Формула изменений. Сквозь отрицание

Я писала уже о том, как трудно женщине осознать саму возможность выхода из деструктивных отношений (Равенство и братство в быту, семье и сексе). А сегодня про сам кризис, необходимый для выхода, что он из себя представляет, его внутреннее содержание.

Единственная возможность для женщин, находящихся в ситуациях семейного насилия (физического или психологического) решиться на изменения, это  кризис, невозможность дальнейшего продолжения сложившегося образа жизни.Что-то должно произойти по меркам самой женщины из ряда вон выходящее.

З. Фрейд утверждал: «Первичная мотивирующая сила изменений — это страдание человека и проистекающее из этого страдания желание измениться». Для меня существует метафора о своеобразной «дне» - ситуации или поступке партнёра, ниже которой опуститься для неё было невозможно. Чаще всего это проблемная ситуация, которая касается близких женщины, в основном детей, а не её самой.

Примеры таких ситуаций: поднял руку на ребёнка, другого близкого, убил собаку, изменил на глазах у жены. Даже этого бывает недостаточно для долгосрочных изменений. И само «дно» может быть не одно, страшные ситуации могут повторяться, усугубляя состояние зависимости жертвы от агрессора. Но всегда в «дне» есть и возможность для осознания.

В какую сторону пойдёт женщина (ОТ или останется на месте) решают только ресурсы, имеющиеся и отсутствующие у неё в это время. И не одномоментно, а ресурсы достаточно устойчивые, ибо мы знаем, что повернуть назад соблазн всегда слишком велик. Тем не менее именно и только кризис дарит весьма болезненную, но благодатную возможность: в результате переосмысления собственных проблем женщина получает мощный ресурс для изменений.

Крах всех представлений о себе, который они испытывают в моменте, можно уверено считать экзистенциальным кризисом. Вопрос о смысле существования стоит всегда остро у женщин, которые большую часть жизни жили не для себя, а для других. Потеря этого смысла создаёт экзистенциальный вакуум. Потеря мужа «мужниной жене» видится и ощущается, как «дно», бездонная пропасть.

Более полной беспомощности перед лицом жизненных проблем трудно представить. Можно говорить о двух кризисах – кризисе умирания зависимой личности (от отношений, от другого), зависимом «Я» и кризисе рождения здоровой личности, полноценном «Я» (К. Гроф, С. Гроф). Сам процесс изменений, положительную динамику можно представить как процесс формирования новых, конструктивных ценностей и конструктивного смысла жизни, а процесс терапии – как «умерщвление» больной, зависимой личности и «рождение» здоровой (В.С. Делеви).

Кроме утраты объекта заботы и смысловых представлений, происходит и утрата идентичности, ранее определявшаяся через это взаимодействие. Я часто предлагаю в начале терапии попробовать рассказать свое личное отношение к собственному жизненному пути: что нравится, а что нужно изменить, оценить продуктивность.

Большинство женщин недовольны тем, как сложилась их жизнь, сожалеют о часто рискованном, необдуманном поведение в молодости (сегодняшняя оценка), в частности выбор спутника жизни, который сделали тогда, оценивают свой жизненный путь, как непродуктивный. Но понимают, что этого изменить нельзя. Последние годы перед началом изменений, по большей части оценивают, как продуктивные.

При том, что они оставались в невыносимой для себя ситуации, но процесс изменений уже начался. Появлялось осознание «неправильности» взаимоотношений с близкими. Обычно мы вместе приходим к выводу, что обращение к психологу не случайно! Внутренняя работа уже проделана большая. Им удалось прорваться сквозь собственное отрицание, и это был долгий путь. Кризис – это не ситуация, это процесс.

Все они, так или иначе, искали выход из реальности, в которой больше не могли находиться. Читали книги, искали в интернете форумы, любую информацию, которая могла бы объяснить им происходящее. Обращались к врачам, психологам, в социальные службы, посещали тренинги, платили деньги ясновидящим и экстрасенсам. Многие искали религии и бога.

В общем и целом они были активны. Если началась полоса изменений, то женщина даже внешне меняется за очень короткий промежуток времени, часто практически сразу.  Именно активность, «работа личности» (А.Н. Леонтьев) в итоге приводила их в различные терапевтические программы, которые они признавали за «свои».

В дальнейшем основной движущей силой изменений однозначно выступают поддерживающие отношения с психологом или терапевтической группой.  Но начало всему положило «дно», та точка. Конечно есть и другие частные варианты, думаю, их надо рассматривать отдельно.

«Сама всё бы стерпела, если бы он ребёнка не трогал» - одна из формул изменений.

Далее в ближайшее время напишу о специфике жизненных сценариев у женщин, склонных годами терпеть унижения и проблемное поведение партнера.


Рецензии