Записка композитору

      Я испугалась своего поступка, словно преступления. Будто ударила невиновного.  Моя записка белым барашком плывет по волнам, и вот уже старый композитор наклоняется, чтобы взять ее, а затем кладет на рояль. Своей речи он при этом не останавливает, афоризмы веселят зал. «Совесть у него была. Но у нее не было зазрения.  К старости он не поседел: в этом ему любезно помогла лысина». Я смотрю на ворох бумажек на черном рояле. Если зал дружно вздохнет, какая-нибудь записка слетит на пол и, возможно, моя. Зал дышит нестройно, листочки никуда не слетают, и наконец, на авансцене, как на краю пропасти, усталый Никита Богословский разворачивает  мое дерзкое обличение.

– Песня «Широка страна моя родная» появилась в самый пик репрессий – в 1937 году. Как мог Дунаевский написать музыку на эти слова – «я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», ведь не мог же он не знать о расстрелах, арестах?

Зал, только что дышавший вольно, затих.

     Богословский сосредоточенно молчит, опустив голову.  Мою записку он держит, как билет, предъявляемый контролеру. Я отмечаю это и снова корю себя за бежалостность.
 
– Это разговор не скорый, – раздается негромкий голос, – не в двух словах. Но могу вам сказать твердо, что Дунаевский – один из самых искренних композиторов, каких я знал. Эту песню он писал трудно. Только пятый, как помнится, вариант удовлетворил Александрова, режиссера фильма «Цирк».

             Объявили антракт. В буфет не иду, сижу в одиночестве.  Как я любила эти разливающиеся на весь мир позывные:  Ши-ро-ка-стра-на-мо-я-род-на-я. Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза. На орбите – новый космический корабль!   Общее ликование. Вера, надежда и любовь. Вера в свою страну, надежда на нее и любовь к ней.

…Во втором отделении снова звучат песни. Спокойно слушает их вместе с нами сидящий на сцене живой классик. А солист добросовестно поет «под Кобзона».  О шаландах, полных кефали,  о любимой, которая снилась три года… . Размягченная публика внимает.


Рецензии
Галина Иосифовна, Христос Воскресе!

Удивительное произведение Вы написали! Щемящее для сердца и смелое по истине.
Немного можно позавидовать, что видели и слушали самого Никиту Богословского.
Только прочитав Вашу "Записку композитору", я соотнесла все факты. Раньше не задумывалась о времени написания "Песни о Родине".
Для меня оправданием Дунаевскому является то, что он по характеру был оптимистом, и песня была написана всё-таки в 1935 году, а в 1936 в текст песни добавили два куплета в связи с принятием Сталинской Конституции (которые позже изъяли):

-За столом у нас никто не лишний,
По заслугам каждый награждён,
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский закон.

Этих слов величие и славу
Никакие годы не сотрут:
— Человек всегда имеет право
На ученье, отдых и на труд!

К сожалению, у нас сейчас нет права на бесплатное обучение, лечение и достойный заработка труд, хотя на дворе и не 37-й год.
Спасибо за произведение.

С признательностью,


Котенко Татьяна   04.05.2021 11:51     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.