полутораметровый забор брала, почитай, с места, легко забиралась на чердак и в погреб. Когда кто-нибудь из домашних приставлял лестницу к дому, она подходила, всем своим видом говоря:
- Да погодите же, прежде собака должна проверить, не забрался ли чужой.

                *****
      Если подойти к оценке жизни собаки с человеческим аршином, Чита прожила хорошую светлую жизнь, вырастила дочь, теперь помогает растить внучку. Обе они круглогодично живут на даче, а Чита на зиму переходит в городскую квартиру. Раньше она ежедневно совершала вояж, сопровождая доставку завтрака и ужина своим родным. Теперь в этой заботе обходятся чаще без нее, а она зиму напролет ограничивается короткими прогулками на собачью площадку.
      Правда, прежде и сами прогулки были продолжительней, и задачи перед собою Чита ставила ответственнее. Дело в том, что у нее отличные педагогические способности. Сколько породистых псов обязаны ей тем, что она подготовила их к конкурсам. Бывало, тот прекрасно выполняет команды хозяина «сидеть», «лежать», «рядом», и голос даст, а на бревно не идет, как его не пытаются заманить лакомствами, и барьер брать не хочет.
- Хозяин не разумеет, - телепатирует мне Чита, - неопытной собаке показать надо, чего от нее хотят.
- Да, - соглашаюсь я с нею вслух. - После твоего мастер-класса у многих загорались глаза. Ты делала это так легко, грациозно, залюбуешься. Такой личный пример любого увлечет!
      Чита улыбается, и я понимаю, она вспоминает прогулки на старый аэродром. Сейчас ей до него не дотопать, далеко, а тогда она ветром летала по полю, но особенно любила наблюдать за парашютистами. Как-то она завела знакомство с молодым парнем, тот, не зная ее имени, в шутку бросил: «Встретишь меня после полета, Собака?»
      Мы дождались, когда сброс парашютистов состоялся, и Чита безошибочно бросилась приветствовать нового знакомого. Мы встретились с ним еще всего однажды, а всякий раз, гуляя по полю, Чита спрашивала меня взглядом:
- Отчего нет больше этого захватывающего зрелища и не приходит мой друг?


                *****
      Чита отворачивается от окна, поудобнее устраиваясь на диване. Я глажу ее по голове, а она, прежде, чем прикрыть глаза, слегка зевая, тройным мягким рыком, произносит:
- Нам бы воспоминания наши записать, целая книжка получилась бы. Есть, что вспомнить: как на море ездили, как моих малышей с того света вытаскивали.
- Да, - соглашаюсь я. - А как бы ты ее назвала?
- «Моя жизнь», - ответила Чита и крепко заснула. Я хотела было возразить, мол, читатели будут ее путать с мемуарами Троцкого, а потом подумала: «Да кому он теперь интересен, этот Троцкий!?»


Рецензии
Потрясающий рассказ про замечательную собаку!Автору-творческих удач, Чите-долгих лет ...

Елена Потемкина   15.10.2019 12:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена, за добрые слова.
Мне хочется продолжить наши воспоминания с Читой, но она очень сильно болела этим летом, я ее еле вытащила. Будучи человеком несколько суеверным, не хочу привлекать к ней излишнее внимание.
С уважением,

Елена Язовских   30.10.2019 16:25   Заявить о нарушении
Да ужжж, за этих собак переживаешь больше, чем за себя... У меня такая же -источник переживаний)))

Елена Потемкина   30.10.2019 16:51   Заявить о нарушении
Здоровья Вам и Чите!

Елена Потемкина   30.10.2019 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.