Сквозь годы 63

     ...Существуют загадки и догадки. Искусство существует догадками и построенными загадками. Оно строит или пытается строить системы нравственности, ещё не существующие, раскрывает их в трагичности судеб - сейчас, во время написания произведения, существующими правилами, которые обнаружены...

     ...Герои трагических новелл Бокаччо и герои шутливых новелл, которые иронизируют над священными правилами нравственности, - эти герои не скоро будут оправданы будущим...

     ...Бокаччо... Его "Декамерон" мне попался на экзамене по древней литературе. Рассказывая, я бледнел, краснел, потел, от душевного волнения у меня перехватывало дыхание... Профессор Михаил Семёнович Утевский, успокаивая меня, спроси, почему я так волнуюсь... и я честно ответил, что мне стыдно рассказывать про ЭТО...Да, было время, когда юноши стыдились говорить вслух о любви, благодарили судьбу, если девушка разрешала им хотя бы прикоснуться к руке... Я уж не говорю о том, чтобы выругаться при девушке - она бы перестала встречаться с тобой - это было бы самым жестоким наказанием... Да и не ругались мы тогда... СЕЙЧАС в это трудно поверить...

     В то время слово "любить" имело другой смыссл, несло в себе иную миссию - миссию прежде всего чистого, возвышенного чувства...
     ...На грифлёном листе из тетрадки сочинял я стихи про апрель, чтобы утром их сунуть украдкой синеглазой девчонке в портфель. Чтобы в школьном большом коридоре, вдруг смутившись узнала она, что в её отражается взоре заглянувшая в окна весна...
     В жизни долгой не мало их было: и стихов, и негаданных встреч. Жаль, что память моя позабыла эти первые строчки сберечь. Оттого, видно, так и тревожит, приходя в мою светлую грусть, та, которая помнит, быть может, до сих пор те стихи наизусть...

                Продолжение следует...


Рецензии