Искушения

                Искушения
        Близится к завершению годовой круг двунадесятых праздников. Светлую Пасху, включившую в себя все цвета радуги, присвоенные Великими праздниками, предваряет Великий Пост. Он поможет в покаянии и молитвах сменить греховные одежды души на светлые, незапятнанные, чтобы быть достойными войти на главное пирование со Господом. Греховный легион вытер о них свои лапы, и только тёрка Заповедей сможет на искреннем покаянии очистить горницу сердца и подготовить её для Господа.
          Не все, кто регулярно посещает церковь, могут сказать, что их дела соответствуют заповедям, делают веру живой, спасительной и не отталкивают от церкви тех, кто впервые переступает порог храма. Какой первый, наиглавнейший признак истинной веры? Истинно верующий человек может двигать горами. А мы не заслужили даже того, чтобы в Отечестве создать спокойную и достойную жизнь своим детям.
     Свергли Бога, забрались на Его Престол, судим всех и вся, поэтому сами судимы и гонимы. Изменимся сами, изменится мир.

          Святые одежды

Вновь свет зари позолотил долины.
В святых одеждах белых стынет лес.
В лучах рассвета заискрился иней,
Как одеянье брачное невест.

Разумных дев, что в ожидании молились
Под пенье птиц, под ливнями с грозой,
А мы святых одежд давно лишились:
Природы ниже стал народ простой.

Природа, милая – душ наших отраженье,
Через века хранишь ты весть о Боге.
За нами, высшими из всех творений,
Смрад, разрушение, разбитые дороги.


1 Я – Господь твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме 
         меня.               
                Искушение первое: Двуперстие
        За время работы сиделкой по уходу за больными, мне посчастливилось общаться с очень интересными людьми. О каждом из них можно писать поэму, но сегодня хочу поделиться воспоминаниями о замечательной Надежде Гавриловне.
       Удивительный это был человек, невыразимой скромности! Все гигиенические процедуры превращались в пытку для нас обеих. Она никогда ничего не требовала, сама старалась проявлять заботу о тех, кто её навещал. Никогда не жаловалась, пока через рот не пошла кровь и нам с трудом удалось уговорить её поехать в больницу. После выписки  потребовала, чтобы с ней снова работала я. Сын приехал за 250 километров и уговорил меня остаться с ней до последнего вздоха, потому что была конечная стадия онкологии.
            Сына она воспитала одна под стать себе: когда он приходил с женой в гости, то не позволял мне даже угостить их чаем. Пообщается с матерью, идёт на кухню накрывать чайный стол, а потом везде протрёт пыль, вымоет полы, хоть необходимости в этом не было.
               Много тёплых слов можно сказать об этой неутомимой труженице, но за меня лучше расскажут удивительные явления, которые окружали нас ежедневно.
            Вокруг неё разливалась такая добрая энергетика, что на оконных стёклах, которые за ночь покрывались морозными узорами, часто проступали Лики святых. С появлением солнца они таяли, и мы просто удивлялись красоте этих необычных образов.
           Глядя на её невыносимые страдания, я предлагала:
           - Давайте пригласим священника и может случится чудо: Вы такой удивительный человек.
           На что она всегда отвечала:
           - Не в том я возрасте, чтобы менять убеждения. Жила коммунистом, коммунистом и умру, жизнь свою прожила так, что некоторым верующим можно в пример ставить.
           Однажды я вышла в подъезд, направляясь за продуктами, и увидела на стекле необычный Лик Николая Чудотворца. Обычно на иконах он изображён прямо смотрящим на молящихся, а здесь, повернувшись вполоборота, смотрел направо. Я сфотографировала очертания образа и после похорон Надежды Гавриловны, когда возвратилась домой, решила увековечить его бисером на холсте, размером 75-83 см.
             Но всё время что-то не ладилось, а вопрос о том, почему Он отвернулся от нас и куда смотрит, постоянно преследовал меня. Тогда я обратилась за помощью в местную художественную школу, в которой когда-то училась дочь. Произошло это тогда, когда на Украине начала литься кровь собратьев славян. Когда икона была дописана, я ахнула – Святой Никола смотрел на двуперстие! За годы, пока я занималась этой работой, в моей жизни произошло очень много событий, граничащих с чудом.. Хотите, верьте, хотите не верьте.
              Много раз упрашивала Надежду Гавриловну исповедаться, причаститься, но она, убеждённая коммунистка, только махала рукой. Может, не будем всей страной размахивать руками, а задумаемся о том, к чему призывает этот удивительный образ, когда онкология наших душ уже прогрессирует?..
28.01.2016.
          
        Двуперстие
Иконы, фрески проповедуют двуперстие,
А мы, чужие нравы утвердив,
Не дорожим истории уроками:
В напевы предков вносим свой мотив.

И распинаем ни Христа – Святую Троицу!
На Духа Свята кто хулу простит?
Язычники таких не знали вольностей.
Прости нас Господи! А Он уже простил.

Простил и патриарший трон – украсивший музей,
И стон низвергнутых с лазури куполов,
Обломки веры, сбитой с истинных путей.
Гордыней опалённую любовь.

Но пожинаем мы плоды своих посевов.
На грабли те же наступаем вновь…
Глядят с небес Его глаза без гнева,
Льют благодать и Отчую любовь.

        Вышивка
Тихий лес в покрове снега
Смотрит сказки в грёзах сна.
Небо, сквозь верхушки сосен,
Сеет свет. Я не одна.
Богородицу с Предвечным
Вновь иголкой вывожу.
О любви своей сердечной
Блеском бисера скажу.
Жизнь подранком пролетела:
Всё к сотворчеству звала.
Ради встречи с красотою,
Все отбросила дела.
Храм построить не достойна,
Но рубашечку Христу,
Я затейливым узором
Тку по белому холсту.
Переливами любуюсь,
Как в заснеженных полях
И с прекрасною четою,
Совещаюсь о делах.
Бескорыстие, премудрость
Нахожу в советах их.
Открывается мне чудо,
И гармония молитв.
Собеседников небесных
Мудрость не испить до дна.
Небо, сквозь верхушки сосен,
Сеет свет. Я не одна…

Николай Чудотворец

Лик твой мороз,
На стекле так изящно,
Сплёл из дыханья людей.
Радугой, солнце
Искристо играет
В каждой снежинке твоей.

Я, этот образ,
В душе своей чуткой
Не захотела скрывать.
Свет неземной
И любовь, на иконе
Села к столу вышивать.
Бисер на нитке,
Как буквы молитвы.
Словно акафистом,
Холст устилает.
И Николая,
Любимца вселенной,
Блёстками ясными
Вновь прославляет.

Под омофором Святого,
Отныне,
Буду по жизни шагать.
Взяв на рамена
Проблемы людские,
Стану Христу подражать.
Чтоб, удостоиться
Милости Божьей
Боль перековывать
В радость.
И после встречи
С Исусом Христом
Испытывать слов
Его благостных сладость.

    Реставрация

Пришла иконы Богородицы,
Как нищенка.
Иглой и бисером латаю
Ей оклад.

Служил он верно
Ни одно столетие.
Жгли краски слёзы
И скорбящий взгляд.

С Россией жуткую эпоху
Прошагала.
Стояла с ней, как
У предвечного креста.

Простить братоубийство
Умоляла.
Печалью сжаты Её
Скорбные уста.

Снуёт игла.
Я бусинки с молитвой
Вплету в молитвы
Наших славных предков.

Их чувствую сегодня
Снова рядом.
Жаль, что молюсь за них
Я очень редко.

На Пасху мир тебя
Увидит снова
В блистательном,
Намоленном наряде.

И с нами снова:
- Аллилуйя  -  пропоёшь Ты
О весях русских
И о стольном граде.

                2 Не создавай себе кумира…

              Искушение второе: Дмитриевская суббота

              Перестройка… Очумелый, растерявшийся, обнищавший народ. Плещется море голодных глаз. Гости не в радость – самим бы прокормиться. Всё выше глухая стена отчуждения – разделяй и властвуй… Большое благо - последнее разделить с протянутой из лохмотьев рукой. Да большее благо - подать тому, кто помолится за тебя, не сделает соучастником неведомых грехов, использовав подаяние на «горькую»  с побоищами, кровопролитиями…
                …«Со духи праведных скончашася…»
         Посередине храма  во всю длину поминальный стол, уставленный яствами, приготовленными в память о любимых сердцах. Над блюдами с кутьёй, над стопками блинов, пирогов, фруктов, хлеба, варёных яиц теплятся свечи…
         Тихо с дымом ладана струится в поднебесье «Лития об усопших». Голодные глаза детей прикованы к столу.
         Закрываю глаза и, вдруг, перед мысленным взором расстилается необозримое выжженное поле… Чернота, сплошная чернота сажи… Неожиданно оно покрывается стрелками зелени, которые стремительно растут и поле зазеленело – ожило…               
        Остолбенело открываю глаза, под звуки благостного пения, пытаюсь осмыслить увиденное… Снова закрываю глаза – по всему полю колонны воинов в кружевных плетениях кольчуг, в  шлемах-куполах, с пиками в руках. Идут светоносные богатыри на духовную битву с многолетним безбожным рабством. Солнечные лучи играют на шлемах, зажигают их как свечи поминальные, освещают, согревают вымороженные души. В очах бездонное море тихой грусти, скорби, тоски-кручинушки от нужды меч обнажать. Хоть враг, да помутнённый образ Божий. «Но кто любит детей – не жалеет плетей»…
         Встать бы всем плечом к плечу с сомолитвенниками веры праведной, неповреждённой, и перестала бы литься, пениться кровушка народная, забыли бы голод детушки в самой богатейшей стране, да в каждой деревне своя церковь – разделили – властвуют!
       Служба закончилась. Одни потянулись к аналойчику, приложится к иконке, другие осеняясь крестом, отправляются к делам праведным. Служки суетятся у стола с корзинами, сортируют подаяния, малолетние попрошайки, докучают им, получают:  «на Боже, что мне не гоже». А я как примагниченая не могу оторвать взгляда от истощенного мужчины в приличной одежде с младенцем на руках. На исхудалом личике малыша глаза Богородицы, ручонки тянутся к столу… Отец прижимает его ручки, судорожно заглатывает слюну… Служки с корзинами снуют рядом – пустеют столы.
          Вулкан боли разрывает изнутри, хочется рвануться к столу, стянуть что-нибудь и сунуть ребёнку. Жалею, что от принесённого и выложенного на стол скромного подаяния ничего не оставила у себя, тогда имела бы право сунуть кусочек хлебушка этим несчастным.
           Слёзы застят свет, чуть не бегом покидаю храм… Четверть века прошла, а перед глазами стоят очи младенца, забывшие улыбку. Как сложилась твоя судьба малыш?..  Жив ли?..
     Десятилетия прошли, а нет покоя в сердце. Что я сделала не так? Надо было занять денег и купить им хлеба? Пригласить домой, но там тоже не было ни крошки. Весь хлеб, который испекла, унесла на помин душ усопших. Простится ли мне когда-нибудь это предательство?

        Выбор

Забыть ли детей нам,
Коль нечем кормить?
Забыть ли нам совесть,
Коль трудно так жить?
Забыли ли нам голос,
Коль некому петь?
Забыть ли Христа,
Не доступен, коль свет?
Забыть ли любовь,
Коли некого греть?
Забросить талант,
Коль нет смысла гореть?
Но в струпьях ответил
Сомненью Иов:
- И петь, и светить, и гореть
Ведь есть
Б О Г,
А если не видим
Явлений благих,
То тьма в нас самих,
Не вините других.
15.06.1997.


      3 Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно

         Искушение третье: Разделение овец с козлами

           Перестройка… Как обухом по голове: вы жертвы застоя. Какая жертва, если в жертву были принесены семья, отдых. Днём работа, вечером или выступление в школе пропагандистов высшей квалификации, или встречи с московскими представителями ЦК КПСС, говорившими о внешней и внутренней политике, экспорте и импорте, экономике и природных ресурсах, и других важных вопросах конца 80-х годов.
          Руки опустились… Одиночество… Отчаяние… Унизительная беготня с талонами по очередям… Кто-то выбивается в доморощенных миллионеров. Но, попав в американскую мясорубку, ради спасения семьи, превращает свой личный бизнес в дойную козу для Америки… Потому противится душа против осуждения олигархов, что была свидетелем бесчеловечной ломки талантливого человека и его трагической судьбы… Царство небесное тебе, добрый человек, сломанный гонениями в церкви, в обществе, но с Богом в душе покинувший мир. Кто-то с оружием в руках пришакаливается к шакалам… Кто-то, чтобы сохранить жизнь, очищает осквернённую землю от бесхозяйственности, собирает раскиданный везде металлолом, порождает новых барыг, которые гонят вагоны народного достояния за кордон… Кто-то реставрирует и строит новые храмы… НЛО… Экстрасенсы… В каждом квартале своя секта… Бывшие друзья превращаются в лютых врагов из-за разногласий в вере… Задержки с выплатой зарплат, пенсий, детских пособий… Гуманитарки из Японии, Америки… Расцвет торгашества… Под шумок принятие новой Конституции… Вечером по телевизору мультик о сотворении человека… Голова кругом… Серьёзное заболевание малолетней дочери… Библия подаренная сектанткой… «Песнь Песней»… Не подготовленные и повреждённые свалившейся информацией мозги, лишены способности воспринимать библейские истины: перед глазами низкопробный мультик… Робкое приобщение к православной церкви… Неописуемый душевный восторг от встречи со Господом… Первые строки по слогам на церковно-славянском языке… Первые встречи с «Житиями Святых», жаль что они подвергались повреждениям от никоновской правки, и не открывали людям самых главных моментов для приобретения мужества, чтобы следовать за Господом через любые пытки… Открытие воскресной школы… Участие в работе первого съезда православной церкви Приморья… Миссионерские курсы… Встречи с сектантами и разоблачение заблуждений… Пытливые глаза растерявшихся людей и вопросы, вопросы, вопросы… Обучая других, училась сама… Оборвался полёт… Удар о каменистую почву:
         - Татьяна, молчи, ты опережаешь события на 20 лет. Люди не готовы к восприятию истины.
         - Но я такая же людя, я же смогла, значит и другие смогут…
         Отчуждение в церкви из-за вопросов о несуразицах в религиозной литературе, в молитвах, о старообрядчестве… Скорбь, которая потом переросла в радость… Просто окончился отрезок обучения основам веры и по воле Господа, нужно было перейти на другую ступень, поэтому пришлось уехать на долгие годы на заработки, чтобы дать образование детям… Была удостоена чести быть приобщённой к старообрядческой церкви, где прикоснулась к сокровищнице неповреждённой духовной литературы и смогла в сравнениях увидеть весь цинизм никоновских правок… Тогда, с благодарностью стала относиться к господствующей церкви, как Крещению Иоанна. Если из атеизма сразу вступить в лоно не повреждённой церкви, то опаляемый своей греховностью человек без мудрого наставника, может сломаться.
        А храмы строятся, строятся. Всё больше верующих, уж Россия должна стать подобной Небесному Иеросалиму, ан нет! Из-за никоновских повреждений всё меньше интересуются окружающие вопросами о Боге. Всё больше раздражаются и начинают лить такую хулу на Господа, что пришлось прекратить устную проповедь, чтобы не служить искушением, не провоцировать людей на богохульства и препоручить отказавшихся от прямого пути Всемилостивому Господу, который через беды и напасти подарит им спасение души … Но с самоотречением открывать красоту веры тем, кого Господь приводил на порог дома.
25. 02. 2019.

           Глас в пустыне

Вновь ностальгия жжёт о днях минувших,
Когда светилась жизнь искрящейся звездой –
Пропагандистов о семье забывших.
Что дети? Родина повенчана с бедой!

Где вы, друзья, посланники ЦК,
Что увлечённостью от дома уводили?
И вечерами, вместо отдыха…ха-ха…
Вы истиною горькою поили.

Зачем узнала: тишина восьмидесятых –
Невиданной досель беды, предвестник:
Сметёт запасы недр, а ими лет на двести
Три поколенья были б снабжены.

Мы к экономии взывали: за границей –
Запасы топлива, лишь лет на пятьдесят…
Гром грянул! Перестройка! Вереницей
Бегут вагоны за кордон. Стучат… Стучат…

Стучат в сердца, в сознание, в духовность –
Страну без выстрелов в пустыню обращают…
Устал народ. Молчит. Упрятал совесть.
И только церковь истину вещает.

Удавка туже… И под свалку для отходов,
Продали землю, нянчившую нас.
Но ближе к телу, рубище, народу.
Мой крик в пустыне – снова жалкий глас.
24.07.2001.

        4  Помни день субботний и свято проводи его. Шесть дней  работай, а
                седьмой посвяти Богу своему

          Искушение четвёртое: Отец не тот, кто родил,
                а тот, кто воспитал.

                Многих смущает словесная немощь нашего премудрого батюшки! (Большинство апостолов были косноязыкими, однако...)
           Если вдуматься! Спасск – Спас – Спасение! Бог в немощи прославляется! Не может батюшка языком краснобайствовать – он сердцем говорит!  А мы как глухари, поём красиво, но ереси своей не слышим: «Конфетами нельзя поминать!» От юродивых открещиваемся, тогда, как предки зазывали убогих в дом, чтобы освятился! Крестим табуретки, книги, и всё, что подадут, вместо благодарности, оскорбляем! В Посланиях Апостолов сказано, что истинно верующему не повредить даже употребление ядовитой пищи и нигде ни одного слова о том, что надо гонять мух крестом над табуретками, книгами, подарками, демонстрируя отсутствие веры и умножение грехов.
         С каким страхом я начала посещать Храм! Не знала смысла службы, не знала молитв, не знала, как спать, есть, – ничего не знала! И те бабушки, спаси их Господи, которые ещё живы, помнят, как я просила их позволить войти с ними на трапезу, чтобы всё увидеть своими глазами. "Жила тогда в Храме небесная любовь «в общении и преломлении хлеба, и в молитвах… Принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». (Деян. 2: 42, 46, 47)!
        Премудрый у нас батюшка! Подойдёшь к нему с вопросом, он кратко ответит и обязательно даст книжечку – чтобы сами потрудились и награду за труд получили от Господа. Знал что давать. Значит, сам прочитал!
       Когда прочитала Библию, взяла благословление на создание воскресной школы, чтобы не учить, а учиться у детей, менее грешных, чем сама. И сколько чудес сопровождало наши занятия! Потому что в основу обучения была взята методика батюшки, которая не отнимает у обучаемых Благодати.
        В заповедях сказано: шесть дней трудись, а седьмой – Господу посвящай. А если Бог – любовь, надо сначала научиться этой украденной у народа любви. И мы после Литургии, каждое воскресение, играя, обучались ей.
        На первых занятиях смотрели фильм про Исуса Христа по телевизору, который каждое воскресение привозил из дома Ивасьев Виктор Михайлович (Царство ему небесное). 
        Второй урок был по «Закону Божьему», получали задание: дома самостоятельно поучить молитвочку, или  почитать главку из «Первой книжечки о законе Божьем», а потом учились играть.
        Ведь наших детей отучили даже от игр! Главные слова на славянском языке, такие, как Причастие, лепота, Псалтирь, Литургия, Благовещение мы сначала обыгрывали в «глухой телефон». Прослушивали объяснение, записывали на русском, потом на славянском языке. А тех, кто, произносил и передавал соседу неправильно, заставляли «исправлять поломку». Для этого надо было спеть, сплясать, прочитать молитву, или стихотворение. Так дети избавлялись от скованности. Не прилагая усилий, приобретали новые знания.
        С таких уроков ребята не хотели уходить, рассказывали о них товарищам, и с каждым уроком нас становилось всё больше. Стало так много, что в сторожке было очень тесно. Но какой прекрасной была это теснота!
        Так получалось, что на каждой неделе, был хоть один именинник, и все готовили дома для него подарок своими руками. Какие изумительные поделки приносили дети! Их нечему было учить, надо было только помочь самореализоваться в проявлении любви и заботы к ближнему! Дома я каждому имениннику пекла пирог и дарила вместе с тарелкой. Когда тарелок не осталось, батюшка принёс свои. Вручив подарки, мы водили хоровод, пели «Каравай» и те, кого выбирал именинник, должны были участвовать в шуточном состязании.
          С сожалением приходится констатировать, что единомышленников этого начинания не нашлось, но хулителей… Спаси их, Господи! А меня помилуй и очисти от грехов ведомых и особенно неведомых!      
          Потом, во исполнение приказа Министерства образования, к преподаванию в воскресной школе начали привлекать только дипломированных педагогов. И умерла радость живого общения с Господом!.. Сидит такой педагог, читает какие-то истины из книги, потом начинается их обсуждение. Присутствующие приводят примеры из жизни, задают вопросы, прямо пельмени лепят – суета сует и томление духа! Может ли такой педагог вызвать чувство трепетной любви к Творцу?! Или своей неподготовленностью, служит примером расхлябанности и равнодушия?! А воспоминание об одной методике обучения  любви к Богу, до сих пор заставляет топорщиться волосы на голове. Эта методика была озвучена на семинаре по обмену опытом, при многочисленной аудитории.  Узнав, что один ребёнок не ходит в подвал, потому что боится крыс, она причину этого страха возвела во главу угла на уроках в воскресной школе!  Обещала детям за непослушания  наказание подвалом от самой ЛЮБВИ!  Сможет ли она отмолить это лжесвидетельство на Бога?!         
       Никого и никогда Господь не наказывает, а по грехам нашим отступает от нас и горько плачет в сторонке, сокрушаясь о нашем безумии. Или, для укрепления нашего духа на короткое время позволяет лукавому экзаменовать нас, как Иова Многострадального. 
       Атеист, преподающий закон Божий – зловредный распространитель безбожия. Поэтому, слава Богу за всё: и за скорбь и за радость – либо вымучит, либо выучит. Ведь мы осеняем себя крестным знамением, когда гром начинает сотрясать наше ветхое существо!
         После шести дней обучения в школе, внимание детей рассеянное, растущий организм требует послабления, а тут ещё и утверждённый Господом отдых отнимается и совершается грех против заповеди: «Не убий». Иоанн Крестьянкин вопрошает: «не приблизили ли мы чьей-нибудь смерти, изнуряя его трудами?!»
         Вот и получается, что вместо посвящения воскресного дня Господу, мы в воскресной школе только увеличиваем свои многочисленные грехи. Методика преподавания в советской школе исключала "Закон Божий" и значит, её можно смело назвать лжесвидетельством.
           20 лет проработала Александра учителем младших классов, но за веру в Бога была переведена в детский сад, а потом вынуждена была переехать в Спасск-Дальний. Здесь облачилась в отрепье и 30 лет в подвиге юродства вымаливала прощения за атеистическое воспитание детей.
          Однажды случайно узнала, что у Александры день рождения и Господь удостоил чести, поздравить её, но что из этого вышло!
         Денег нет, подарка нет. Побежала к батюшке за благословением, чтобы взять из библиотеки какую-то книгу в двух томах, подарить, а потом вернуть такой же двухтомник из дома. Он благословил и сказал: «Утешь её, она так одинока»!
        Мы с ребятами подписали какие-то самодельные открытки и пригласили её в класс. Пропели "Каравай", «Многая лета» и вручили подарки. Она плакала. А потом…
        То, что произошло потом, я постоянно вспоминаю с душевным трепетом. Она поставила нас в кружок, опустилась на колени и стала целовать нашу пыльную обувь. Смущению и протестам не было конца, но она исполнила задуманное, преподав урок ВЫСОКОГО СМИРЕНИЯ!.. Какая сила духа, без единого слова! Какое смирение! Только «имеющий очи», мог за её каждодневными «несуразностями» рассмотреть глубину добровольного подвига покаяния за вынужденную педагогическую деятельность. И видимо в этот день был ей знак свыше, что грех атеистического преподавания ей был прощён, потому что потом она начала готовиться к своей ужасной кончине от рук того, кого кормила, поила, занимала для него деньги и потом отдавала долги.
        Сколько копий пришлось переломать, отстаивая честь и достоинство батюшки, человека, жизнь которого протекает на глазах всего города! Никого не возможно убедить в том, что мы видим не то, что есть на самом деле, а то, чем загажена наша душа.
        Для того, чтобы прикоснуться к чуду, надо так мало! Прежде чем принимать решение, что-то говорить или думать, достаточно задать себе вопрос, а как бы Христос поступил в данной ситуации? Но для того, чтобы знать, как поступит Отец, надо сначала узнать Его! Только нам проще убивать время за низкопробными сериалами, или на лавочках, а с бедой бежать к Тому, с Кем даже не изволим познакомиться. А долг платежом красен. Сколько раз Бог помогал нам, а чем мы оплатили данную взаймы Благодать? Ничем, а долг растёт. Ведь даже в магазине сначала выбиваем чек, потом хлеб получаем. Хорошо бы придерживаться этого правила, когда речь заходит о спасении души, тогда и Отечесто не было бы в таком поругании. Мы грабим Бога, враги грабят нас, а мы правительство виним. Только любое правительство от Бога, чего достойны, то и получаем.
03. 03. 1995 год.

                Батюшка
         На порог старообрядческого Храма меня привело не праздное любопытство. Корни мои старообрядческие. За родственников, даже героев войны в господствующей церкви молиться запрещают! А ещё там утверждают, что все мои проблемы от того, что не отреклась от веры предков и недобросовестно покаялась в грехе раскольничества. Я не находила логики в этих утверждениях, потому что Библия призывает молиться даже за врагов, почему же за лучших представителей России – нельзя?
          Робко вошла в Храм, где шла воскресная служба без священника и остановилась у порога. Все присутствующие углублённо молились, но меня заметили.
          Любознательным взглядом, внимательно скользила по интерьеру, вслушиваясь в слова молитвы. В Храме не было той помпезности, которая привлекает в господствующей церкви. Простые ситцевые занавески-задергушечки окунули в тёплые воспоминания о детстве.  Иконы были старинного письма, хоть многие написаны сравнительно недавно. Столпы для свеч - кустарной работы. Лавки вдоль стен застелены домоткаными половиками. Все мужчины в косоворотках, повязанных поясами. Пояса с чётками и подручниками висят возле входа на гвоздике. Женщина в кофтах, закрывающих руки, в длинных сарафанах и в платочках, застёгнутых у подбородка с распущенными концами, которые прикрывают шею, плечи и грудь. Наблюдая за богослужением, поняла смысл выражения: «метать поклоны»: в нужных местах, все одновременно очень быстро совершали земные поклоны, опираясь на расстеленные подручники. Никто не стоял на коленях. Осеняли себя крестным знамением одновременно, а не в разброд – когда кому вздумается. Чувствовалась строжайшая дисциплина и благоговение перед установленными правилами совершения богослужения.       
         Начётчику, читавшему молитвы, помогали певчие, но, когда в пении надо было участвовать всем присутствующим, кто-нибудь поднимал плакат со словами псалмов, написанных крупными буквами. Такая забота вызвала особое умиление – никто не мог нарушить общую гармонию даже мыслями, если не успел выучить слова. Я не смела открыть рта, но мысленно подпевала, пытаясь освоить знаменный распев.       
         Когда служба закончилась, спросила, где можно купить свечи. Мне указали на настенную полочку, где хранились свечи и литература для продажи, объяснили, что пожертвование за все приобретения нужно опускать в ящичек с прорезью, который стоял рядом. Меня поразило это доверие: здесь ко всем относились, как к людям, о которых написано в Библии – «человеку, у которого закон в сердце, не нужны законы», а значит и торговцы, контролирующие совесть: его оставляли один на один с Богом! Выбрав заинтересовавшую литературу и свечи, хотела направиться к алтарю, чтобы поставить свечу, но меня остановили – без благословения батюшки, могу находиться только в притворе и у входа, а свечу может поставить любой из прихожан туда, куда укажу!
        После службы все, кто не спешил уйти, с «семипоклонным началом» вошли в трапезную, пригласили и меня, но я наотрез отказалась, боясь снова куда-нибудь вляпаться.
        К середине трапезы подъехал батюшка. Он живёт в трёхстах километрах от Владивостока и один окормляет все общины, разбросанные по побережью на значительных расстояниях друг от друга. В этот день он завернул сюда по пути домой, из одной общины, где отслужил Литургию.
        После трапезы поделился впечатлениями от поездки. Всех собравшихся волновали самые простые достижения собратьев по вере. Радовались приплоду в чьём-то подворье, окончанию строительства часовенки в какой-то глухомани. Выразили своё мнение по поводу обращения Митрополита.  От их беседы складывалось впечатление, что разбросанные по всей России собратья - одна семья.
        Их волновали и статьи из газет старообрядческой направленности, и встреча зарубежных единоверцев на Рогожском кладбище. После трапезы обсудили, какие насущные дела надо справить в Храме и одни пошли носить воду из колонки, другие подметали двор, третьи пропалывали клумбы с цветами. После беседы с батюшкой, который очень спешил, но не прошёл мимо меня, я получила благословение на посещение Храма и присоединилась к работам по благоустройству территории.
       Я здесь была впервые, но не оставляло ощущение, что здесь прошла вся моя жизнь.
       После работы, когда все разъехались, начётчик, который жил при Храме, ответил на все волновавшие вопросы, которые отказывались освещать в господствующей церкви. Снабдил проспектами, дисками, не затянутыми болотной вонью лжи. От него узнала о существовании замечательного собрания сочинений, в 8 томах, Ф.Е. Мельникова: «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви», написанного увлекательным стилем со ссылками на первоисточники.
Возвратившись домой, скачала с интернета все книги и распечатала.
         После этого знаменательного дня, жизнь моя потекла по новому руслу, наполнилась истинным смыслом, не смотря на то, что бездуховная  узда всё туже затягивалась на горле России.
         Моя душа, как после купели с живой водой, обрела крылья, зарубцевались раны, рассосались застаревшие рубцы и, словно годы обвалились, как шелуха с шишек, обнажив орешки со сладкими ядрами истины, оберегаемой генами в каждом человеке.
   
      Жемчужинка
 
Песчинка веры вспыхнула
И в душу мне запала.
А в раковине сердца –
Жемчужиною стала.

Ученьем омывается,
По истине плывёт.
А вера прославляется –
Жемчужина растёт.

Но только то богатство,
Не мне принадлежит.
И жемчугом делиться.
С другими надлежит.
14.10.1996.

               
               

                5 Почитай отца и матерь свою

                Искушение пятое: Не целуй!

       Слава Богу – духовной литературы стало вдоволь. Читай – не ленись. Подражай святым подвижникам благочестия – спасайся. Но лукавый не дремлет – после чтения превратил многих в немилосердных, неправедных судей, потому что не в пользу современных священников сравнения с Отцами церкви.
      Судят батюшек вместо того, чтобы пораскинуть умом, да мысленно поставить себя на его место: знают ли столько молитв, сколько он, имеют ли понятие о том, чем отличаются годичные службы одна от другой, сколько времени отнимает ремонт храма, крещения, отпевания, венчания и другие попечения? А ведь он ещё и семью имеет и такой же немощный человек – в пище и отдыхе нуждается.
        «Не тот отец, кто родил, а тот отец, кто взрастил». А он не только у купели новорожденную душу принимает, молится за неё, вырывая из лап дьявольских, ведёт по жизни, забывая о себе. Немало сегодня лукавомудрствующих: «Какой он батюшка – у нас один отец небесный». Хочется спросить их: «что ж вы сыны любезные отца своего не любите? Слово Его мудрое - Библию не знаете, хоть с виду она вся потрёпана и через строку чёркана поперечёркана».  В ней Господь земную церковь утвердил и указал, куда и как каждый камушек положить. Обязанности священников по полочкам разложил и про нас грешных не забыл: десятинку отдай от доходов, чтобы не думал твой наставник о земном, а душу твою вёл туда, где не будет нужды в священниках - носителях образа Божия. А мы-то умники! Церковь от государства отделили. Вместо кадила и креста, молотком да лопатой священника охомутали и ропщем, что времени у него для нас не хватает.
            А ещё болью душа заходится, когда слышишь: «Кто они такие, чтобы руки им целовать?». Не смиряйся – не целуй – гордыня мать пороков. Кровоточивая жена библейская со смирением и  верой, только к краю одежды Христа прикоснулась и исцелилась! А ты не целуй.
          Блудница ноги Христу целовала, а ты не целуй! Не от большого ума позволяем гордыне с этим вопросом носиться на радость рогатикам. Чуют они поражение своё в малом акте смирения. А с ней – барыней-гордыней, все наши молитвенные труды напрасны. Милостыня – тщеславие тешит. И даже смерть за Христа во грех вменяется. Вот и не целуй! Но иногда припоминай почему прекрасный Денница рогатиком стал, а Ева отправилась сорняки дёргать… Не целуй… Не принимай очистительную росинку благодати. Но как спасаться думаешь?.. Не целуй!..
          Многие ещё помнят то благословенное время, когда, не взирая на тесноту, находили закуток для престарелых родителей. Заботились о них, наполняли их жизнь смыслом, позволяя заниматься с внуками. Раз сумели воспитать хороших детей, внуков спокойно можно доверять их заботам. И облачком благодать витала над жилищем, помогала одолевать трудности, наполняла мудростью.
          Не было нужды ни в детских домах для сирот при живых родителях, ни в детских садах и яслях, ни в пансионатах для престарелых людей, над которыми колышутся, тянутся к небу столпы страдальческие от обездоленных сердец. А таких убогих Господь слышит всегда, обеспечивает хлебом и крышей над головой и неблагодарным детям-должникам и родителям-кукушкам воздаёт по заслугам. Суетятся, тянутся за благополучием, выживают, упиваются лжесвободой, но не испытывают истинной радости от жизни, не могут избавиться от чувства неудовлетворённости. А винят во всём правительство, которому волей судьбы приходится воздавать по заслугам. И страдает всё Отечество, заражённое вирусом равнодушия.
 Из-за этого пресловутого вируса равнодушия приходится искупать вину родителей детям до четвертого поколения.
А корень проблемы в том, что священнику надо руку целовать. Не хотите целовать, не целуйте, но и не ропщите, отыскивая виноватых.
01.12.1994.

  Иродиады

Период застоя –
Агония смерти:
Как в луже,
Движения нет.
И плотно захлопнув
Наследия двери –
Сорочий стрекочем сонет.
Всё вроде бы блещет,
Всё вроде сияет,
Все вроде к усладе спешат.
Но разум пытливый
Забвения ищет –
Ведь тает свечою душа.
Но вот появились
Предтечи спасенья –
Блестят купола в облаках.
Из камня живую струю
Высекают:
«Покайтесь! Жизнь –
В Божьих руках».
Храм, как Иоанн
Всем стези исправляет,
Чтоб отчую веру принять.
Ведь таинств величье
Там грех опаляет –
Врачует Христа Благодать.
Но верою скудной,
Как Иродиада,
Предтечи главу мы сечём.
И к Малому Стаду
Избранников Божьих
В своей слепоте не идём.

                6 Не убий
                Искушение шестое: Причастие
          Наше Отечество на пороге тяжелейших испытаний и от каждого из нас зависит его будущее. Идёт Великий пост и сегодня  побеседуем о самом страшном искушении: таинстве Причастия. У каждого искушения две стороны медали, поэтому в любой беде и радости нужно благодарить Господа. Помню, как в самом начале воцерковления, наш замечательный, премудрый батюшка Владимир, нас, как безнадёжно больных, причащал каждое воскресение! Потом, когда приобрели небольшой опыт благодатного влияния Святого Духа, услышали предупреждение о том, что можно причаститься в осуждение!
         В подтверждение этих слов приведу пример из святоотеческой литературы. Две девочки из христианской семьи попали в рабство. Одну купили и благочестиво воспитали христиане. Другая попала в вертеп разбойников и была приобщена к самым мерзким грехам. Так получилось, что обеим пришлось совершить один и тот же грех против Господа, и праведница была осуждена, а грешница оправдана. Первая осознанно шла к грехопадению, вторая по неведению.
         В начале перестройки мы были, как дети, которым принадлежит Царство Небесное, даром получали дары и даром щедрою рукой раздавали! Помню, накануне Вербного воскресения впервые услышала присказки наших мудрых предков: «Вербохлёст, бей до слёз!», «Верба бела, здоровье дала!» и они мне очень понравились! В праздник причастилась и, рассказав воспитанникам воскресной школы о своём открытии, предложила «погонять» грехи и болезни. Они согласились.
         Хлестала от души, до слёз! Но они смеялись, подходили снова и снова, их примеру последовали прихожане, даже матушка со смехом подошла за «лекарством»! Храм переполнился неземной радостью, у всех были счастливые лица, все смеялись, а я, когда хлестала, видела искорки на ветках, словно на апостолов, на всех сходили небесные огненные язычки. Что произошло?
        Причастившись, мы попадаем на духовную трапезу со Господом, а Ему угодно, чтобы мы своей радостью от сопричастности к Свету делились с Его многочисленными «гостями» и тогда, неосознанно исполнив волю Любвеобильного Господа, мы становимся свидетелями несказанного счастья!
        Однажды испытав такое, уже невозможно принять человеческие нововведения. Но Премудрый Господь, преподав урок, обязательно экзаменует, чтобы закрепить знания. И на следующей службе искушение горделиво вползло, примостившись у Алтаря, в образе одной ревностной прихожанки. Спаси её, Господи, за те очистительные скорби и искушения, которыми она, по воле Твоей, вразумляла нас многогрешных!
       Идёт Литургия. Батюшке прислуживают гости из монастыря. Так тихо, благостно! Вдруг вижу, как горько плачет незнакомая женщина. Подхожу, пытаюсь утешить шёпотом, но реакция обратная.
        - Без церкви не могу и сюда ходить стыдно - позорит меня одна прихожанка перед всеми, называет колдуньей...
       Спрашиваю кто это и, узнав, невольно восклицаю:
       - Не может быть! Это замечательный человек!
       Подхожу к той. Начинаю шипеть вразумление, но она меня не слышит и долдонит своё. От душевной боли, начинаю плакать, потом рыдать. Нахожу новые аргументы для вразумления - не слышит. Рыдания взахлёб. Из алтаря передают замечание, а я, то шиплю, то рыдаю…
         Под благодатным дождём Литургии, с Божией помощью, затушила пламя зла. И такая тишина в душе! Солнце затопило весь храм, переплелось с благостной службой! Закрыла глаза в молитвенной благодарности и вдруг... Вижу, спускается на землю невиданной красоты Крест - у Его подножия огонь, как у ракеты! Открыла глаза - никто ничего не видит. Служба плещется солнечной рябью. Снова закрыла глаза и вижу продолжение: тот же Крест, но лежит Он изголовьем возле Уральских гор, а подножие у нас. Пространство вокруг Него и Сам Он чёрный. Но лучится таким теплом, добром... А вокруг!.. Даже сердце сдавило от ужаса - вся планета сплошной клубок пламени, смрада и дыма.
       Открыла глаза. Все благостно молятся. Позже в Епархиальном управлении услышала, что этот Крест видели монахи,
приезжавшие к нам с западной части России.
         Давайте вернёмся к язычнику Пахомию. Что привело его к святости? Добронравие, милосердие христиан, их готовность прийти на помощь всем нуждающимся. Его молитвами и заступничеством мы сейчас спасаемся. А если бы он встретил унылые лица христиан, открещивающихся от язычников, как фарисеи, которые осудили Господа за то, что Он возлежал на трапезе с грешниками?..
        Вот то-то и оно, остался бы он язычником, и возможно устраивал гонения на христиан. Не мы ли псевдохристиане виноваты в том, что помолодели наши кладбища, потому что дети с крестом на шее предпочитали идти не в церковь, а на дискотеки, где попадали в плен 25 кадра и шли всё крушить? Когда причастишься ко спасению, в душе радость необыкновенная, которой хочется поделиться с каждым, кто встретится на пути и за это обязательно получаешь помощь и в насущных, и в духовных делах.
       А причастившегося в осуждение, видно сразу. Он превращается или в архиважного чиновника, к которому без предварительных поклонов и взяток лучше не подходить, или в «собаку на сене», которая сама не спасается и другим мешает. На лице огненными письменами так и написано: «Сам съел, сам и проглочу!» и хочется бежать от такого причастника без оглядки, чтобы не подвергнуться новым искушениям. А Господь умоляет: «Смотрите не призирайте ни одного… ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее. Горе вам, что затворяете Царство Небесное… сами не входите и хотящих войти не допускаете. Всякому имеющему дастся и приумножится, у не имеющего отнимется последний сокрытый талант. Кто не примет вас… отраднее будет земле Содомской и Гоморрской, нежели тем. Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры, которые принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимся – они уже получают награду свою».
      Истинным Христианам, как их Богу, до всего есть дело. Их касается всё, что происходит в Отечестве: и преступность, и почему труд людской не в цене, и каково уважение к старикам,
 и как народ сегодня причащается!
        Как же относиться к наставлению батюшки: «Поберегитесь, постарайтесь не сплюнуть и не оскверниться сегодня».
    Многие заметили, что только причастишься, обязательно встретишь скандалиста, сектанта, сплетника, блудника и т.д. Не задумывались, почему? Я думаю, что в этот момент, Господь желает прославиться, вас прославить и принять решение какой стороны медали вы достойны: той которая ведёт на новую ступеньку духовного возрастания, или к пересдаче неусвоенного урока аналогичной проблемой, ужесточённой нашим твердолобием. Ведь причастие, из рабов Божьих, превращает нас в сынов, а Сын Бога Исус Христос показал с каким смирением надо принимать свой Крест и обращать всех, готовых принять веру! Так возлюбим, друг друга, и будем исповедать свою любовь с радушною улыбкой!
        Но вернёмся к наставлению батюшки и подумаем, что может осквернить нас?
       Идёт такой архиважный причастник и слышит слова двух кумушек: «Попы благочестию учат, а сами на джипах разъезжают…». У причастника мелькнула мысль: «Надо объяснить, что это подарок благодарного прихожанина за ребёнка, спасённого от наркомании». Но вспоминает, что ему нельзя разговаривать, чтобы не лишиться благодати причастия и продолжает свой путь дальше. А тут пьяный валяется с пробитой головой, истекает кровью. Мелькнёт мысль о помощи, а другая рядом: «Сам виноват, а мне нельзя сегодня оскверняться таким общением». Подобных примеров, в которых мы можем проявить своё милосердие, или равнодушие можно привести множество. Поэтому каждый из нас несёт ответственность за то, что происходит в России. «Не бойся друга – самое страшное, он предаст тебя. Не бойся врага – самое страшное он убьёт тебя. Но бойся равнодушного. Только с его молчаливого согласия совершаются на земле все предательства и убийства».
            
       Перепутье

Мы все стоим на перепутье
Между небесным и земным.
Душе – дух ангелов созвучен.
Она всегда стремится к ним.

Но внешней красотой, к земному
Мы прикипели всей душой.
И путь к небесному, родному –
Лежит в борьбе с самим собой:

Толь для Отечества трудиться,
Не гнуться на семи ветрах;
Толь в хату крайнюю укрыться,
Погрязнув в мелочных делах.

Толь в летописи вставить строки
О созидательных делах;
Толь пить из древа жизни соки
Пиявкой на его корнях.

И каждый день, как перепутье:
Взлететь орлом, залечь на дно,
Стремиться к целям с ясной сутью
Иль гнить – иного не дано.
06.03.2019.


                7 Не прелюбодействуй

              Искушение седьмое: Премудрость в простоте

         Раньше лезли вон из кожи, чтобы моду показать, а теперь лезут из моды, чтобы кожу показать. И в первом и во втором случае люди, преследующие такие цели, попадают под осуждение за грех прелюбодеяния, потому что наносят вред целомудрию ближнего, их жизни душевно-нравственной.
          В первом случае подталкивают к зависти, а в церкви к рассеянной молитве, поэтому Богом, для участия в общественном богослужении была установлена особая одежда и для монахов, и для священников и для прихожан. Красота её заключалась в простоте и ритуальной особенности, привлекающей благодать.
          Во-втором случае это умышленное совращение окружающих, которое используется врагами, как мощное оружие для завоевания чужого государства. Значит, сегодня все мы стали предателями Отечества, сделались холуями, добросовестно выполняющими волю поработителей и по законам военного времени попали бы под карающую статью закона. Примеров подобной мерзости на сцене и дискотеках можно привести великое множество, но вскользь упомянуто о них  для того, чтобы каждый мог понять сам, по какую сторону баррикады он находится в жестокой духовной войне, направленной на уничтожение Родины.
        Цинизм и жестокость планов врага не знает границ и находится в постоянном развитии. Когда они достигли точки кипения в своих целях  и народ начал болеть, лишился возможности воспроизводить здоровое потомство, начали эксплуатировать страдания младенцев! Завалили все просторы интернета обнажёнными тельцами страдальцев, якобы для того, чтобы будить милосердие в людях. Попробуем разобраться так ли это, и каким образом эти ролики и фото подводят к нарушению Заповеди о прелюбодеянии?
           В Ветхом Завете, в книге Бытие 9-24 говорится о проклятии, наложенном на Ханаана, сына Хама за то, что Хам, увидев наготу отца своего, вышел и рассказал о ней братьям.
           В книге Левит вся 18 глава посвящена запретам на открытие наготы ближних, чтобы не осквернилась земля и не свергла живущих на ней.
          Через всю книгу Царств золотой нитью проведена мысль о наказании детей до четвёртого поколения за грех родителей, если они в нём не раскаются и не искупят его наложенной  епитимией.
          Животные, если начинают болеть, то прячутся в норы, будки,  для того, чтобы скрыть свою немощь. Ведь не зря бытует мнение, что болезни являются наказанием за грехи и видимо, эта мудрость заложена в инстинкт животных. Заболеванием Бог уводит человека от суеты, чтобы вывести на общение с Собой.
         Глубокий смысл укрыт в том, что староверы всегда жили за высокими заборами, предохраняя своё жилище от недобрых глаз
         Предлагаю Вашему вниманию отрывок из статьи гидрогрофа, которому волей случая пришлось работать недалеко от деревни староверов. Жители, уклоняясь от общения с посторонними, выделили в помощь бригадиру старичка. «... Начали мы пытать Степаныча, сколько же ему лет. Он все отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы решили, что ему лет 58-60. Много позже  узнали, что ему 118 лет. Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами.  А если, заболеют то разбираются вместе со своими близкими, какая мысль, какое чувство, или дело могли вызвать хворь. То есть они пытаются понять, что не так в их жизни. Затем начинают голодать, молиться, а уж только потом пьют травы, настои, лечатся природными веществами. Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь…».
         Раньше младенцев пеленали, пока не подрастут, старались не показывать даже родственникам, поэтому на люльках висел полог. И славилась Россия богатырями, а целомудрие угнанных в плен девушек ошеломляло даже гитлеровцев.
            Медицина утверждает, что все болезни от нервов. В нашей стране, куда не кинь взор, всё направлено на их разрушение, отсюда омертвение и перерождение клеток, загибы, перегибы, опухоли, язвы. Медикаменты если одно лечат, то другое калечат. Замкнутый круг страданий, непомерные аптечные и другие расходы, заставляют забывать об отдыхе и слепой лошадью бродить по кругу, зарабатывая жалкие гроши, которые, не принося пользы, проваливаются в бездонную яму.
            Заболевших проказой, о которых упоминается в книгах Левит и Иова, во многих странах во все века выдворяли в специальные поселения – лепрозории, которые находились за колючей проволокой. Также больного обязывали обматываться тканью и ходить с трещёткой, или трубить в рог, чтобы его все сторонились.
         Для чего существует проказа тела? Для того, чтобы показать, как может быть страшна проказа духа. Тело поболеет максимум сто лет, а душа, если не вылечится от греха, будет мучиться в вечности. Если эту болезнь не лечить, то в итоге поражается все тело. При этом особой болью это не сопровождается. Больные теряют чувствительность и это очень плохо, потому что любой порез, травма может перерасти в мощный процесс разложения. Так же и грех. Мы его сотворили и не чувствуем, а на самом деле он свое черное дело делает.
        Теперь вернёмся к нашим младенцам, которых обнажёнными выкладывают в интернет на обозрение всему миру. Страшно повторять наставления книг Ветхого Завета! Деточек бы под сень монастырскую, под распевы колокольные, а мамочек на строжайшую исповедь. Ведь не просят они молитвенной помощи, а только материальную и не думают, что за каждым полученным рублём стоят чьи-то грехи, которые надо отмолить.
       В Библии приводятся примеры слепорожденного, за спиной которого зеваки спрашивают за чьи грехи: отца, или матери он расплачивается. Приведён пример заболевания проказой Праведного Иова. Эти болезни для прославления Христа. Можно много привести примеров современности, когда младенцы выздоравливают после того, как родители начинают исцелять проказу своих душ. Для каждого из нас страдание малюток – это набат, назидание о нашем грехопадении. Это не измождённый плач младенца доносится до нас, а голос истерзанного страданиями Бога, от которого отреклись даже те, кто с гордостью вспоминает своих предков молитвенников.
          Пора подвести итог того, на какие греховные мысли наталкивают эти жуткие фото.
          - Опять кто-то зарабатывает на лайках: это фото мелькало уже пять лет назад.
          - Снова мошенники пытаются раскошелить добросердечных доверчивых людей.
          - Вот до чего правительство довело страну – на лечение детей собираем всем миром.
         Не мало лестных слов прозвучит в адрес медицины, матери одиночки, взывающей о помощи. И мало кто усмотрит свою личную вину в страданиях ребёнка, потому что бессилен повлиять на нравственность молодого поколения. Не имеет возможности выделить хоть малую лепту для лечения и может только молиться за него, за себя, за весь мир, помутившийся разумом, чтобы обошло стороной страну осуждение за грех прелюбодеяния. Ведь каждый такой вброс в СМИ наносят вред целомудрию народа, его душевно-нравственной жизни. Уводит от простоты созидательной жизни.

          Аллилуйя

Восклонясь к плечу Иова
С ним оплачу посрамленье
Чистых душ, прудов Христовых
Рощ и нивы запустенье.

Дал Бог честь и снова отнял,
Чтоб всему увидеть миру:
Русь и в рубище, и в язвах,
Вновь хранит любовь и веру.

Кого импорт, больше свечек,
Словно бабочек влечёт,
Крылья Бог и тем залечит.
Вера славу принесёт.

Преумножатся богатства
Душ, скорбящих в темноте,
И простится святотатство
Богом вновь, по доброте.

Аллилуйя! – вместе с солнцем
Над планетой потечёт.
И в святом российском старце
Вновь прославится Господь.

                8 Не кради

                Искушение восьмое: Спасайся сам...

           Читаешь о том, как молились чукчи, обращённые святым Иннокентием к вере и, не находя в себе такого усердия, невольно задумываешься, а не напрасно ли потеряно время, проведённое в Храме? Не собраны ли лишние грехи рассеянной молитвой? Бывшие простодушные язычники, застывали столбами на Литургии так, что по нанесённой вокруг пыли, можно было определить место, где они стояли, не переступив с ноги на ногу.
        Что греха таить – зачастую своим поведением в Храме, мы даже молитву священнослужителей лишаем благодати и возможности быть услышанной Господом!
        Или читаешь о том, как с радостными лицами и с восторгом прославляли Господа, мученики за веру, когда их пытали огнём, дыбой, сдиранием кожи железными когтями и осознаёшь свою неподготовленность к мученичеству. От этого страх до дрожи сковывает. Какая уж тут верность Христу?
        В «Житиях Святых», написанных нашим Патриархом Макарием, и неповреждённых с лёгкой руки Никона, узнала, что сохранившие без повреждения веру, мученики испытывали при пытках ни боли, а напротив райское наслаждение, поэтому радостно пели, разливали небесную любовь, обращали к вере тысячи людей.
         Вот каким казусом Господь избавил меня от страха перед болью. Заболел зуб. После удаления предыдущего, меня увозили в клинику. Беда случилась из-за аллергии на новокаин. А новый зуб болит. Направили в краевую больницу, чтобы подобрать нужное обезболивающее лекарство, но на тот период его на Российском рынке не было.
          А зуб болит. Сажусь в кресло. Читаю молитву, осеняю себя крестом, у врача руки трясутся - рентген показал, что корни у зуба разведены в стороны и переплетены с другими... Боли почти не ощутила, но сомнение осталось: «Может случайность»?  Чтобы избавить от сомнений Господь попустил порчу новых зубов. Потом были ситуации ещё сложнее - за год удалила 10 зубов и никакой боли. Вот такая горькая плата за сомнения и обретение веры!
          Многие заметили, что во время поста увеличиваются неприятности. Как бороться с круглосуточными кознями лукаваго, ведь Господь говорит, что этот род побеждается постом и молитвой? Как спастись самим и спасти Россию?
         Прежде, чем приступим к размышлениям, предлагаю ознакомиться с  выдержками из жития Пахомия Великого  египетского. В 20 лет его записали в войско Константина Великого и привезли в Фиваиду, где, в ожидании дальнейшего следования, удерживали взаперти с остальными ополченцами. Услышав об их прибытии, горожане принесли в достатке пищи, пития и утешили печальных. После  недоуменного вопроса, язычник Пахомий узнал, что это христиане, которые милостивы ко всем, особенно к странникам. Благо творят бескорыстно, ожидая воздаяния только от Бога. Он был настолько тронут добронравием и милосердием, что решил посвятить свою жизнь неведомому Богу. Создал много монастырей и в последний путь его провожали 7 тысяч иноков, воспитанных им.
           Незадолго до кончины, обходя монастырь, он встретил сатану с полчищем бесов, которые явились в образе прекрасных дев, для искушения иноков. Пахомию бес сказал: «Я принял власть искушать тебя и прочих, но не могу приблизиться к вам, и от моих искушений вам бывает больше пользы, чем вреда. Но когда вас не будет, тогда мы поиграем народом».
      После молитвы и крестного знамения преподобного, бесы исчезли, а он в печали повергся на землю с молитвой и вопросом: «Господи, если никто сам не сможет спастись, зачем тогда попустил строительство Храмов и монастырей?!» Ему явился Ангел и ответил: «Семя твоё не оскудеет до скончания века и среди последних будут первые, они поднимутся выше нынешних добродетельных иноков, которые наставляются образом твоей жизни. Последние поколения не будут иметь таких наставников, как ты. Но они спасутся бедами, напастями и искушениями».
        Святые Отцы поучают: «смирение выше поста и молитвы», а наш батюшка  Владимир неустанно твердит: «Твори добро, пускай по реке, и оно к тебе вернётся». При этих словах я представляю изумительную сцену из сказки «Морозко», где Иван отнял дубинки у разбойников, закинул их в небо, а потом, когда ехал назад, его добро начало возвращаться к нему и помогать.  Вот так и нам на головы падают наши злодеяния, или добро. В самый трудный час, когда больше всего будем нуждаться в помощи, можем получить своей собственной дубиной по голове, или обрести неожиданную помощь.
         Пословица гласит: «На том, кто украл – один грех, а на том, у кого украли – десять». Парадокс? Давайте рассуждать какие грехи могут быть у обворованного.
          1 Нарушение заповеди «Не убий»: отчаянием человек подрывает своё здоровье.   
         2 Нарушение заповеди «Не суди…», в таком состоянии обычно свойственно подозревать многих, в том числе и невинных.
         3 Сколько проклятий в этот миг может сорваться с губ? А проклятия относятся к смертным грехам.
         4 Поделившись бедой с кем-то, вгоняешь в печаль собеседника и тому сокращает жизнь.
         5 Сожалея об утраченном, не благодаришь Бога, который дал, а пришло время - взял.
         6 Что страшнее всего, ещё и на Бога начинаешь роптать.
         7 Осуждая вора, лишаешь его чести, а ведь эта дубина обязательно падёт на голову в самый неподходящий момент, если не покаяться. 
         8 Кто-то может решиться воздать злом на зло: «У меня украли – я украду, чтобы возместить свою потерю».
         9 Если узнает кто вор, закрутит судебную тяжбу, не только для возмещения ущерба, но и для получения компенсации за моральный ущерб, сделавшись искушением для окружающих. А в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему на шею жернов и потопили его в глубине морской».
      10 Может озлобиться, возвести утраченное в ранг идола, а уж бес-то как радуется!
      Я была свидетелем подобного происшествия, но с другими последствиями, когда женщина, как Пахомий получила, больше пользы, чем вреда. Это произошло в период перестройки, когда годами не давали зарплату. У неё положили в роддом дочь на сохранение, на руках двое малышей, холодильник пустой, чтобы съездить в больницу, сделала долг и у неё украли всё до копейки, не осталось даже мелочи на автобус, чтобы возвратиться домой!
         Сама она в тот период нуждалась в лечении, но денег не было даже на обезболивающие таблетки. Деньги украли в тот момент, когда от боли мутился разум, голодные дети теребили, мешали сосредоточиться. Но первое, что она сказала, когда успокоилась, были слова: «Господи, пусть эти деньги принесут пользу укравшему, и это будет его последняя кража!» На душе сразу стало спокойнее. Ведь это здорово, будучи нищим, иметь возможность делать такие щедрые подарки!
        Дело происходило на Троицу. Ей ничего не оставалось, как, с рынка, отправиться в Церковь. Пока шла, заливалась покаянными слезами: «Ворона, мало того, что своим ротозейством подтолкнула человека на грех, теперь нечем подкормить беременную дочь, не на что купить пищу малышам, да и, вообще, как добраться домой?!»
        Во дворе Церкви, объяснила знакомой причину слёз. Когда собралась заходить в Храм, к ней подошли две незнакомые женщины: «Простите, пожалуйста, мы оказались невольными свидетелями вашего разговора. Мы принесли 100 рублей, чтобы пожертвовать на нужды Храма, но вам эти деньги сейчас нужнее. Пожалуйста, не смущайтесь, и примите их». В миг покаянные слёзы, превратились в слёзы радости, с которыми благодарила Господа.
        Но Бог не зря сказал: «Спасайся сам и вокруг тебя тысячи спасутся!» На следующий день пришли с работы и сказали, что завод пока ещё не начинает работать, но завтра надо прийти и получить зарплату, правда, пока только за три месяца! Вот так её горе, из которого вышла с честью, переросло в радость для многих – раз. Приобрела верных подруг – два. Прославила Бога – три. Долг отказались принять – четыре. Надолго вырвалась из тисков нужды – пять. Дочь смогла порадовать вкусной и калорийной передачей – шесть. Укрепилась в вере – семь. Украденное сделала последней лептой во славу Господа – восемь. Стала свидетелем милосердных чудес Господа, переполнившись желанием за зло воздавать добром – девять. У всех, с кем поделилась чудесным перерождением зла в добро, появилось желание сходить в Храм – десять.
         Благодаря этому, простому примеру, можно понять угрюмую настроенность фарисеев и книжников, которые строго соблюдали ветхозаветные законы Моисея, с требованием «ока за око» и неземную радость последователей Христа, отдающих последнюю рубашку.
        По всему миру Исус Христос послал апостолов на проповедь, а в Россию нет.
       Русь сама, как «самарянка», пригласила Кирилла и Мефодия и, поразив Господа своей верой, получила благодатную славянскую азбуку, где даже в начертании букв зашифрован путь спасения. Если веру другим народам апостолы несли, как подарок, то России, в которой князь Владимир «Красное солнышко», добросовестно потрудился, выбирая вероисповедание, как награду. А ещё за такое благоразумие Господь посеял в душу каждого русича гены боговедения.
        Поэтому и стала Россия для всего умного мира загадкой, оправленной в тайну. Потому и не уставал Михаил Задорнов повторять, что на каждую заморскую премудрость, русский отвечает своей непредсказуемой глупостью, и пробуждает чувство гордости за страну, взрастившую такой народ.
      Почему Господь попускает воровство?
     Одним, для того, чтобы проверить его веру и умение соблюдать заповеди
     Другим для того, чтобы избавить от предметов, приобретённых неправедным путём и лишающих возможности спастись.
      Вроде бы сегодня нам и гордиться-то нечем, но где-то в подсознании живёт генная память, о том, что мы лучшие, а раз так, то в любой ситуации должны поступать лучше всех, хороший учитель воспитывает, прежде всего, личным примером. И постоянно держать в уме память о Содоме и Гоморре, задумываться о том, достоин ли ты того, чтобы быть спасённым, когда на головы грешников польётся огонь и сера. Крест спасительный давно лежит на земле, но найдётся ли нам место возле Него, пока планета будет огнём очищаться от наших мерзостей.

   Великодушие

Если грянет беда,
Друга я беспокоить не стану,
А потом поделюсь,
Посмеюсь над упрёком его.
Коль одна, словно феникс,
Из пепла не встану,
Не отыщет душа
В этой битве себе ничего.

Ну а если в мой дом
Залетит неожиданно радость,
Щедрой горстью, с любым,
Кто войдёт, поделюсь.
Доброта их,
Добавит мне к радости
Сладость.
Коль завистник осудит,
Вздохнув, за него помолюсь.

А в грядущем,
Его обойду стороною.
Намекну о грехе,
Если умный, поймёт.
Покаянье приму,
Обниму, успокою.
А в беде,
Я ему незаметно подставлю
Плечо.
 

          9 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

              Искушение девятое: Язык страшнее пистолета

          Господь поучает: "Бойтесь, говорить о человеке даже: рака*». А доводить до того, чтобы он сам себя перестал уважать!!! 
        В храме стала свидетелем такой сцены: вошла женщина, перекрестилась. Один из убогих братьев попросил милостыньку. Она начала открывать сумку. Тут подходит служка. Стараясь говорить громче, запрещает ей подавать в храме! Если женщина пришла впервые, не думаю, что у неё появится желание совершения второй попытки приобщения к вере. Что стоит наша соборная молитва, если самого Бога вытурили из храма? А служка братьев выгнала…
       Поделилась своей болью с прихожанкой, чтобы  не от меня услышала  гонительница об оборотной стороне происшедшего. (Наш язык - нашего врага дерзнула использовать во благо).
       Женщину - грозного стража, видела впервые, а этих парней знаю давно. Ещё мальчишками постоянно крутились в церкви за подаянием. Будили в нас сострадание, но никогда с ними не общалась, просто угощала, чем была богата сама.
       Спустя несколько дней снова увидела, как эта сударыня устроила на улице омерзительный митинг по обличению  убогих (УБОГИХ), рассказывая о том, как они забрались в просфирню*, и ей пришлось вызывать милицию.
       Скорее всего их туда загнал голод. Обливая их грязью, не осознавала, что обличает себя в отсутствии веры, любви к Богу. Не понимала, что это результат ЕЁ гонений. Нет гарантии, что завтра они не подожгут храм. А за решётку нас бы посадить, но посадят их.
       При первом инциденте с подаянием в церкви, возник вопрос: какова цена наших Литургий, если люди рядом с нами не  становятся не лучше? Насколько милосерднее был народ при недостатке повреждённой духовной литературы. Бог был среди нас. А теперь имеем то, что имеем, заражённые невидимым вирусом никоновских повреждений. 
       Из беседы с одним из братьев, узнала, что  летом они помогают людям на огородах. Очевидно, не плохо помогают, если обращаются к ним за услугами. Теперь зима и им приходится побираться
     Обращалась к священнику с предложением по организации при храме работного цеха. Помещение есть. Поработают – уважать себя начнут. Начнут уважать себя, захотят стать лучше. На планете зла поубавится, небеса порадуются!!! А уж накормить их миром сумели бы и продуктов дать тоже… С Божией помощью своим трудом они не только себя смогут прокормить, но ещё и храму прибыль принесут...
Примечание:
Рака - плохой человек.
Просфирня - помещение, где выпекают богослужебные хлебцы.

     Пасха! А Пасха ли?!

Ликует мир пасхальной ночью!
И звон, и возгласы слились в один восторг!
Но плачет Бог! Я видела воочию,
Как был Он изгнан за порог.

Мы в Пасху, словно фарисеи,
Глядим с надеждою на небеса,
А детки, как щенки, в ночи друг друга греют.
И, как у Лазаря, тоскуют их глаза.

Что вас заставило их за ворота выгнать?
Страх, что лотки стеречь надо построже?
Необходимость из кошёлки что-то вынуть?
Иль их лохмотья совесть вам тревожат?

Тогда в пустом ликуйте Божьем Доме.
Я ухожу туда, где плачет Бог…
Душа рыдает в обновлённом Храме –
Он милосердия сердцам вернуть не смог.

Одни слова! Погрязли в словоблудье!
И труд священника не служит нам примером.
Как одиночество томит на многолюдье!
И лишь в затворе благодать без меры…

    10 Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля
             его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его

              Искушение десятое: Возлюби врага своего
         Огромным камнем преткновения на пути нашего спасения, лежит примирение с врагами и необходимость возлюбить их. Не мудрствуя лукаво, поделюсь уроком, который преподал мне Господь. С одной подругой, мы были как сёстры, ни одного дня не могли прожить друг без друга. Но лукавый на то и лукавый, чтобы сыпануть горстку плевел на ниву любви.
        Стали мы врагами. Как все готовятся к причастию? Перед исповедью попросим прощения с мыслью: «Прощаю, но только век бы мне тебя не видеть». Не знаю как она, а мне совесть постоянно не давала покоя. И вот, однажды Богу угодно было, чтобы очистилась моя душа от этого груза.
         Перед очередным причащением подошла к ней, попросила прощения – нет покоя! Такое отчаяние охватило – не прощу сейчас, останусь не прощённой, если она уедет. Залилась слезами, они уже перерастают в судорожные рыдания, хочется собакой выть от бессилия, не могу простить – нет покоя! Выскочила из Храма, чтобы выплакаться. Подошла знакомая и, узнав причину рыданий, попыталась утешить:
          - Попросила прощения и успокойся, если она не простила, тебя это не касается.
         - Как же не касается, если из-за нас она совершила этот грех, и я должна так простить, чтобы снова полюбить её, как прежде.
        - Тогда не знаю. Решай сама.
    Она отошла, а у меня перед глазами слова из Библии:
          «Человеки у человеков научаются». Тут уж я со своей докукой к другой прихожанке обратилась. Она слушает с неудовольствием, повторяет слова, которые мне только что произнесли. А я упорно стою на своём.
         Слыша мой непрерывный стук, откликнулся на мою неотвязность Сам Господь. А произошло это так: подходит к нам женщина и подаёт моей собеседнице просфорочку. А мне, словно, лучик в мозг проник – вот оно спасение!!! Тут же пошла к батюшке за благословением.
          - Батюшка, деньги, которые она потратила на лекарства, я вернула. Уголовное дело закрыла во славу Господа. А обида живёт, не могу её снова полюбить, как прежде. Готова отдать ей всё, что имею, но она не примет. Готова умереть за неё, а простить не могу. Благословите каждый день приносить ей просфору и на коленях просить прощения.
          - Благословляю. Пусть Господь будет между вами.
          Отправилась домой с твёрдым намерением исполнить задуманное, но Богу было угодно усложнить мою задачу: подругу увидела на автобусной остановке, где было немало народу. Смирять себя, так до конца! Я отозвала её в сторону, встала посреди улицы на колени, подала просфору и попросила прощения. Она, конечно, смутилась, сказала, что прощает. Сама попросила прощения, а мне покоя – нет! На следующий, день рано утром, зашла к ней домой, с просфорой и на коленях попросила прощения. Она последовала моему примеру. Стоя на коленях, коротко объяснились, но – нет покоя! А вечером совершилось чудо, избавившее от необходимости продолжать подвиг всепрощения. Только собралась идти с просфорой, как она пришла сама и с порога сразу на колени, я следом, и так обнявшись, в слезах, мы объяснились.
          - За что ты не можешь меня простить?
         - Понимаешь, если бы не я, тебе не пришлось бы воздвигать три огромных Креста, на которых мы трижды распяли Господа!
          - Какие Кресты?! О чём ты говоришь?!
          - Как ты могла собрать детей в классе и, из-за страха потерять карьеру, заставила их написать лжесвидетельства на моего сына, ведь ты считаешь себя христианкой?! Второй Крест – как ты, хуже всякой атеистки, могла заставить маму, мальчика инвалида, написать лжесвидетельство?! У них и так горя выше крыши и неизвестно покаются они в новом грехе, или нет, на который, мы с тобой, подтолкнули их.
              А травля родителей с автобусом! Как вы могли так исказить факты, оболгать нашу семью и угрожать снять с рейса автобус, если люди не принудят меня закрыть уголовное дело?! Я очень благодарна тебе за те венцы, которые мы получили из-за тебя, можно сказать, даром, но с другой стороны из-за нас ты утратила надежду на спасение и это не даёт мне покоя!
              - Вот даже как стоит вопрос! А я думала, что ты завидовала мне, когда отговаривала занять эту должность.
              - Да не я отговаривала, а Бог оберегал тебя от искушения, к которому ты ещё не готова. Ему-то известно было то, к чему приведёт тебя твой выбор!
             - И что же теперь делать?
            - Честно сказать – не знаю.
            И в этот момент, Господь укрепил во мне уверенность в истинности Библейского наставления: «Не думайте, что говорить вам, Я буду говорить в вас». Он вложил мне мысль, которая расставила всё по местам, и возвратила утраченный покой:
           - Как низко мы с тобой пали, на такую же высоту должны подняться. Я очень люблю, и всегда любила тебя. Эта любовь толкала на обличения. Думаешь, мне не легче было льстить тебе, как все остальные?! Нам была дана честь, продемонстрировать перед всеми нашу искреннюю дружбу и любовь, которые у многих вызывали зависть. У всех на глазах мы распяли эти чувства, и значит, для всех должны продемонстрировать глубину своего раскаяния и исправления. Нас снова должны видеть вместе. Совместно мы можем подготовить в школе какой-нибудь концерт к Пасхе, или сделать иное благое дело.
          - Я не готова к этому. Должность я оставляю и уезжаю отсюда.
          - Напрасно. Господь заповедал спасаться на том месте, которое Он указал, зная нашу немощь, а не на том, которое изберём сами. В любом случае пусть Господь хранит и укрепляет тебя. Но если не будет искреннего покаяния, грехи твои могут пасть на головы детей.
          Очевидно, не послушала меня моя подруга, потому что в армии так избили её сына, что пришлось удалить селезёнку и если моего ребёнка смогли вылечить и снять с инвалидности, то её мальчик навсегда остался инвалидом.   
         А о том, что я сделала всё правильно, свидетельствует та награда, которой Господь одарил меня её руками. Когда мы поднялись с колен, она вручила, бесценный для меня молитвослов Александры, с которым та прошла по жизни, её иконку, письма и фотографии, к которым в тот момент мне доступ был закрыт, и я смогла окончить повесть «Если бы я знала».
       Слава Тебе Господи за всё! Слава тебе!
      Вроде бы частный случай, но у многих писателей всё произведение прошито, как золотой нитью, мыслью о том, что за грехи одного человека может быть наказан весь народ. И за тысячелетнюю историю нашего Отечества таких примеров можно привести великое множество. Не будем далеко углубляться, начнём с Никона. Сколько лучших людей Отечества развеяны пеплом над необъятными просторами России? Сколько невинной крови пришлось испить нашей многострадальной земле, которая вопиет об отмщении!
       Возьмём годы, предшествующие Отечественной войне 1812 года. Французские салоны, мода, язык и получи народ близорукий воздаяние в лице Наполеона! Очистились: французский язык стал звучать как брань. Сейчас обвальная англизация, даже в родные слова вкрапляют английские буквы. Думаете случайно?
        Позволили ограбить Якутию, из которой вывезли алмазов на 150 миллионов рублей в Америку – со своего кармана милые равнодушные налогоплательщики вложите такую же сумму на восстановление Ленска, пострадавшего от наводнения.
           И задумайтесь наконец! Славянская азбука дана Богом для разговора с Ним. Сколько экспериментов проводили в разные годы для реформации Азбуки? Почему весь интернет пестрит якобы «чудотворными молитвами» на русском языке. Сколько призывов обращаться к Богу своим языком? Кому это нужно? Сколько на нас неведомых грехов?

                Выбор
                Легко между добрыми
                Добренькой слыть.
                Но как доброю быть
                Меж не добрых.
                Вместо сердца – нарыв,
                Хоть изысканна стать.
                В душах – лесть, суета
                И лукавство.
                Хату с краю хотят.
                Рост карьерный им свят.
                За него, хоть на капище душу.
                Можешь, хоть умереть,
                Дверь их не отпереть –
                Обездоленных,
                Стоны не слышат.
                Остаётся одно:
                Или скорби терпеть
                Своё сердце сжигать
                И смиряться,
                Или в дебри, в затвор
                С непомерной тоской,
                Как с сумой на плечах
                Отправляться.
                И молиться, молиться
                До тысячи дней,
                Чтоб, хоть Богу
                Облегчить страданья.
                С Ним печаль разделить
                И прощенья просить
                За измену Царю
                Мирозданья.
               


Рецензии
Какая у Вас интересная, содержательная страничка! И предисловие гоголевское очень понравилось. Буду гостить. Хорошего дня!

Алексей Анатольевич Карпов   23.07.2021 10:41     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Алексей Анатольевич! Ваши слова масличком по сердцу! Хотелось бы слышать чаще. Взаимностью пока ответить не могу, но как только закончатся дела огородные и это аномальное пекло, познакомлюсь с Вашим творчеством непременно. А пока не могу даже до моря добраться - спасаю урожай. До встречи, добрый друг.

Ковалёва   25.07.2021 17:06   Заявить о нарушении