Кто такой Кощей? 2
Суть сюжета такова: Иван Годинович едет свататься к Марье Дмитревне, купеческой дочери:
Князь Владимир стольно-киевский
Давал ему силы сорок тысячей,
Казны-денег друго сорок тысячей.
Поехал Иванушка женитися.
Приезжал ко гостю ко купцу ко Дмитрищу,
Скоро он шел по новым сеням,
Заходил Иванушка в высок терем,
Говорит-промолвит таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Есть у тебя любимая дочь,
Прекрасная Марья Дмитриевична:
Отдай-повыдай за меня замуж!»
Говорит купец таковы слова:
«Ай же ты, Иванушка Годинович!
У меня была Марьюшка просватана
За того царя Кощея за Трипетова».
Говорит Иванушка Годинович:
«С добра отдашь — добром возьму,
Не отдашь с добра — силом возьму».
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Схватил ножище-кинжалище,
Ударил ножищем во дубовый стол —
Разлетелся стол во все стороны.
Бежал тут Иванушка в высок терем,
Взимал-то Марью Дмитриевичну
За ея за рученьки за белые,
За ея за перстни за злаченые,
Целовал-миловал, к сердцу прижимал,
Сам говорил таковы слова:
«Поедем-ка со мной, Марья Дмитриевична!»
Сюжет уже занимательный: обычно это Кощей уводит невест, а тут , так сказать, история повернулась: это у Кощея уводят невесту. Ну или пытаются. Но вспоминается такой странный обычай: не замужнюю мало того, что хоронили в свадебном наряде, так часто клал в гроб или медвежью лапу, либо глиняный муляж. И часто на лапу одевали кольцо. То есть если Кощей связан с миром мёртвых, а вот данный обычай явно свадебный обряд, то получается, что медведь то и тут связан с образом Кощея. Я не утверждаю, что Кощей - это мёртвый медведь, но вот то, что образы Кощея и Медведя связаны - очень подозрительно.
Как не странно, но увёз девицу силой, а стал творить некий странный обряд:
Отъезжал Иванушка на чисто поле,
Раздернул он бел шатер
Во том раздольице чистом поле,
Отпускал свою силушку великую
Ко стольному ко князю ко Владимиру:
«Скажите, братцы, родному дядюшке,
Стольному князю Владимиру,
Что везем Марью Дмитриевичну!»
Естественно возникает коллизия:
На ту пору, на то времячко
Наезжает царь Кощей сын Трипетович
Ко гостю-купцу ко Дмитрищу,
Говорит ему таковы слова:
«Ай же ты, гость-купец Дмитрище!
Ты куда девал Марью Дмитриевичну?»
«А есть Марья увезена
У того Иванушка Годиновича:
Я с добра не дал — так он силом увез».
То есть Иван бросает вызов Кощею, но не укрывается за силой ратной, а собирается решить дело честным спором. То есть не вводит девицу в дом, а остаётся на нейтральной территории.
Царь Кощей сын Трипетович
Поехал за Иваном вслед сугоною;
Застал он Иванушка на чистом поле,
На чистом поле во белом шатре,
Со той ли со Марьей Дмитриевичной,
Застал ли его забавляючись.
В общем уже одним этим былина весьма необычна. Но вот в данное время меня интересует способ смерти Кощея. А началось всё обычной битвой двух богатырей:
Скочил Иванушка на резвы ноги,
Начали они битися-ратися
Со царем Кощеем сын Трипетовичем:
Побивал Иванушка Годинович
Царя Кощея сына Трипетова,
А сбил он его на сыру землю.
На ту пору, на то времячко
Ножища при нем не случилося.
Говорит Иванушка таково слово:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Дай-ка мне ножище-кинжалище
Пластать Кощею белая грудь».
В общем то обычная история в стиле и Радедю он зарезал. Но не тут то было:
Говорит Кощей сын Трипетович:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не давай ножища-кинжалища
Иванушку — Ивану Годиновичу!
А я тебе скажу-порасскажу:
А тащи-ка ты Ивана за желты кудри
Со тыих со моих со белых грудей;
Будешь слыть портомойницей
У солнышка у князя Владимира,
А будешь слыть не царицею;
А поди-ка ты за меня замуж,
Так будешь, Марьюшка, слыть царицею
У меня Кощея у Трипетова».
Неплохая заявка на победу. И что самое интересное она удалась!
Тут-то она и пораздумалась:
«Что мне-ка слыть портомойницей?
А лучше будет слыть царицею
За царем Кощеем за Трипетовичем».
Как хватила Ивана за желты кудри,
Тащила Ивана со белых грудей.
Так взяли тут Ивана Годиновича,
Привязали Ивана ко сыру дубу;
Как пошел Кощей Трипетович
Забавлятися с Марьею Дмитриевичной
В тоем во белоем шатре.
Вот такая коллизия. Но тут появляется вестник богов с весьма странным предсказанием:
Садился он, вран, на сырой дуб,
Проязычил языком человеческим:
«А не владеть-то Марьей Дмитриевичной
Царю Кощею сыну Трипетову,
А владеть Ивану Годиновичу.
Вот явно недвусмысленная угроза. Нормальный человек как бы поступил? Правильно: зарезал бы соперника, привязанного к дубу. Но это наш прагмантичный век. Кощей же пытается истребить само пророчество, уничтожив его источник - ворона.
Услыхал Кощей сын Трипетович
Toe воронино звещевание,
Скочил Кощей на резвы ноги,
Хватил Кощей тугий лук,
Натягал тетивочку шелковую,
Кладывал стрелочку каленую,
Стрелил-то во черна ворона,
Стрелил, не попал в его;
Не так то просто воевать с судьбой. А пророчество само создало условия для своей реализации:
Зашел он опять во белой шатер,
Так эта стрела взад обратилася,
Пала ему в буйну голову:
Облился он кровью горючею,
Пришла тут Кощею горькая смерть.
Как вариант :
И говорит Кощей Бессмертный:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Подай-ко ты мой тугой лук, калену стрелу,
Застрелю я голубя с голубушкою,
Разорю любовь да голубиную».
Подает Настасья Митриевна
Тугой лук и калены стрелы,
И говорит Настасья таково слово:
«Ты не стреляй-ко голубя с голубушкою
И не разоряй любви голубиныя,
Стреляй-ко ты Иванушка Гудинова во белы груди».
И не попал-то Кощей в Ивана во белы груди,
А пролетела калена стрела в толстый сырой дуб,
От сыра дуба стрелочка отскакивала,
Становилася Кощею во белы груди:
От своих рук Кощею и смерть пришла.
Но вот дальше сея драма реализуется совсем интересно:
Тут тая Марья Дмитриевична
Выставала она на резвы ноги,
Взимает в руки саблю вострую,
Начала сабелькой помахивать,
Начала сама выговаривать:
«У женщины волос долог, ум короток!
От бережка теперь я откачнулася,
А к другому я не прикачнулася:
Отсеку Ивану буйну голову,
Пойду назад, красна девушка!»
Вот такой феминизм. Но вот заканчивается оно плохо: наобещал девке с три короба, Иван уговорил её отвязать себя, а потом убил с особой жестокостью: отрубил ручки, губки и ножки.
В общем былина весьма стремительна и проста. Но вот смерть Кощея от собственной стрелы весьма занимательна. Итак подведём итог того, что мы знает про Кощея:
1. Это некий особый тип мертвеца. Не заложный покойник - ни какие средства борьбы с ними на Кощея не действуют.
2. Он связан с горами и получает силы от воды - что тоже странно: обычно нечить воды боится, в особенности чистой текущей.
3. Он практически неистребим: только несколько особых действий, как уничтожение яйца или игры, так же коня или его останков и как приведённый вариант - от собственной стрелы.
4. Культ скелетизированных останков очень древен и как то связан с культом медведя. Который так же связан с горами, пещерами и смертью. При этом он связан с головами и конечностями: в пещерах сохраняются именно черепа и конечности медведей.
5. Кощей и медведь как то связан с девушками: Кощей их или похищает, или у него похищают, а умерших девушек явно женили на медведе. Более того:медведям приносили и живых, что бы укрепить связь с народом медведей.
6. Кощей достаточно безопасная нечисть: он очень редко действительно убивает героя.
И так, чем же может быть Кощей? Для понимания этого предлагаю обратится к достаточно древней, но при этом разработанной и чётко зафиксированной шаманской традиции: фен шуй. Да, да, фен шуй древняя шаманская традиция, которая начиналась не с развешивания зеркал и трёхногих жаб, а с проектирования могил. Причём могил в горах. Хорошее место для могилы стоило весьма неплохих денег. И в чём суть этого непростого занятия?
В традиционном китайском фэн-шуй считается, что если похоронить своих предков в благоприятном месте, это создаст мощную энергию, которая будет положительно воздействовать на потомков. Поэтому в фэн-шуй большое значение придается поиску благоприятного места для постройки жилища ян – дома для живых – или жилища инь – для мертвых предков. Вследствие этого в Китае возникла четкая система оценки рельефа местности, благодаря которой классический китайский фэн-шуй помогает выявить благоприятные и неблагоприятные места. Эта система знаний также оказывает больше влияние на выбор и обстановку домов ян. Основная концепция фэн-шуй жилищ инь состоит в том, что, зарывая тело человека в землю, мы объединяем три важные жизненные силы: Человека, Землю и Небеса. Похороненное в земле тело соединяет энергию человека и земли, а правильно установленное надгробие получает благоприятную энергию с небес. Выбор правильного места для похорон предка – задача Школы форм, а вот выбор правильного направления для могилы и надгробия с целью получения наиболее благоприятной энергии — задача Школы компаса.
Итак, есть весьма вероятная причина наличия Кощея: его захоронили в правильном месте и по правильной технологии. Какую технологию предлагает искусство воды и ветра?
Первый критерий отбора – Ветер. Ветер будет рассеивать энергию Дракона, поэтому место должно быть защищено от ветра. Это означает, что окружение места должно создавать укрытие от сильных ветров слева, справа, позади и спереди. Если местность слишком открытая, как в пустыне или на пляже, выходящем к морю, то энергия будет рассеиваться, такое место не подходит для захоронения предков. Второй критерий – Вода. Го Пу сказал это так: «энергия Дракона задерживается на границе воды». Суть в том, что горная гряда, как Дракон, распространяет свою энергию на тысячи километров. Но когда Дракон движется, его энергия движется вместе е ним. Поэтому можно сказать: используйте энергию, когда Дракон остановится. Если Дракон остановился, энергия замирает. Поэтому самое благоприятное место для накопления энергии – там, где останавливается Дракон, Здравый смысл подсказывает, что гора «останавливается», когда переходит в открытое пространство или воду. Это и будет «граница воды». Это место, где останавливается Дракон и скапливается энергия.
То есть имеем как раз усиление силы захоронения от воды и ослабление его в чистом поле. При этом источником силы являются горы. Похоже на нашего героя? Связан с горами и увеличивает свои силы от воды? По моему очень. Смотрим что же должно быть в идеальном месте для предка:
1. В дали должна быть мощная гряда, что символизирует далёкого предка.
2. Далее идёт гряда ниже, что символизирует близкого предка.
3. Ещё ближе подковообразная гора, что символизирует прямого предка.
4. Самое интересное - гора родителей, почти замкнутая гряда, имеющая выход в проточной воде, за которой должна быть гряда, что прикрывает вход. И вот в центре этой горы родителей место концентрации силы, что даст силу предку, но могила должна соединятся мостом вот с этим самым кольцом. Иначе будет нарушена связь и сила дракона ослабнет Вот кому как, а план очень похож на Стоунхендж. Осталось понять - есть ли захоронение там под алтарным камнем? Как минимум мне попадались ссылки на то, что найден убитый стрелами. Хотя верить сейчас нельзя ни кому - врут все безбожно. Но вот описание идеальной могилы не относится к реальности, так что не подлежит сомнению:
Самое важное здесь – позиция 6, «Логово Дракона». В этом месте концентрируется максимальная энергия Дракона, и именно там следует похоронить тело. Это логово Дракона соединено Связующим мостом (5) с Горой родителей (4). Отношения Горы родителей с Логовом Дракона подобны отношению матери и ребенка. Эмбрион соединяется с матерью пуповиной, через которую мать питает ребенка. То же относится и к жилищу инь. Энергия Горы родителей передается по связующему каналу в Логово Дракона, Поэтому если канал связи будет нарушен или перекрыт, Логово Дракона умрет.
Энергия Дракона зарождается далеко-далеко, у Далекого предка;и передается через множество поколений гор, которых называют Близкий предок (2) и Прямой предок, после чего энергия Дракона приходит к Горе родителей и попадает в Логово Дракона. Чем длиннее путь, который проходит энергия, тем сильнее будет энергия Дракона и тем дольше будет ощущаться ее влияние.
Логово Дракона с обеих сторон хорошо защищено от ветра склонами гор словно подлокотниками кресла. Левый подлокотник называется Зеленым Драконом, правый – Белым Тигром. Перед Логовом Дракона остается открытое пространство, в данном случае – вода. Это пространство называется также Мин-тан, коридор или холл. Оно позволяет энергии накапливаться и символизирует окончание движения Дракона. Это – граница воды, у которой останавливается Дракон.
Логово Дракона также защищено спереди. Ближайшее укрытие меньше и называеться Столовая гора: она символизирует стол перед троном императора. Это – первый слой защиты. Следующий слой защиты – более далекие и высокие горы, это Далекие внешние горы. Они являются следующей ступенью защиты от ветра и подобны солдатам и слугам, стоящим перед троном императора в ожидании приказов.
Такова общая структура рельефа жилища инь. Конечно, такая четкая структура встречается крайне редко, в большинстве случаев в Природе можно найти лишь отдельные ее элементы или разновидности. Например, можно выделить такую структуру логова, которую называют: «Прямое логово дракона».Это когда все горы предков находятся на одной линии с могилой. Данная могила слишком сильна для простых смертных и по этому так хоронили императоров и генералов.
Свидетельство о публикации №219030901018