Гусь по-русски

    К праздничному столу полагается какая-нибудь изысканная вкуснятинка. Про утку по-пекински знает весь мир, а вот про русского гуся наткнулся совершенно случайно. Рецепт очень старинный: не хайпу ради, а так исторический лайфхак.
   
    В 1591 году в Лондоне вышло в свет сочинение бывшего посла Елисаветы английской королевы  Джильса Флэтчера к русскому царю Фёдору Иоанновичу. Задачу свою о договорённости беспошлинной торговли с Россией он не выполнил, вот и накропал книжонку о своих злоключениях в России. Очень много нелицеприятного, но весьма похожего на правду описал он, в т.ч. о том как тянули «жилы» царь и бояре из русского народа. Была в те времена следующая хитрая народная хитрость: посылать в глубинку царских засланцев в отдалённые земли для взимания податей. Обычно царские засланцы были в статусе дворян, князей и чиновных диаков. Те рьяно высасывали «по полной» из местного люда, а когда начинали трескаться от «награбленного» их отзывали в срочном порядке и по доносу «оформляли» сразу «под кнут». «Под кнут» - это обиходное в те времена название следственно-дознавательных мероприятий. Пакетики с героином по причине отсутствия подкидывать было нельзя, а вот арестовать по доносу и учредить дознание с кнутом – запросто. При том, что конфискат, в те времена делился следующим образом: половину в царскую казну, четвертину доносчику и дознавателям четверть. Приятно представить себе эту систему ныне в действии. Страшно подумать до каких размеров бы наполнилась государева казна, кабы боярская дума додумала сей закон ныне.
Помимо наполнения царской казны сия уловка очень подымала рейтинг царя, если не до 146% , до 82% - тоже ничего себе так, учитывая экономию на пиар-компании (царь тогда избирался божьим помазанием).
    Ибо так, один диакон зело преуспел во взимании податей, что «слава» о нём докатилась аж до самой Москвы.  В те времена коррупция требовала творческого подхода. Сейчас пакетик акций, пачки долларей, какая-нибудь концессия, победа в залоговом или по 44-ФЗ аукциону, яйцо фаберже, квартирка, земельный участочек за копейки – тьфу, убогость мысли. Вот средневековому диакону преподнесли «за послабления» огромного зажаренного гуся фаршированного звонкой золотой монетой. На этом гусе коррумпированная гадюка и спалилась. Взяли «мздоимца с поличным» и доставили в столицу. Царь Иван Василич (он же Иван Грозный) посему вопиющему факту встал с полатей да и пошёл на Красну площадь, сам чинить разбор принародно на лобном месте.
   
     «Люди, добрые земские, посадские и городские. Гляньте, какую коррумпированную гадину мы изловили. Хотел сожрать птицу гуся фаршированного золотом и не подавиться! Не вышло! Дай волю таким, они сожрут весь наш народ рассейский, аки гусей жаренных. Братья и сестры мои верноподданные вот собрал вас дабы приготовить народу гуся по всем правилам честного и справедливого жития. Сам диакон был распят на лобном месте весть от страха обгадившийся. Затем царь обратился к палачу: ну, братец, давай приготовим гуся лапчатого по нашему рецепту; подруби любезный ему подкрылки, да лапки. Палач начал рубить без наркоза конечности ворюге, а царь после каждого взмаха топора вопрошал к диакону: ну, как мясцо гусиное, скусное или прожарить его полутшее. Что в это время отвечал наказуемый, автор умолчал. Последним ударом «повар» отрубал голову «гуся». Палачи на лобном месте были великими виртуозами мясорубного дела, ибо казнь была публичным мероприятием в присутствии тысячной толпы и царя-батюшки.  Палач должен был справиться со своей задачей только с первой попытки ибольшой долей артистизма. В российской школе палачей отрабатывали удары, используя специальную деревянную кобылуили муляж человеческой спины, изготовленной из коры березы.
   
   Да, дикие были нравы четыре с гаком века назад, но я думаю вы удивитесь, что нынешняя наша Россия своими  землями по площадям соответствует именно 15-16 веку и с тех пор до 1991 года землями только прирастала. Не, мы конечно круче всех, но очень поменьше СССР и Российской империи меньше. Вот какая история бывает, если её не приукрашивать исторической петрушкой и укропными домыслами.


Рецензии