Пролог
Но не стоит обольщаться, что с приходом письменности ситуация сильно изменилась. Получаемые по-прежнему в основном эмпирическим путём знания так же сопровождались ошибками и неверными выводами. Сохранилось не так много письменных источников, раскрывающих существование древней фармакологии. На данный момент одними из древнейших записей о лекарственных средствах считаются древнеегипетские Папирусы Кахуна и Эбереса, составление которых пришлось на 19 и 16-ые века до нашей эры. Огромный вклад в становление фармакологии внесли греческие учёные, врачующие половиной тысячелетия позднее – Гиппократ, Теофраст, Диоскорид, римско-греческий Гален, также римские граждане – Антоний Муса, Секстий Нигер и другие. В Средние века и эпоху Возрождения промышляли римлянин Марцелл Эмпирик, представитель мусульманского мира Ибн Сина, швейцарец Парацельс и многие другие. Позднее появилось столько учёных – химиков и фармацевтов, что и начинать их перечисление не стоит.
В период своего становления фармация была неразделима с самой медициной. Древний врач был и целителем, и ботаником, и анатомом и естествоиспытателем. Разделение произошло намного позднее – аж в 11 веке. А само обозначение профессии apothecarius появилось на век позже.
От знахаря и травника к алхимику, от алхимика – к химику и учёному, фармацевты набирали бесценный опыт, и с огромным багажом знаний вступили в XX век. Именно тогда фармация преобразовалась в ту, похожую на фармацию нынешнего XXI века. От частных лавочек и аптек (пусть и подчинённых государству) с собственными лабораториями и аптекарскими огородами фармация пришла к огромной сети аптек, разбросанных по районам страны, лекарства куда доставлялись из государственных фармцевтических фабрик и заводов.
К приходу советской власти на российском рынке было более 600 средств, занесённых в государственную фармакопею. Стоит ли упоминать, что существенная часть их была откровенной отравой или как минимум недействующей. К 21 веку примерно такое количество лекарств составляет список только жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Казалось бы, в век скачка технологий, судьбоносных открытий, небезопасность лекарственных средств должна была свестись к минимуму. Но на самом деле мы сталкиваемся с тем, что вплоть до нынешнего времени учёным приходится признавать опасность того или иного препарата и изымать его из свободного доступа, или же совсем запрещать его производство и использование.
Так было, например, с опиоидами, алкалоидами опиума, которые применялись в медицине в самых разных её отраслях и были доступны широким слоям населения на протяжение десятков лет, а сам опий - шести тысяч лет. Недавно ещё население СССР скупало пирамидон, кодеин, промывало желудок марганцовкой. А сейчас уже известно, что пирамидон и иже с ним пиразолиновые препараты способствуют повреждению костного мозга, снижению иммунитета и образованию раковых опухолей, а кодеин в печени человека преобразуется в морфин. И такие открытия всё ещё периодически происходят.
Многие же лекарственные средства, открытые когда-то давным-давно, успешно прошли испытание временем и клиническими исследованиями, и до сих пор их можно найти на прилавках современных аптек. Это и нитроглицерин, открытый в 1847 году, и аспирин, открытый в 1899-м, и парацетамол, синтезированный в 1877-м, затем запрещённый и вернувшийся на рынок только в середине 20 века и некоторые другие препараты.
Путь становления фармации и фармакологии был долог и не всегда сопровождался победами и успехами. Но, не пройдя его, фармация никогда не пришла бы к важнейшим открытиям современности.
Свидетельство о публикации №219030801082