Вольский тракт

Снова мелькают за окном на этот раз микроавтобуса деревья посадок, степь, поля, опять деревья. Сколько раз пришлось проехать этой дорогой в ту и другую сторону? Не сосчитать. На автобусах, на машинах, в разные времена года. Деревья то в зелени, то в инее, поля то покрыты снегом, то темнеют вспаханной землей, то светятся желтыми глазами подсолнухов, поворачивающихся вслед за солнцем, потом их потяжелевшие черные головки клонятся к земле, то кивают наливающимися колосьями. Всплескивают разноцветными озерцами полевые цветы в бескрайних степях. И даже если едешь быстро, хочется запеть что-нибудь протяжное, широкое:
«Степь да степь кругом,
Путь далек лежит…»
или
«Эх, дороги, пыль да туман,
Холода, тревоги, да степной бурьян»

Деревни появляются не слишком часто, их знаешь наизусть, отмечаешь по ним начало, середину, конец дороги. К счастью, ни одна из деревень возле тракта не исчезла, как это случилось со многими деревнями в нашей стране. Некоторые только оказались в стороне от тракта при строительстве новой ветки. С одной стороны хорошо для них, ведь тракт шумит круглосуточно, но с другой стороны тракт дает возможность существовать всевозможным кафе, гостиницам, станциям заправки, жителям торговать местными продуктами.

Когда смотришь на карту мира, видно, как малы знаменитые европейские государства. Одна наша область занимает почти такую же площадь, как Германия, Франция, Польша, Италия. А сколько таких областей в нашей стране!

Не берусь говорить о прежней жизни Саратовской губернии, об этом много рассказывают другие, но при советской власти Саратовская область всегда была одной из мало обеспеченных. И не потому, что люди здесь плохо работают, работают не меньше других, кто-то получше, кто-то похуже. Но руководители области всегда стремились выслужиться перед центром, чтобы их заметили, взяли в Москву на повышение. Жители области их не особенно беспокоили, проживут как-нибудь, не велики господа. Поэтому важнее всего было выполнить централизованные поставки, добиться перевыполнения плана любым путем, в том числе с помощью приписок – кто это сюда приедет проверять. И стоит ли обращать много внимания на дороги внутри области?

Водители, да и пассажиры называли Вольский тракт «саратовские страдания». Старенькие, разбитые автобусы грохотали по буграм и ямам, поднимая облака пыли летом, буксуя в снежных заносах зимой. Весной и осенью в гололед движение становилось иногда совсем невозможным. Особенно опасными считались три холма подряд – «три сестры», лисий овраг с резкими, крутыми поворотами. Автобус добирался от Вольска до Саратова и наоборот около трех – трех с половиной часов.  Тем не менее, желающих ехать всегда было много, билетов на всех часто не хватало. Вот так проедешь через всю страну, осталось немного, но проехать этот последний отрезок труднее всего. Выручали маршрутные такси, теплоходы, позднее теплоходы на подводных крыльях, но тоже не всегда. На такси и теплоходы на подводных крыльях купить билеты тоже сложно, а теплоход шел по Волге шесть часов, чаще всего ночью, нужно было сидеть на палубе, борясь со сном.

В автобусы в деревнях садились колхозники в черных кирзовых сапогах с такими же черными кирзовыми кошелками. На прилавках возле остановок торговали овощами, фруктами, ягодами, сушеной рыбой. Были ли куры и мясо, сейчас не припомню, не приходилось покупать это там. Наверно, были, но значительно  дороже, чем в магазинах, как и на рынках городов.

Вот эту горку  мы очень долго не могли одолеть в оттепель перед Новым годом.  Автобус поднимался до середины, немного выше и соскальзывал вниз, а дома за праздничным столом ждали близкие. Здесь нас крутило на льду в маршрутном такси. Как-то пришлось проделать это путь глубокой ночью после окончательного разрыва с любимым человеком. На дорогу выскочил заяц и долго бежал впереди машины в свете фар, не решаясь сделать прыжок в сторону. Я поделилась своим горем с незнакомым водителем.
- Плохо ты его держала.
- Совсем не держала.

Перестройка вместе с множеством заводов, колхозов, совхозов уничтожила почти весь речной флот. Вольский тракт остался чуть ли не единственной связующей нитью между Вольском и Саратовом. Увеличилось число автомашин, появились микроавтобусы, но качество дорог по-прежнему оставляло желать много лучшего. Значительно улучшился тракт только когда стал частью федеральной трассы. Построили в некоторых местах новые участки немного в стороне от прежней дороги, часть деревень, приближенных к Саратову, освободили от непрерывного потока мчащихся автомобилей. Но стали скапливаться большие пробки перед железнодорожными переездами, особенно перед станцией Сенная. Проблемы решают, но пока решены не все.

Деревни возле тракта похорошели, их жители сейчас внешне ничем не отличаются от жителей городов, но легко ли слышать постоянно днем и ночью грохот проезжающих машин, дышать выхлопными газами? Шум трассы слышен даже на значительном расстоянии от нее.

Снова мелькают за окном знакомые пейзажи, шумит, гудит, грохочет Вольский тракт…


Рецензии