Об основном вопросе философии

Рассмотрим классический учебник марксистско-ленинской философии. Каков его состав? Он состоит из двух частей: диалектический материализм и исторический материализм. Диалектический материализм включает: онтологию: учение о бытии; диалектику: учение о развитии; гносеологию: учение о познании; праксиологию: учение об общественно-исторической практике; аксеологию: учение о ценностях; логика и методология научного познания; антропологию: учение о человеке. Исторический материализм: марксистско-ленинское учение о развитии общества. Кроме этого марксизм-ленинизм выделяет в своём составе: марксистско-ленинскую этику - учение о морали и нравственности; марксистско-ленинскую эстетику: учение о красоте; марксистско-ленинскую политическую экономию: учение об экономических методах человеческой деятельности; политологию: учение о политических методах человеческой деятельности; юриспуденция: совокупность методов правового регулирование человеческой деятельности.
В классическом варианте основной вопрос философии формулируется так: что первично: материя или сознание и познаваем ли мир. В историческом материализме основной вопрос философии формулируется так: общественное бытие первично, а общественное сознание вторично.
       Отказываюсь ли я от онтологического аспекта основного вопроса философии: материя первична, а сознание вторично?
       Итак, есть гипотеза В.И.Вернадского, отстаиваемая ныне некоторыми учёными, например, В.П.Казначеевым, что жизнь не могла возникнуть на Земле методом самозарождения. Рассмотрев вероятность самозрождения жизни некоторые учёные по словам В.П.Казначеева пришли к выводу, что эта вероятность меньше, чем вероятность самозарождения автомобиля на Луне. На этом основании В.И.Вернадский высказывает гипотезу, что жизнь существовала вечно во Вселенной. Другой учёный К.Э.Циолковский высказал гипотезу, что всё живо, но, чем меньше материальный объект, тем меньше в нём жизни. В другом направлении эту гипотезу развивал минский философ А.К.Манеев. Он утверждал, что существует никогда не возникавшая Субстанция-Бог материально-полевого, которая обладает бесконечным объёмом, бесконечной массой и бесконечным разумом (Логосом). На базе её, но без заимствования её материи (подобно тому как из спичек можно строить фигурки, не разрушая спички) построен мир возникшей материи: метагалактики, галактики, звёздные системы, звёзды, планеты, животные, растения, люди, другие формы жизни и разума. По гипотезе Манеева живой организм возникает в результате стыковки биопсикванта (макрокванта и белково-нуклеиной подсистемы живого организма). У каждой живой клетки, по Манееву, тоже есть свой микроквант, у элементарных частиц есть свой субмикроквант. У планет, звезд, галактик тоже есть, по Манееву, свои мегакванты.
         Такая реализация в концепции А.К.Манеева идеи Вернадского, что жизнь существовала вечно во вселенной и идеи К.Э.Циолковского, что всё живо.
         Если эти гипотезы верны, то первая сторона основного вопроса философии неверна. Материя не первична и сознание не вторично. И вопрос о первичности с этой точки зрения подобен вопросу: что первично курица или яйцо.
         Гипотеза о возможности вечности жизни и даже разума во Вселенной косвенно подтверждается гипотезой Н.С.Кардашева, которую он предложил в статье "О стратегии поиска внеземных цивилизаций". Кардашев пишет в статье, что наблюдаемое звёздное небо является результатом астроинженерной деятельности цивилизаций третьего типа, овладевшими энергией галактики.
        Ещё более интересные гипотезы высказали ряд учёных философов. Это бесконечная цепь мер В.И.Свидерского, ряд развития материи Е.Т.Фаддеева и исследования других авторов, (например, В.В.Орлов. О логике соотношения высших и низших ступеней развития материи (концепция «уровней») // Философия пограничных проблем науки. Вып. 1. Пермь, 1967).
         Развивая идею ряда развития материи и следуя закону перехода количественных изменений в качественные А.Д.Урсул высказал идею постсоциального как более высокий уровень развития материи, чем социальный, содержащий социальное в снятом виде.
         Далее развивая идею сверхсоциального я высказал гипотезу о бесконечном ряде развития материи в направлении сверхсоциального 1-го, 2-го, 3-го ... и бесконечного порядка как уже реализованного бесконечного ряда развития материи.
          Бытиё первично, а сознание вторично. Но в каком смысле. Если по Вернадскому жизнь существовала вечно во Вселенной, а по Циолковскому всё живо и по А.К.Манееву тоже всё живо, то в мире всегда были и материя и сознание. Значит в аспекте времени материя не первична. Но в аспекте существования вне материи сознание невозможно. А возможна ли материя без сознания. По Циолковскому, Казначееву, Вернадскому и Манееву - не возможна. Так в каком же аспекте материя первична? Только как материальный носитель сознания. Точнее: сознание не может возникнуть и существовать без материи.
                (Продолжение следует)               
 
    


Рецензии