Миндовг король Литвы. Часть V. Памятники

Иллюстрация: Фрагмент памятника Миндовгу в Аглоне, Латвия.

***   ***   ***
Миндовг король Литвы. Часть V. Памятники

***   ***   ***
Содержание Части V:

Могила короля Миндовга.    
          Новогрудок. Беларусь. Гора Миндовга.
          Аглона. Латвия. Надгробная плита Миндовга.

Церковь Вознесения Богоматери в Аглоне.
          Аглонская икона Богоматери – аленький цветочек.
          Аглонская базилика.
          Паломничество в Аглону.
          Памятник Миндовгу и Марте в Аглоне.

Памятники Миндовгу в Литве.
***   ***   ***

                МОГИЛА КОРОЛЯ МИНДОВГА.    

«Тут покоится Миндовг, литовский князь, для которого жить и умереть было делом чести».
          Хроника Ривиуса. Надпись на надгробной плите Миндовга.

 
В Галицко-Волынской летописи сказано: «По Миндовгове же оубитьи . Воишелкъ . оубоявъся того же и бежа до Пиньска . и тоу живять. а Тренята нача княжити во всеи земле Литовьскои . и в Жемоти».

Вот таким образом, избавившись от старого дядюшки, двоих двоюродных братцев и обратив третьего брата в бега, Тренята, торжествуя победу, пришел к власти. Забегая вперед, скажем, что правил он недолго – всего полгода… Дел у нового правителя было невпроворот – и с внутренними врагами разобраться, и с внешними.

Однако сначала следовало похоронить тело мертвого короля. Кто и по чьему приказу (или же по доброй воле, из уважения к убитому) выполнял эту мрачную обязанность – неизвестно. Где состоялись похороны, неведомо. Как они прошли – тоже. Вроде бы логично предположить, что там же, где он был убит - и без особой помпы… С другой стороны, Тренята, племянник короля и новый верховный правитель, мог попытаться сохранить хорошую мину при плохой игре – и потому похоронить короля торжественно, как подобает.

Гибель и похороны Миндовга связывают с самыми разными местами… его могилу находят то здесь, то там… Ниже рассказывается о двух самых известных претендентах на эту честь -  НОВОГРУДКЕ  в Белоруссии и  АГЛОНЕ  в Латвии.   
      
                Новогрудок. Беларусь. Гора Миндовга.

          В Новогрудке (Новгородке) есть место, холм, который называют Горой Миндовга. Согласно преданию, здесь Миндовг и был похоронен, причем как язычник, хотя при жизни дважды крестился в христианскую веру (и по греческому обряду, и по латинскому). Его тело сожгли на костре вместе с живым конем, слугой-постельничим, соколом и борзой собакой. Прах его закопали в землю и положили рядом с ним рысьи и медвежьи когти, чтобы в Судный день, когда Бог, сидя на высокой горе, станет делить людей на праведников и грешников, они помогли ему на нее взобраться. Согласно легенде, Миндовга похоронили вместе с его золотым троном (у него был золотой трон?), а сверху захоронения насыпали курган из речного песка, причем сделано это было за одну ночь.

С тех пор прошло множество лет… сотни лет. Гора Миндовга по-прежнему возвышается на земле древнего Новогрудка, вызывая интерес у местных жителей и у приезжих, окруженная завесой преданий и тайн. Энтузиасты пытались проводить на горе Миндовга раскопки – они искали золотой трон. Но, конечно, безуспешно. К тому же поискам мешало старое христианское кладбище, остающееся там и по сию пору.
В 1993 году к 740-летию коронации Миндовга у подножия горы был установлен памятный знак: камень с металлической дощечкой, снабженной выгравированной на ней соответствующей надписью.

В 2009 году в Новогрудке решено было поставить Миндовгу памятник. Ведь даже если Новогрудок и не был первой столицей Литвы, этот город, бесспорно, имел некогда особое значение и был связан с Миндовгом особой связью.

Новогрудские власти предполагали украсить скульптурой короля  центральную площадь города, причем памятник основателю Великого княжества Литовского должен был стать первым памятником, поставленным за народные деньги, для этого даже открыли специальный расчетный счет. Но, кажется, денег так и не собрали. Во всяком случае осуществление задумки, хотя и произошло, но в значительно более скромных масштабах. 

          Здесь стоит заметить, что изображения Миндовга, разумеется, могут быть лишь условными, ни о каком портретном сходстве не может и речи идти… XIII век, какие там  ПОРТРЕТЫ…  нет даже словесных описаний, хотя бы самых кратких…

Наиболее старое условное портретное изображение Миндовга, созданное в виде гравюры, можно найти в старинной, изданной в XVII веке книге «Описание Европейской Сарматии» Александра Гваньини. Но оно и наиболее неверное. Гравюра эта представляет собой произведение очень декоративное, оно включает в себя множество деталей, затейливых завитков… среди них помещена фигура немолодого воина в зубчатом шлеме и в латах, с длинной бородой… одной рукой он прикрывает себя щитом, другой же заносит обнаженный меч. Правда, иной раз персонаж с этой гравюры называли также изображением легендарного польского князя Леха…
Таким образом, у каждого живописца и скульптора имеется свобода выбора и действий. Каким они представят себе короля Литвы, таким его и увидят зрители…

       Что касается  ПАМЯТНИКА  МИНДОВГУ  в Новогрудке, то в сентябре 2014 года он был поставлен у подножия горы, рядом с памятным камнем.

Правда, изначально запланирован был другой вариант. Проект скульптора Геннадия Буралкина представлял фигуру Миндовга на коне, ее должны были отлить из бронзы пяти метров высотой. Выглядело это так: король Литвы опирается рукой на свой меч, его голова увенчана зубчатой короной, лицо напряжено, как будто он всматривается вдаль, обозревая свои владения, - ведь он собирал эти земли и защищал их от внешних врагов… По краям постамента - два рельефа, с изображениями его крещения и коронации. Постамент планировалось собрать из трех частей, чтобы он символизировал своей тройной структурой ступенчатость государственного образования: первая ступень - из грубого камня-гранита, вторая - из более обтесанного, и третья, скорее всего, отполированная.

Однако дело не выгорело. К тому же конных статуй видным государственным и военным деятелям прошлого возведено очень много, так что конная статуя Миндовга претендовать на оригинальность смогла бы вряд ли… еще один бронзовый всадник, с надписью у ног коня, чтобы не перепутать, кто это такой. Хотя, конечно, памятник Миндовгу в Новогрудке должен был появиться, это напрашивалось, исходя из связи этого города и этого исторического персонажа, к вящей гордости местных жителей, убежденных без обиняков, что здесь, у них, в их городе некогда короновался, а затем был похоронен выдающийся деятель древности (и сколько бы им ни говорили, что это не так… или не совсем там… – ведь все равно не поверят, и правильно сделают).

Хотя данный конкретный проект был совсем не плох. Король выглядел презентебельно… Старый, но сильный и решительный, способный внушить и страх, и уважение одновременно. 

В общем, статуя под обтекаемым названием  «РЫЦАРЬ»,  авторства скульптора Федора Саратцева, установка которой в сентябре 2014 года была приурочена к 970-летию города согласно его первому упоминанию в летописи (хотя это упоминание неясное и потому спорное) и 760-летию коронации Миндовга, имевшей место предположительно здесь же, в Новогрудке (лето 1253 года), - эта скульптура в целом удовлетворяет необходимости увековечить образ короля в этом городе, увеличив число местных достопримечательностей. Может быть, и хорошо, что памятник поставлен возле «Горы Миндовга», в зеленом таинственном уголке, где веет стариной (особенно если подключить воображение), а не на городской площади.

Также представляется удачным решением, что король изображен не в помпезно-правительственном виде, с этой вечной простертой вперед дланью, но в образе бойца. Бородатый старый воин в развевающемся за плечами длинным плаще облачен в тяжелые доспехи и увенчан шлемом с пышным плюмажем и укрепленной по основанию шлема зубчатой короной… Левая рука опирается на длинный меч в ножнах, правая поднимает к груди круглый щит с острым выступом… Хотя по логике вещей должно быть наоборот (в правой руке меч, в левой щит), ну да ладно. В целом все выглядит неплохо, хотя могло бы быть и лучше. Скульптура имеет высоту 2,5 метра и установлена среди цветочных клумб напротив памятного камня с памятной табличкой «Гора Миндовга» (оригинальная надпись, так же как название скульптуры, приводятся там, разумеется, на белорусском языке).

                Аглона. Латвия.
                Надгробная плита Миндовга.

          Еще одним местом, претендующим на особую связь с древним литовским королем, является латышская Аглона. И, если вспомнить разговор про происхождение двух последних жен Миндовга, далеко не безосновательно. Что-то в этом есть.

Предание гласит, что в ту роковую для себя осень 1263 года Миндовг вместе с новой женой (сестрой жены предыдущей) и двумя младшими сыновьями, отправив войско в поход на Брянск, а вместе с ним Довмонта Нальщанского, возможно, ожидая, что он назад не вернется, сгинув в брянских лесах, - Миндовг со своей семьей пустился в недалекое и нетяжелое путешествие, в гости к жениным родителям (родственникам), в латыгольское (латгальское) городище (замок)  МАДАЛАНЫ,  которое располагалось поблизости от того места, где теперь находится село Аглона (остатки этого городища, говорят, видны на местности до сих пор).

В общем, вот там, близ Аглоны, где-то на дороге к Мадаланам… там, в этих местах… Довмонт догнал Миндовга и расправился с ним. Нет сомнения, что люди заговорщиков следили за каждым шагом короля, и Нальщанский князь, бросив под благовидным предлогом военный лагерь на Днепре, не промешкав, в сопровождении только своей малой дружины, небольшого, но надежного отряда, устремился по уже известному ему пути и действовал так быстро и точно, что шансов уцелеть у Миндовга не осталось.

В пути, во время движения (Галицкий летописец – «и погна вборзе . изогна Миндовга . тоу же и оуби его») или на промежуточной стоянке (согласно преданию, приведенному Густынской летописью – «убиша спящаго въ нощи»), - в общем, именно так напасть на путешественников было удобнее и проще, чем потом штурмовать какое-то там городище, хотя и небольшое.

Предания… отголосок давних-давних времен… что в них правда, а что вымысел – теперь разобраться крайне трудно… почти невозможно…

Латышское предание гласит, что где-то там же, в священной земле Аглоны, король и его двое сыновей и были похоронены на высоком холме. Их тела должны были сжечь по языческому обряду и еще надсыпать холм над местом погребального костра… 
Недалеко от Аглоны, по дороге на Дагду, на берегу Аглонского озера находится Королевская гора – откуда, с чего взялось это название?..  хотя, исходя из некоторых обстоятельств, о которых речь пойдет ниже, можно также сделать еще одно предположение – их не сожгли, их похоронили как христиан, в земле, не исключено, что под пение молитв… Миндовг ведь крестился, хотя и отошел потом от веры, позволив разгромить едва воздвигнутые христианские алтари, но все-таки он был крещен, и два его сына были крещены с ним вместе…

Наконец, самый мрачный вариант: никто не устраивал тризну по убитым, никто не прочел ни одной молитвы, тела просто свалили в яму и засыпали землей, только место захоронения, видимо, отметили. Король все-таки.

          В XVII веке лютеранский священник  РИВИУС  записал в своей хронике, что в 1618 году в Аглоне разбирали развалины старой башни и при этом была найдена мраморная плита (или табличка – в разных публикациях по разному), на которой значилось: «Тут покоится Миндовг, литовский князь, для которого жить и умереть было делом чести».

Плита не сохранилась до наших дней, однако доступен для прочтения этот текст, приведенный Ривиусом на латыни. Конечно, тут может иметь место какая-то ошибка… совпадение имен… или же мистификация… Во всяком случае, вроде бы не подлежит сомнению, что Ривиусу не для чего было выдумывать свой рассказ – да и как его можно было выдумать, с такими-то подробностями… он ведь не романист был, а хронист. Где точно стояла эта башня, не очень понятно, но по одной из версий она находилась как раз около нынешнего сельского кладбища.

          Кстати, XVII век считается веком, когда родственные племена, населявшие Латвию (курши, земгалы, латгалы, селы, ливы), слились в латышский народ (нацию), с этнической точки зрения.

                ЦЕРКОВЬ  ВОЗНЕСЕНИЯ  БОГОМАТЕРИ  в  АГЛОНЕ.

          В 1699 году местные помещики Иева и Дардзес Шостовицкие пригласили из Вильны (Вильнюса) доминиканских монахов (латышское «baltie tevi» - «белые отцы», по цвету их одеяний), которые основали в Аглоне церковь Вознесения Богоматери.

Существует общий для всех христиан (и католиков, и православных) очень важный праздник, связанный с земной кончиной Девы Марии, который вначале имел одно название - Успение Пресвятой Богородицы. Согласно преданию, Богородица почила в очень преклонных летах в Иерусалиме и была погребена в гробнице (пещере) своих родителей. По стечению обстоятельств на третий день после этого гробницу открыли, отвалив камень, и не нашли останков – почившая вознеслась на небо и душой, и телом.

В православии Успение Богородицы отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому), день Вознесения отдельно не отмечается.
          Католики отмечают Вознесение Богоматери вместе с Успением (вернее, вместо него) – тоже 15 августа, но по новому стилю.
          Таким образом, в православии есть Успение Богородицы, но нет праздника Вознесения Богородицы. А у католиков есть праздник Вознесения Богородицы, но нет дня Успения Богородицы. То есть в двух важнейших течениях христианской веры по сути одно и то же событие отмечается несколько по-разному.

          В прежние века вокруг Успения и Вознесения Богородицы велись споры. По этому поводу отцами церкви были приняты определенные каноны и догматы. И в прежние века автор этих строк наверняка предстал бы перед церковным судом, причем и перед православным, и перед католическим. Обобщенный взгляд был недопустим, каждый строго держался своей стороны. А если мозги работали вопреки догматам? Костер. 

                Аглонская икона Богоматери – аленький цветочек.

          Так вот. С собой в Аглону для новой церкви белые монахи привезли икону, ныне известную как  ЧУДОТВОРНАЯ  АГЛОНСКАЯ.

Эта икона, которую по живописной технике и стилю относится к византийской школе, является копией другой, тоже Чудотворной, только Тракайской (Трокской). Обе иконы (а они обе сохранились и по-прежнему стоят в церковных алтарях, в Тракае и в Аглоне) в самом деле очень похожи – изображение представляет Пресвятую Деву с Младенцем Иисусом на коленях. Правой рукой Богородица придерживает за плечики сына, левой держит веточку с тремя цветками. Эта хрупкая веточка есть центр всей композиции.

Младенец тянется к веточке ручками, Мария же не спускает с нее глаз, и, если дитя выражает детскую заинтересованность, то мать задумчива и не сводит с цветов опущенного взгляда… словно грезит наяву, а поводом для таинственной грезы стали красные, будто кровь, лепестки… аленький цветочек…

Но  КРАСНЫЕ  ЦВЕТЫ  держит в руках Аглонская Богородица, тогда как у Тракайской они  БЕЛЫЕ.  Аглонская икона, представляющая собой список с Тракайской иконы, очень схожа с оригиналом, но есть различия, и в первую очередь это касается окраски лепестков цветка.

          Появление  ТРАКАЙСКОЙ  ИКОНЫ  в Литве, в Троках (Тракаем это место стало называться позднее) предание связывает с  крещением страны в 1384 году – будто бы император Византии Мануил в честь этого события огромной значимости преподнес икону в дар великому князю Литовскому Витовту, который поместил ее в городе Троки, в своей отчине, месте своего рождения, где в 1409 году им был построен костел Пресвятой Девы Марии.

То есть Тракайская икона – великокняжеская, и уже успела прославиться. Так что доминиканцы, основывая новую церковь в Аглоне, привезли для ее алтаря список именно этой иконы не случайно. Возможно даже, великокняжеская икона Витовта должна была стать памятником королю – Миндовгу, потому что монахи знали о том, что он здесь похоронен, мало того – по одному из вариантов легенды они перезахоронили останки короля Миндовга – перезахоронили под алтарем новой церкви.

Ведь Миндовг, как ни крути, был первым христианским владыкой Литвы.
Мало того, есть легенда, что монахи, видимо, считая, что могила легендарного короля значит больше, чем костел в уже заброшенных Троках, каким-то образом подменили подлинную Тракайскую икону на ее копию, так что икона в Аглоне – та, которую Витовту доставили из Византии, а та, которая осталась в Троках – список.

Однако исследователи точно установили, что подмены икон не было, что все-таки в  ТРАКАЕ  осталась  ПОДЛИННАЯ,  первоначальная византийская икона (написанная ранее XIV века, самая древняя икона Литвы), а в Аглону привезли список, и этот список сделан в XVII веке на дубовой доске художником, который, разумеется, остался неизвестным (иконы подписывались крайне редко, поскольку считается, что эти творения человеческих рук вдохновляются свыше).

Однако останавливает внимание сам факт того, что старинная легенда о подмене икон вообще возникла – были какие-то основания, церковь в Аглоне с самого начала задумывалась как необыкновенная… как памятник королю Миндовгу?..

Но, конечно, в Аглоне должна была находиться не Тракайская икона, а именно ее сестра, как это и есть на самом деле… аленький цветочек на священном образе, принесенный в землю, где пролилась некогда кровь особенного человека… трехлепестковость, трехчастность цветка – это, безусловно, отсылка к христианской Троице… но ведь в Аглоне были убиты трое – отец-король и два его сына…  три капли королевской крови… 

Стоит отметить, - современные исследователи не уверены, что икону привезли в Аглону именно основатели Аглонской церкви, доминиканцы. Нет никаких достоверных сведений относительно того, кем был заказан список иконы и кто и когда привез его в Аглону. Можно понять только, что икона появилась в церкви в Аглоне примерно в одно время с ее основанием.

          Главная святыня храма, Аглонская икона с аленьким цветочком, почиталась все более и более, распространялись слухи, что она творит чудеса… огонь, не коснувшийся церкви во время полыхавшего по всей Аглоне пожара – потому что монахи-доминиканцы молились Аглонской Богоматери… ребенок, упавший с лодки в озеро и вдруг оказавшийся у самого берега, где его вытащили из воды и спасли - потому что его отец молился Аглонской Богоматери… исцеления больных - потому что они молились Аглонской Богоматери… В Аглону начали стекаться толпы паломников.
 
                Аглонская базилика.

          С 1768 по 1769 год на месте первой деревянной церкви Аглоны (в одной статье указано, что первая деревянная церковь в Аглоне все-таки сгорела… или в ней тогда еще не находился чудотворный образ?), – на том же месте было построено новое кирпичное здание в стиле барокко, очень большое, помпезное и, учитывая цвет стен, производящее впечатление белой громады. В связи с последним обстоятельством его называют «белоснежной святыней Богородицы». 

По типу постройки это католический костел, с двумя высокими, увенчанными крестами башнями по сторонам главного фасада, с крутой двускатной крышей основного протяженного корпуса. По смыслу же это важнейший христианский центр, который постепенно стал известен и в самой Латвии, и далеко за ее пределами. Одновременно в храме могут находиться 6 тысяч человек. К зданию храма было пристроено здание монастыря, поскольку здесь по-прежнему заправляли доминиканцы.

          На протяжении XVIII века вся Латвия в результате Северной войны и двух разделов Речи Посполитой постепенно влилась в состав Российской империи: 1721 год – Лифляндия (Видземе), 1772 – Латгалия, 1795 – Курляндия (Курземе и Земгале).

В 1820 году в Аглоне получили ценную посылку – очень дорогой серебряный светильник, который прислал из России, из Петродворца какой-то высокопоставленный вельможа. Он вырос в Аглоне под опекой доминиканцев, затем очень преуспел и решил отблагодарить своим подарком Аглонскую Божию Матерь, считая, что это Она заботилась о нем и так помогла ему в жизни. Светильник повесили перед иконой.

В 1834 году была сделана надпись на серебряной раме иконы, которая гласит: «Это подлинное изображение Аглонской Богородицы, которая в течение 134 лет известна своими чудесами».

После восстания 1863 года российские власти запретили принимать в католические ордена новых послушников, в конце XIX века в Аглоне умер последний доминиканец, и храмом стали управлять епархиальные священники.

Около 1880 года на Аглонскую икону Богоматери было возложено новое, с позолоченными лучами, головное украшение, а также серебряные, с драгоценными камнями, короны для Божией Матери и Младенца Иисуса. Драгоценная броня оклада скрыла византийскую живопись, но даже среди сверкания благородного металла задумчивое лицо Марии притягивает взгляд куда больше, чем вся роскошь преподнесенного ей царского убранства… и мерцает красными, словно только что пролитая кровь, лепестками хрупкая веточка в нежной женской руке перед личиком младенца… аленький цветочек…

          В 1920 году в Аглоне был рукоположён первый латышский епископ — Антоний Спрингович, сделавший Аглону центром восстановленного  Рижского епископства. Это произошло после того, как 18 ноября 1918 года была провозглашена (и получила международное признание) государственность Латвийской Республики (ЛР). День 18 ноября отмечается в современной Латвии, являясь государственным праздником.

В 1928 году в Аглоне были открыты духовная семинария и доминиканская школа. 

В июльские дни 1944 года при приближении фронта священник вывез икону Аглонской Богоматери и сохранил в сарае на хуторе, потом икона вернулась в алтарь храма. Хотя, строго говоря, она находится над алтарем, вознесенная над храмовым пространством, над головами священников и прихожан.

          После Второй Мировой войны и до 1991 года Латвия входила в состав СССР (ее тогдашнее название Латвийская Советская Социалистическая республика - ЛССР). В это время монастырь в Аглоне был закрыт, здание его конфисковано. Церковь продолжала действовать, но престиж паломничеств в Аглону на 15 августа (день храмового праздника Вознесения Божией Матери) не поощрялся и снизился, и так продолжалось до 1970-х годах, когда существенно подзабывшее прошлое новое поколение принялось возрождать старые традиции, приобретшие к тому времени новое очарование в его незамутненных реальными образами прошлого, невинных глазах.
 
В 1980 году храм в Аглоне отметил свое 200-летие, папа римский Иоанн Павел II присвоил ему официальный статус  «МАЛОЙ  БАЗИЛИКИ»  («basilica minoris»). В католицизме этот особый титул присваивается особенно знаменитым соборам, центрам паломничеств.

В 1986 году Аглона была центром празднования 800-летия христианства в Латвии.

          21 августа 1991 года Латвия приняла конституционный закон о государственном статусе, а 6 сентября того же года независимость Латвии была признана СССР, из состава которого она вышла в момент развала этого государственного объединения.

Республика насчитывает около 2 млн жителей (из них 38 процентов считают своим родным языком русский), в ней три больших исторических области – Курземе-Земгале (Курляндия), Видземе (Лифляндия, Ливония) и Латгале (Латгалия, латыгола). На гербе и на памятнике Свободы все они символизируются тремя звездами. Столица Рига. Граничит с Эстонией, Россией, Беларусью и Литвой. На гербе Латвии вокруг восходящего солнца группируются символы областей, появившиеся в XVI веке, когда часть страны находилась в Речи Посполитой (серебряный грифон - Лифляндия и красный лев - Курляндия).

С 1990 года у власти в стране непрерывно находятся правые и право-центристские партии. На 2010 год 344 тысячи жителей (15,26 % населения Латвии) имели так называемый  «статус негражданина» (все они или их родители переехали на территорию Латвии – тогда ЛССР - из СССР). Основанием является Закон о гражданстве от 15 октября 1991 года. В современной Латвии много проблем. Одним словом, как поется в ее государственном гимне, Боже, благослови Латвию!

          Возвращаемся в Аглону. Кстати, у латгалов (Аглона – это Латгалия) тоже есть проблемы с языком, как и у русских жителей Латвии – латгальский язык имеет выраженные диалектические отличия от латышского языка, признанного государственным. Переучиваться они, будучи полноправными латышами, особого желания не выражают, однако ради латышской национальной идентичности, видимо, придется (приходится).
 
В 1992—1993 годах в Аглоне под руководством декана Андрейса Аглониетиса была проведена реконструкция базилики и прилегающей территории. Выпевающий славу Богородице хор «Magnificat», созданный при базилике из людей разных профессий (их около 40 человек), стал знаменит в Латвии и в соседних странах. При базилике действует детская хоровая школа, в которой учатся 38 будущих церковных хористов и органистов. Дирижер хора, преподаватель школы – органистка базилики Иева Лаздане.

9 сентября 1993 года папа Иоанн Павел II посетил Аглону и на вновь обустроенной освященной площади отслужил мессу, в которой участвовало около 380 тысяч паломников – 380 тысяч паломников, вдумайтесь…
      
                Паломничество в Аглону.

          В нашей современности августовский праздник Вознесения Божией Матери в Аглоне – национальный праздник Латвии. Никаких препонов для верующих, которые приезжают со всех концов Латвии и из-за рубежа, давно уже нет. Люди идут в Аглону пешком и живут в палатках. Феномен Аглоны изучают ученые, приезжают, разговаривают с паломниками и местными жителями, записывают, сравнивают, сопоставляют… пытаются понять, что же такое происходит в этом месте – происходит каждый год вот уже несколько столетий.

В 2003 году сотрудник московского Института этнологии и антропологии РАН  Светлана Игоревна  РЫЖАКОВА  опубликовала результаты своей научной экспедиции в Аглону. Статья под рубрикой «Материалы полевых исследований» называется  «АГЛОНСКИЕ  ЧУДЕСА».

Вот выдержка из вступления к статье: «Несмотря на значимость Аглоны в культурной географии Латвии, в собраниях латышского фольклора эта область представлена крайне скудно. Главной задачей моей работы 2003г. было несколько заполнить эту лакуну и для начала выяснить, какие локальные верования бытуют здесь о чудотворной иконе Аглонской Божьей Матери, какую роль святыня играет в жизни местных людей, и – по возможности – записать рассказы о событиях, рассматриваемых как чудеса. Предполагалось определить, какие случаи тут воспринимаются и описываются как чудесные и как они интерпретируются».

Исследовательница прожила две недели в Аглоне и разговаривала со многими людьми, а также обращалась ко многим документам. Статья очень интересна и многое рассказывает о феномене Аглоны, читается, что называется, на одном дыхании, будто это не научная работа, а нечто гораздо более увлекательное по жанру.

          Далее приводятся отрывки из современных публикаций, содержащих высказывания людей, которые получили впечатления от личного либо опосредованного знакомства с Аглоной:

«Из века в век люди шли в паломничество в Аглону с молитвой и песнями, в которых рассказывали Божией Матери о всех своих бедах и радостях, просили Пресветлую быть «защитой во всех моментах слабости», чтобы Она протянула им руку «во всякое трудное время» (песня «Дева в Святой церкви Аглонской»)».

«Образ Божией Матери находится за особым металлическим экраном, который поднимается только в торжественных случаях. Позади алтаря находится хранилище, в котором собраны многочисленные свидетельства целительной силы иконы».

«Спасибо Господу за этот святой уголок Латвии».

«В день праздника была один раз всего. Я не католичка. Очень сильная энергетика в этом месте. Мне стало как-то душно, нехорошо - дело было к грозе... А вообще - людей увозили на скорой - даже молодых. Паломников не вполне понимаю, если идут беременные или с маленькими детками. Сами-то ладно - зачем детей мучить?»

«…я тяжело заболела. Внезапно выявили начальную стадию туберкулеза, но лечение не дало результатов, наоборот, болезнь быстро прогрессировала… пришел врач и сказал: «Мы расписываемся в собственном бессилии. …» Это происходило 14 августа. И тут мне пришло в голову, что, если я поеду в Аглону, Божия Матерь опять мне поможет. Но как поехать? С постели я уже не вставала, кашляла беспрестанно, а на улице было очень холодно, и шел беспрестанный дождь. И все же я собралась с духом и отправилась в путь, доверившись Божией Матери. … на следующий день врач радостно сказал, что в моих легких наметилось улучшение. А 1 сентября я уже сидела в Риге на учебных занятиях, совершенно здоровая. … хочется отблагодарить Матерь Божию, благодати полную так, как Она этого достойна, и ответить на ту любовь, которую Она дарит...»

«Я знаю про Аглону, что это красивый и популярный католический храм.
...А также то, что его главенство весьма не ладит с руководством края и местными жителями.
...Что его священнослужитель прославился тем, что купил себе "Мерседес" баснословной цены.
...Что духовники превратили эту Божью обитель в храм прославления бога денег Мамоны, видимо, забыв заповеди Христовы и алчно подчинив все интересы материальному насыщению.
...Что15 августа эта церковь превращается в большой базар, а основная масса людей собирается там не для того, чтобы помолиться Господу, а чтоб на других посмотреть-себя показать, купить-продать, выпить-развлечься.
...Что фанатичные старушки, сбиваясь в тесную толпу за процессией, готовы раздавить детей, лишь бы гордо рассказать потом, что они участвовали в крестном ходе. Хотя истинно верующему человеку не надо никаких пышных торжеств - помолиться и прославить Господа он может в любом месте на каждом шагу.
…Сурово? Зато правда!»

«Уже несколько лет со своими родными я посещаю это святое место в Аглоне и не перестаю восхищаться красотой, которую приготовила Матерь Божия в этом скромном уголке Латгалии, не перестаю восхищаться людьми, которые идут в паломничестве по 350 км и более».

«… не люблю Аглону, не моё место… Кроме того, на воротах Аглонской базилики, давно как-то было дело, повесился юноша. Само место было в древности культовым для латгалов язычников, доминиканцы на нём и построили свою базницу, перекрыв пространство временем и людьми. В Аглоне надо смотреть другие два места, связанные с водой».

«Я благодарна Богу, что с каждым днем становится все больше людей, познавших Его. Очень рада, что люди приходят на этот праздник со своими семьями, старенькими бабушками и дедушками и совсем маленькими детьми; приезжают со всех уголков Латвии. Они стоят много часов в очереди, чтобы помолиться, попросить помощи и поблагодарить Деву Марию. После таких поездок становишься светлее, добрее, милосерднее и терпимее».

«Все свои беды люди оставляют в Аглоне. Тут такое место, где очень много негативной энергии. Потому что очень многое оставлено. Большое количество людей сюда является. Высокую заболеваемость в окрестностях Аглоны и особенно число раковых больных среди местных жителей связывают прежде всего с этим».

«В Аглоне… чудеса творит вера».

                Памятник Миндовгу и Марте в Аглоне.

          Итак, Аглона – место более чем необычное. В этом месте когда-то было языческое капище, потом там построили знаменитую христианскую церковь… а также здесь был убит и похоронен король Литвы Миндовг. Миндовга убил князь Довмонт, который потом больше 30-ти лет воевал на русских северо-западных рубежах с крестоносцами и позднее был причислен русской православной церковью к лику святых. Убийство короля, совершенное будущим святым, произошло (возможно) именно в Аглоне, святом и страшном месте. Есть от чего почувствовать оторопь и головокружение.

          Где-то в 2009 году было решено установить в Аглоне на территории возле базилики бронзовый  ПАМЯТНИК  королю Миндовгу. Дальнейшие цитаты из современной публицистики касательно этого предмета приведены по статье Эдгара Клусса в газете «Монархист» от 11.01.2009 и статье в газете «Панорама Резекне» от 20.06.2011.
«Сейчас и в Латвии, и в Литве организуются группы, которые собирают и исследуют материалы о связях литовского короля Миндовга и его жены, королевы Марты, с Аглоной. 21 февраля 2011 года прошло заседание комиссии по эскизу памятника. Конкурс организовали посольство Литовской республики в Латвии и Латвийская академия искусств. В 2013 году планируется открытие памятника – это будет круглая дата, 750 лет со времени смерти короля. Пока нет информации о том, во сколько памятник обойдется, и кто будет его финансировать. По неофициальным данным часть денег будет собрана посредством пожертвований, также планируется привлечь спонсоров».
      
На конкурс было представлено 8 проектов, победил литовский художник Видмантас Гиликис. Памятник, изготовленный по этому проекту, и был установлен на положенном ему месте, так что посетители могут его ныне лицезреть. 2015 год, воскресенье 20 сентября, событие приурочено к Дню единства балтов. В церемонии открытия памятника «Королю Литвы Миндаугасу и Королеве Марте из Латгалии» приняли участие министры культуры Литвы и Латвии, представители духовенства обеих стран.

Памятник представляет собою скульптурную группу из трех фигур: слева во весь рост стоит король, в доспехах и мантии, и держит на правой ладони зубчатую корону; справа, задрапированная с ног до головы складками своего одеяния, с платком на голове, края которого спадают на плечи и который держит узенький обруч, королева; между королем и королевой стоит маленький мальчик, тоже в длинном одеянии, с непокрытой головкой, правой ручкой опираясь на колено королевы, притом что она слегка наклоняет к малышу голову.

В общем, все понятно – супружеская группа, муж, жена и ребенок. Миндовг, его последняя жена и младший сын Марты - хотя допущена какая-то неточность, ведь вместе с Миндовгом убиты были два его сына…

Однако все не так, как кажется – третья жена Миндовга, причина его гибели, почтена не была. Ведь ее не короновали королевским венцом, и вообще она фигура спорная (отрицать ее существование не получится, конечно, но сложившаяся ситуация говорит против того, чтобы о ней часто вспоминали, иначе придется также припоминать и то обстоятельство, что князь Довмонт не просто так обнажил свой меч против короля). Так что скульптор изобразил короля Миндовга и королеву Марту. Рядом стоит ее и Миндовга сын, а вторым сыном она находится в ожидании – королева изображена беременной (она держит правую руку на животе). Кажется, так.

Нет, опять не так. Поскольку, по одной из трактовок, стоящий между королем и королевой ребенок – это не убитый королевич, один из двух убитых, потому что художник «к фигурам Миндаугаса (современный вариант имени Миндовга в современной Литве) и Марты присоединил фигуру ребенка – мальчика, который символизирует движение в будущее».
 
А также: «В трехфигурной композиции образы Короля и Королевы символизируют родство и единство народа Латвии и Литвы, маленький мальчик – Принц символизирует надежду на будущее стран».

Ибо: «Один из инициаторов идеи установления памятника Миндаугасу профессор Латвийской академии искусств Освалдс Звейсалниекс считает, что обозначение места захоронения Миндаугаса будет международным событием, которое напомнит об историческом единстве народов Прибалтики. Памятник – это символ единства балтов. История повторяется, поскольку и в наши дни, так же, как и во времена Миндаугаса, балты находятся под угрозой вымирания. Было бы разумно думать о создании более масштабного государства, чтобы выжить и чтобы иметь надежду на будущее».

К деятелям искусства принято относиться с уважением. Но вышеприведенная выкладка вызывает недоумение. Как-то вот не похоже, чтобы король XIII-того века Миндовг очень переживал по поводу демографического кризиса в своем государстве, которое он создавал не только из балтских племен - Новгородок и Городен, Полоцк и Пинск были землями суть русскими…

Традиция многонационального государства была развита еще более при великом князе Витовте, который едва не стал вторым королем Литвы – при нем в Великом княжестве Литовском жили литвины, жемайты, ятвяги, представители других балтских племен; было очень много исконных русских жителей (Киевщина, Черная Русь, Полотчина, Смоленщина); наблюдался большой приток евреев из стран Западной Европы, которые спасались в Литве от гонений; в районах Лиды, Кревы, Ковны, да и других тоже, он разрешил устраиваться на жительство татарам, а в своих родных Троках поселил целую общину крымских караимов, которые живут там до сих пор… Литва при Миндовге заявила о себе на обще-европейской арене, а при Витовте была великим государством… те, кто замыкаются в своем тесном мирке, рискуют в самом деле стать жертвами – в том числе и демографического кризиса… Будем надеяться, все это пройдет. В конце концов все проходит.   

Одним словом, памятник Миндовгу в Аглоне поставили согласно обещаниям, благодаря чему паломники узрели на площади под сенью Аглонской базилики вполне благообразную бронзовую скульптурную группу из трех фигур – мужчины, женщины и ребенка. Возможно, кто-то из них при этом пребывает в искреннем убеждении, что некогда в Аглоне был с почестями похоронен по христианскому обряду под церковным алтарем первый христианский король Литвы, вместе с королевой Мартой и своим младшим сыном убитый злодеем Довмонтом, которого русские потом именно за это так и полюбили. В общем, феномен Аглоны. 

                ПАМЯТНИКИ  МИНДОВГУ  В ЛИТВЕ.

          Помимо вышеописанного памятника (и еще ранее него) Миндовгу возведены в Литве еще два, в Вильнюсе и в Друскиненкае.

Статуя в  ДРУСКИНЕНКАЕ  напоминает шахматную фигуру, стоящую на круглом высоком основании, еще более подчеркивающем указанное сходство. В длинной одежде до самых пят, закованный в латы король, увенчанный шлемом, похожим на шлемы немецких крестоносцев, стоит, выпрямившись во весь рост, поставив перед собой щит, из-за которого видна рукоять меча… согласно цвету бронзы, черный король…

Памятник в  ВИЛЬНЮСЕ  совершенно иной, он представляет короля сидящим на троне (том самом, золотом?), со знаками королевской власти в руках – скипетром и державой. Он весь окутан мантией, продолговатое лицо с небольшой бородкой выражает спокойствие, а голову венчает зубчатая корона.

От этого изваяния будто веет древностью и тишиной… Оно похоже на королей с картины Чюрлениса, которую, созданную волшебной кистью этого литовского художника, сейчас стоит вспомнить… Чеканные золотые короны с зубцами, волосы, смешивающиеся со складками свободных одежд, чудесный золотистый мягкий свет, исходящий от лиц… город, который они, эти сказочные короли, эти дивные великаны, держат в руках, наклоняя к нему лица, созидая его, любуясь им и служа ему охраной… стоя у начала начал… Король Миндовг, средневековый властелин, восседающий на своем троне, весь окутанный мантией, словно тем таинственным плотным туманом, который отделяет друг от друга различные миры… живший и правивший так давно, что это похоже на сказку… сам отчасти превратившийся в персонаж сказания… земная жизнь которого давно завершена, но не его путь, все продолжающийся и продолжающийся во времени…   

          А на его земле, которую он оставил поневоле, там, в его эпохе, по-прежнему бушевало море человеческих страстей. Победители делили добычу, наследники - наследство. Согласно летописям, Миндовгу сначала, как и предполагали заговорщики, наследовал Тренята. Что же приключилось дальше… да, собственно, то, что и должно было произойти, имея ввиду, какие это были времена… и что за люди…         

Примечательно, что приблизительно в это время замечено было некое  НЕБЕСНОЕ  ЯВЛЕНИЕ:  над горизонтом взошла хвостатая  ЗВЕЗДА,  страшная на вид, выпускавшая из себя огненные полосы, почему еще ее назвали волосатой. От одного взгляда на эту звезду всех людей охватывал страх, а знающие люди говорили: «Смута велика будет на земле»… Так оно и случилось, небесная вестница не солгала… снова началась война, снова пролились на земле реки крови… Миндовг прожил около 70 лет и из них был великим князем Литовским не менее 30 лет, после него же всего за полвека сменилось порядка восьми великих князей Литовских, и все они умерли насильственной смертью…

                Конец Части V
                (2012 год)
***   ***   ***

Продолжение: http://www.proza.ru/2019/03/09/767
Предыдущее: http://www.proza.ru/2019/03/07/1057


Рецензии
Святым угодникам можно убивать, найдя оправдание.

Госса Светлана   24.03.2019 13:05     Заявить о нарушении
Но мы-то знаем, что нельзя. и оправдания ложные.

Ирина Воропаева   25.03.2019 12:55   Заявить о нарушении