Ориентационное
Чернышевского я бы читала, да времени нет. И тем не менее из того, что прочла поняла, что он тоже о грязи земной и грязи фантастической речь ведёт. У него Вера в снах и мастерские Веры. Вот только затрудняюсь определить, восхищается он этой фантастичностью, или осуждает её. С одной стороны чётко - земная грязь не страшна, потому что она естественная, а фантастическая ужасна. Но с другой стороны Верины сны и Лопухов намного приятнее и симпатичнее, чем Верины мастерские с Кирсановым.
Под руку попалась ещё одна вещь. Картина Нестерова "Под благовест". Вот что сказал о ней Стасов: "Грязи везде предостаточно". Вот-вот - снова о грязи. Но у Нестерова написано, на мой взгляд, с такой любовью, по крайнеё мере с большим мастерством. Светлый ангел, сопровождающий молодого и согбенная спина старого с не менее светлым ангелом.
И опять же тот же вопрос. Так восхищается всем этим Нестеров или насмехается в глубоком осуждении?
Нет, критики, конечно, а за ними и зрители, и читатели могут видеть как восторг, так и отвращение, в зависимости от эпохи и нравов, в которых они живут. А вот сам мастер? Ведь он творит не на одну эпоху, он творит навсегда. Прикладывает столько усилий, стараний, мастерства... Что в его душе? Восторг или отвращение?
И вывод только один - непременно восторг. Стоит ли ввека оставлять отвращение и осуждение?
Поэтому и Чернышевский лечит только оболваненных модными эпохальными суждениями. А ищущую душу, тем более находящуюся в снах Веры, он спасти не может, по той причине, что сам всемерно увлечён этим поиском.
Так что божественный ветер снова в парусах.
Мы не знаем, что при первой неудаче, —
Только стоит, только стоит оглянуться, —
К нам лошадки деревянные прискачут,
Пароходики бумажные вернутся.
Ещё немного о гвоздях. Рахметов! Этот чарующий Рахметов! Но, оказывается, он только лишь - мастерская Веры. Звучит конечно жутко. Но он Буратино. Бу-у-у-у - ра-а-а-а - ти-и-и-и - но. Бу-ра-ти-но. Мне самой это не нравится. Но, кажется, это так.
Свидетельство о публикации №219030800398