ИСИ и ИЗО

На первом  курсе нас стали учить не только истории партии и истории музыки Европы, но и некоторым другим наукам тоже пытались научить.

Так для пианистов ввели предмет ИФИ ( что означало "История фортепианного искусства"), вероятно, особый предмет  был и у духовиков с возможным названием  "История духового искусства".Про это врать не буду. Меня там не было по понятным всем причинам. Струнникам же прописали  вполне понятный предмет ИСИ, что в переводе означало "История смычкового искусства", что вполне логично.Детали должен был узнать каждый до применения их на деле.
В лекциях было указано два исполнителя. Аджемов Констатин Христофорович, и Григорьев Владимир Юрьевич. Но на  деле мы чаще общались со вторым исполнителем истории  смычкового искусства.Он и  помоложе значительно оказался и намного больше проявлял активности.

 Я запаслась толстенной тетрадью и с увлечением записывала все подробности. Узнала безумно  много нового.Все это лежит где-то и сейчас. Вдруг потомкам тоже станет  интересно узнать в подробностях, как более верно прижать пальцем струну  к грифу, чтобы лучше обеспечить обертон?

И только буквально пару раз за курс мы  воочию видали и того Аджемова.Он был куртуазен и прекрасно знал предмет.Одна только деталь немного смущала школяров.Он начинал фразу. А продолжал уверенно уже на французском.При этом совсем      забывал перейти обратно.И шпарил дальше на языке случайного перехода.

Я бы про все это и вспоминать почти не    стала  , если бы впоследствии жизнь меня не   свела по работе с дочкой самого Аджемова.Она, наверное, тоже легко могла переходить с любого языка на французский. Но главным ее качеством была невероятная скрипичность. Ее потрясающе научили играть на этом инструменте.И она       много лучше большинства владела практикой игры, а не только  теорией про правильное нажатие струны в определенном месте.

А вот уже на третьем курсе. У  нас образовался. Факультатив по предмету, который позднее в некоторых институтах  даже стал отдельным факультетом. История искусства.

Это пришел к нам вполне молодой человек    с гордой фамилией Семенов. Для тех, кто проявлял интерес к фамилии он по секрету сообщал после лекций, что полная его фамилия Тянь-Шанский. А Семенов это просто сокращенный     вариант.

Вот он раздвинул горизонты небывало.Началось все с ерунды.И истории  всех античных культур мы проскочили довольно споро.Остановился в деталях он больше в Эпохе Возрождения.
Там оказалось намного больше персонажей, чем я знала раньше. Его самого
по-видимому особо увлекал Буонаротти Микеланджело.О нем он мог говорить часами не только в день лекции о нем, но и еще намного дольше.

И из всего наследия скульптурного его больше всего взволновал не Давид, а Пьета художника.Он все в деталях объяснял, что скульптура крайне порочна в своей основе.

И взгляд убитой горем матери обращен не к лицу страдальца, а много ниже.На то, что в конце тела помещалось у Христа. Да и возраст матери для нее не   подходил никак. Она могла быть девицей типа Магдалины, но отнюдь не матерью самому Иисусу.

А тем      студентам, кому     эти лекции оказались особо  интересны.Он предложил      приехать в один из научных  институтов и провести там полезные для  науки эксперименты по уму.

Я, конечно, поспешила возглавить добровольцев. Ведь опыты на ум - это крайне интересно.Институт располагался за станцией  метро ВДНХ, и еще намного дальше.

Там добровольцев развели  по кабинетам. Я оказалась в очень темной комнате, где стояло кресло. В этом кресле... Я просидела много часов подряд. Смысл опытов на ум составляло примерно вот что. В полной тишине за занавеской. Я должна была жать на кнопку, если вдруг в наушниках я услышу звук.Первые два часа я успевала жать на кнопку в разных ритмах.Потом мне позволили немного отдохнуть.И опыты     возобновились по нарастающей. К исходу четвертого часа   исследований моего ума.
Я осознала, что стала плохо понимать, где шум, а где тишина. Я досидела рабочую смену.И устала жать на кнопки. Я согласилась признать, что   по уму  сильно уступаю всем известным обезьянам. А Дельфинам уступаю изначально без опытов совсем.

Но История Искусства мне стала явно намного менее интересна с той поры.Поэтому я  до кубизма просто не дошла сама тогда.

Еще одно открытие в искусстве произошло еще до поступления в консерваторию. Это из  какой-то лекции или просто в книге я успела  прочитать вот какое откровение.

Что человек может творить только в тот период, когда  он никого не любит.Тогда его творения посвящены искусству. А вот, если творец влюбился, что само по себе беда для сотворения.Тогда срочно  надо делать перерыв, пока любовь не пойдет на спад.И только после  можно снова думать об искусстве.

Вот с этой   своей теорией я появилась впервые в доме у профессора Дружинина.И  в перерывах     между Бахами и концертами объясняла профессору, когда творцам  позволено творить.

И после всего вот этого.Он все  равно изначально согласился взять меня в свой класс на обучение.


Рецензии