Ипполит Римский

Тема статьи.
Моё объяснение, почему древние историки «забыли» биографию Ипполита Римского, самого плодовитого римского писателя в доконстантиновскую эпоху
 
 
Пресвитер Ипполит назвал пресвитера Каллиста, которого уважал и ценил папа Римский Зефирин (199-217),  – еретиком, сторонником учения Савеллия. Савеллий объявил Отца и Сына – двумя именами Бога. Каллист, в свою очередь, назвал Ипполита двубожником. Ипполит учил тому, что Отец и Сын – две разных личности. Сын – меньший бог, подчинённый Отцу. Римский клир разделился после смерти Зефирина: было избрано два папы – Каллист и Ипполит.
 
Идеологи Римской церкви уничтожили биографию Ипполита. Им не понравилось, что он назвал их еретиками – савеллианами. Они вытравили память об Ипполите настолько тщательно, что до 1842 года учёные лишь предполагали, кто это такой.
 
 «Кем был Ипполит, где и когда жил? Достоверных данных сохранилось очень мало. На заре христианской истории Иероним сказал: "Ипполит был епископом какой-то церкви, однако мне не удалось узнать, из какого он города". С тех пор ответы... едва ли стали определённее» (Е. В. Афонасин[1]).
 
Все три рассказа Евсевия, в которых упоминается Ипполит, не указывают его происхождения и церковного статуса.
 
Первое сообщение: «Остались и сочинения Ипполита, епископа другой Церкви» (Ц. и. 6: 20). И это – всё. Это сказано о человеке, который вошёл в историю, как самый известный богослов Римской церкви в доконстантиновскую эпоху. Сообщение Евсевия нельзя назвать даже кратким. Рассказать так невнятно о самом известном Римском богослове, законном Римском папе не смог бы даже графоман!
 
По мнению нынешних афанаситов, Евсевий не знал биографию Ипполита. По моей версии, невнятное сообщение Евсевия – это следствие редакторской правки.
 
Для христиан Запада (идеологов Римской церкви) писатель Ипполит никогда не был епископом Рима. Он был пресвитером. А для христиан Востока он был епископом Рима. Они не придумали: им рассказали учителя, предшественники.
 
«...самым сильным доказательством исторической достоверности Римского епископствования Ипполита служат те многочисленные предания, которые сохранились о нём на востоке. Замечательно, что восток до самого VII века знал, собственно, одного епископа Римского Ипполита»[2].
 
По мнению идеологов Римской церкви, христиане Востока заблуждаются. Ипполит был епископом другого города (они забыли какого). Было много Ипполитов епископов. Епископ Остийской пристани близ Рима, – раз, епископ Аравии – два, епископ Антиохии – три. И все эти Ипполиты были писателями. А так же был Ипполит диакон, Ипполит старец, Ипполит воин.
 
Второе сообщение Евсевия полнее. Он перечислил книги Ипполита, среди которых нет знаменитого трактата «Слово о Христе и антихристе» (Ц. и. 6: 22).
 
«И снова, ни слова о том, кто был Ипполит и где жил» (Афонасин).
 
Третье сообщение Евсевия – короткая фраза: «Есть ещё и Послание Дионисия к римлянам "О должности диакона", отправленное через Ипполита» (Ц. и. 6: 45, 5).
 
Ипполит умер в 235 году на острове Сардиния, куда его сослал император Александр Север (222-235). Дионисий стал руководителем Александрийского патриархата в 247. И кто такой Ипполит, через которого Дионисий передал римлянам послание?
 
Учёный Евсевий пояснил бы статус Ипполита: он не был графоманом. А он – не пояснил. Значит, уточнение «отправленное через Ипполита» – вставка афанаситов, которая понадобилась им для того, чтобы объявить римлянина Ипполита, умершего в 235 году, жителем Египта, современником Дионисия Александрийского (247-264).
 
Профессор Московского университета протоиерей А. М. Иванцов-Платонов (1835-1894) попался на удочку редактора книги Евсевия: по мнению Иванцова-Платонова, Ипполит не умер в 235 году на острове Сардиния, куда его сослал император Александр Север. Ипполит уехал из ссылки в Аравию. Потом жил в Антиохии, Александрии. И Дионисий послал его в Рим с письмом примерно в 250 году. «Святой Дионисий избрал его посредником для сношения с Римской церковью»[3].
 
В 250 году Ипполиту было лет восемьдесят. По мнению профессора Мюнхенского университета Дёллингера (1799-1891), Ипполит не мог быть в таком возрасте дееспособным.
 
Иванцов-Платонов обвинил своего оппонента в необъективности: сторонник гибели Ипполита в 235 году, Дёллингер «не хочет допустить, чтобы Ипполит пережил Сардийскую ссылку». Дёллингер тоже мог бы обвинить его в необъективности. Сторонник смерти Ипполита в 270 году, Иванцова-Платонова не хочет, чтобы Ипполит умер в Сардийской ссылке[4].
 
Идеологи Римской церкви специально запутали биографию Ипполита: у них якобы не было епископа Ипполита. А был проездом некий Ипполит, привёзший письмо Дионисия. Иванцов-Платонов, обманутый редактором книги Евсевия, продлил Ипполиту жизнь: соединил реальную биографию с небылицей идеологов Римской церкви.
 
Папа Геласий (492-496) объявил Ипполита – епископом Аравийским. Ипполит жил в Аравии. «Свидетельство об Ипполите, церковном писателе, как о митрополите Аравийском в первый раз приводится у папы Геласия»[5]. Если бы Ориген был римским богословом, он повторил бы участь Ипполита. Афанаситы уничтожили бы все его книги. Никто не знал бы, где он жил. А папа Геласий объявил бы его жителем Аравии.
 
«Итак, строго говоря, Евсевий мог знать о трёх раннехристианских деятелях по имени Ипполит, причём, по крайней мере, двое из них оставили после себя литературное наследие. Кроме того, он ничего не знает о месте их проживания, и не упоминает мученика по имени Ипполит» (Афонасин).
 
Редактор добился своей цели: учёный «Евсевий» рассказал о писателе Ипполите так, что никогда не догадаешься, что этот Ипполит был епископом Рима и мучеником. Он умер в ссылке на острове Сардиния.
 
Иероним тоже сообщил о писателе Ипполите так, что никогда не догадаешься, что тот был епископом Рима. Он понятия не имеет, в каком городе епископ Ипполит жил. «Ипполит, епископ какой-то церкви (ибо имя города я не смог узнать)».
 
Ему не удалось выяснить. Иероним опустил подробности поисков. А дело было так. Он спросил Амвросия. Не знает. Спросил Епифания. И Епифаний не знает. Спросил Римского папу Дамаса. Не знает. Говорит, у них в Риме был пресвитер Ипполит. Дамас написал ему похвальное слово на мраморной доске[7]. Пресвитер – был. А епископа – не было! Тогда Иероним обратился к восточным епископам. Может, они знают? Григорий Богослов, Григорий Нисский, Василий Великий не знали. Был какой-то епископ Ипполит, написал много книг. А где жил – уже никто не помнил!
 
Учёный грек Миноид Мина нашёл в Афонском монастыре в 1842 году книгу «Философумена» (рукопись XIV в.). Книга IX. Место действия – Рим. Участники – Римский пап Зефирин, пресвитер Каллист, и автор книги. По мнению автора книги, папа Зефирин, человек «простой,  не учёный, даже безграмотный, руководясь советами малообразованного, но умного Каллиста, однажды, в присутствии всей Церкви заявил: "Я признаю одного только Бога, Иисуса Христа, и кроме Него не знаю  никого другого, родившегося и пострадавшего". Каллист счёл нужным поправить своего епископа и тотчас добавил: "Но пострадал и умер не Отец, а Сын"»[8].
 
По мнению Каллиста, Отец и Сын – это Слово. Отец и Сын – два разных имени, но нераздельный, единый Дух. Автор книги обвинил Каллиста в савеллианстве (Арий тоже обвинял Александра в савеллианстве): Отец, Сын, Святой Дух – это фамилия, имя, отчество. Автор книги защищал различие Отца и Сына в Троице «на основе некоторой субординации»[9]. Иисус – второй бог, меньший, подчинённый Отцу. Отец могущественнее Сына. Пресвитер Каллист обвинил автора книги в двубожии[10].
 
Кто написал книгу «Философумена»? Миноид Мина предположил – Ориген. Он ошибся: автор книги – епископ, Ориген – пресвитер. «Возник спор об авторе произведения. Были попытки приписать его Каю, Новатиану, Тертуллиану; но скоро почти общее мнение исследователей склонилось в пользу авторства святого Ипполита» (Сагарда).
 
Епископ Ипполит пережил Каллиста. Император Александр Север сослал «пресвитера» Ипполита и Римского папу Понциана (230-235) на вредоносный остров Сардиния. Ипполит и Понциан скончались на каторжных работах. Их тела привезли в Рим. «Пресвитера» Ипполита похоронили на кладбище у Тибуртинской дороги, а епископа Понциана – на кладбище Каллиста. Источник этой информации  – официальные документы Римской церкви: римский «Хронограф» от 354 года и «Liber pontificalis».
 
Почему Евсевий и Иероним, два знаменитых, авторитетных христианских учёных, забыли биографию Ипполита, первого антипапу, самого значительного богослова и самого плодовитого автора Римской церкви в доконстантиновскую эпоху?
 
Объяснение афанаситов. Во-первых, его имени нет в списке римских епископов. А на нет и суда нет. Во-вторых, он приехал в Рим или в юности, или в зрелом возрасте. Грек по происхождению, он писал на греческом языке, непонятном для римлян. Римляне не перевели его сочинения на латинский язык и забыли такого автора.
 
Афанаситы сознательно забыли. Ипполит назвал их папу Каллиста савеллианином. Сразу хочется забыть и кинуть книгу Ипполита в огонь. Римский папа Каллист всегда был православным (католиком). Учение афанаситов – апостольское.
 
Ипполит был законным Римским папой, самым значительным богословом и самым плодовитым автором Римской церкви в доконстантиновскую эпоху. Евсевий и Иероним, – авторитетные богословы, учителя Церкви, – не знают, где он жил. А никому не известные почитатели таланта Ипполита увековечили его имя в мраморе!
 
«В 1551 году была открыта около Рима статуя лица, сидячего на кресле... Голова и руки статуи оказались отломанными, а на боковых стенках кресла открыта надпись. На правой стороне находится перечень произведений неизвестного автора (впоследствии доказано было тождество его с Ипполитом) на греческом языке; на противоположной стороне найден пасхальный канон от 222-333 гг., по Р. Х. т. е. 112-летний цикл, которым предполагается, что через 112 лет Пасхи должны пойти по-старому» (Болотов).
 
Список сочинений на статуе не совпадает с перечнем сочинений Ипполита, о котором сообщили Евсевий и Иероним.
 
«Как объяснить тот факт, что в списке отсутствуют такие важнейшие сочинения "Ипполита", как Refutatio ("Философумена". – С. Ш.), Комментарий на Даниила и трактат об Антихристе? Некоторые исследователи предположили даже, что авторам надписи просто не хватило места на камне, чтобы высечь все труды Ипполита!» (Афонасин).
 
Афанаситы не включили книгу «Философумена» в список на статуе. Для них эта книга – подложная. Каллист – савеллианин. Ипполит – арианин. Клевета. Они всегда были афанаситами! Никакого раскола не было. «Пресвитер» Ипполит и епископ Каллист – уважали друг друга. Римская церковь объявила их святыми.
 
Почему в перечне на статуе нет сочинения «Слово о Христе и антихристе», важнейшего сочинения Ипполита? Ответ афанаситов: не хватило места на камне, сначала изваяли статую, а потом Ипполит написал трактат об антихристе. Ипполит не является автором этой книги, – вот почему этого сочинения нет в перечне на камне.
 
Известный церковный писатель Римский папа Ипполит объявил пресвитера Каллиста лжеепископом и савеллианином. Решив скрыть истинную причину конфликта, Иероним солгал, что не знает, в каком городе Ипполит жил. Он – знал. И Евсевий – знал. Ипполит умер в 235 году. А Евсевий родился в 275. И церковный историк Евсевий не знал? Афанаситы отредактировали Евсевия.
 
Ипполит для афанаситов, знавших его подлинные сочинения, был идеологическим врагом. Этим только и можно объяснить, почему не сохранилось никаких сведений о его статуе. Афанаситы разбили статую, уничтожили все записи о ней. А вскоре и сами забыли о статуе.
 
Афанаситы ненавидели живого Ипполита. Они объявили его своим учителем, святым – вынуждено, посмертно. А что делать? Он был самым значительным богословом Римской церкви в доконстантиновскую эпоху. Отредактировали его сочинения. Уничтожили биографические сведения. Если бы Миноид Мина не нашёл книгу «Философумена» в 1842 году, никто не знал бы до сих пор о разных догматических взглядах Ипполита и Каллиста, и что «пресвитер» Ипполит был законным епископом Рима и что Савеллий, оказывается, жил в Риме и был другом римского папы Зефирина.
 
 

[1] «Опровержение всех ересей» Ипполита как вспомогательный источник по истории античной науки. Веб-узел по истории гностицизма.

[2] «О Христе и антихристе». С.16.

[3] А. М. Иванцов-Платонов. «Ереси и расколы первых трёх веков христианства». В университетской типографии (М. Катков), на страстном бульваре. Москва. 1877. С. 122.

[4] «Наш учёный Иванцов-Платонов... полагает, что Ипполит антипапа мог дожить до 270 года» (В. В. Болотов. «Лекции по истории древней Церкви». Глава «Раскол Каллиста и Ипполита». Т. 2. С. 494).

[5] «О Христе и антихристе». «Святой Ипполит, епископ Римский». Очерк жизни, литературной деятельности. Примечание 26. С. 13.


[7] Римский папа Дамас (366-384) назвал Ипполита пресвитером – «в своей похвальной надписи, сделанной в честь Ипполита на мраморной доске, поставленной перед его гробницей».

«О Христе и антихристе». «Святой Ипполит, епископ Римский». Очерк жизни, литературной деятельности. Примечание 24. С. 12.         

[8] Цитата из книги М. Э. Поснова. Книга «Философумена» не переведена на русский язык.

[9] Христианство: Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 

[10] Каллист осуждал учение Ипполита об Иисусе, «как о втором Боге, меньшем и подчинённом Отцу, и действительно, когда споры в Риме приняли широкие размеры, он высказал это осуждение публично. В собрании римской церкви Каллист обратился к Ипполиту и его партии с упреками и сказал: "вы двубожники"» (А.А. Спасский, «История догматических движений»).


Рецензии