Есть цитата, нет человека?

У каждой фразы есть автор. Излюбленный приём литераторов и прочей творческой публики — приписать крылатые слова известным историческим личностям. За их основу берутся сплетни, домыслы и прочие художественные изыскания. Именно так фразы-«убийцы» начинают ходить из уст в уста. И самое удивительное, социум, он же — глубинный народ, приписывает эти казусы не авторам, не лирическим героям, но людям, по сути, оболганным, не имеющим к ним никакого отношения. Да так, что не отмоешься.

Классический пример: «Иван Грозный убивает собственного сына» — картина Ильи Ефимовича Репина. На самом деле полотно носит нейтральное название — «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года». Уловка с названием не спасла политизированный шедевр от снятия в своё время с «проката»: император Александр III «высочайше повелеть соизволил картину Репина не допускать до выставок и вообще не дозволять распространения её публике».

Почему? Дело в том, что Иван IV не убивал царевича Ивана. Изучение его останков и другие современные научные экспертизы не обнаружили смертельной травмы, но позволили сделать совсем другой вывод: сын царя был отравлен, яд поступал в организм наследника престола постепенно, годами. Да и сведения о конфликте в царской семье в тот ноябрьский день (авторы — сплошь иностранные агенты влияния) научным фактом не стали. Историки относили и относят их к сплетням. В своё время они не ходили, ни при царе Борисе, ни в Смутное время. Зато потом, вдруг, стали расхожей истиной. Историческая неточность интерпретации Репина на лицо, но почти каждый встречный повторяет вслед за клеветниками: «Вот же злодей, своё дитя не пощадил!»

Такова сила искусства. Поэтому слушая, читая или смотря художественное произведение, особенно с «сенсационными разоблачениями», всегда нужно справляется с научными данными, доходить до первоисточников. К потоку «новодела», да и к некоторым «шедеврам» старой школы, начиная с 80-х годов, нужно относится как к фэнтези. Как к поделкам на продажу. Не более.

Известно ли вам, что за годы процветающей демократии и свободного рынка особые «специалисты» успели основательно поработать и с хранилищами документов? Скоропостижно скончавшийся Виктор Илюхин, заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности утверждал, что фальшивые документы в государственные архивы ввозились и изготовлялись на месте тоннами!

Всегда можно найти и контр-тезис, подписанный подлинным автором.

Так, на полотно Репина:

«А эта его картина просто отвратительна. Трудно и понять, какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты. И к чему тут Иоанн Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива. Нельзя назвать картину исторической, так как этот момент и всей своей обстановкой чисто фантастический, а не исторический».

Автор: К. П. Победоносцев («Константин Петрович Победоносцев и его корреспонденты»), профессор, действительный тайный советник.

В качестве яркой иллюстрации процесса тотальной фальсификации, обратимся к самому известному персонажу истории России —  великому, проклятому и оболганному. Речь о генералиссимусе Сталине. Начнём с главного перла, с цитаты: «Нет человека — нет проблемы». Нет ни одного документа, даже воспоминаний (кстати, и «мемуары» уже взяты в разработку, пишутся нечистоплотными и жадными до гонораров ветеранами), подтвердивших бы эту «коронку» Вождя народов.

Топ-тройка фальшивок от литературных «кутюр» для товарища Сталина:

1. «Нет человека — нет проблемы».
Автор: Анатолий Рыбаков, он же — Анатолий Наумович Аронов. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951), почётный доктор Тель-Авивского университета.
Произведение: «Дети Арбата».
Год издания: 1987.

На цитату — цитата:

— Что вы думаете о публикации книги Рыбакова «Дети Арбата»?
— Что я могу думать о макулатуре?
— Но ведь книга пользуется фантастической популярностью?
— Разве так редко макулатура пользуется популярностью?

Автор: Иосиф Бродский (из интервью радио «Свобода» и газете «Мысль»). Что характерно, нобелевского лауреата трудно заподозрить к любви к Советской власти, вообще, и к коммунистическим лидерам, в частности.

2. «Смерть одного человека — трагедия, а смерть миллионов — статистика».
Автор: Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель, гражданин США.
Произведение: «Чёрный обелиск».
Год издания: 1956.

В оригинале: «Странно, думаю я, сколько убитых видели мы во время войны — всем известно, что два миллиона пали без смысла и пользы, — так почему же сейчас мы так взволнованы одной смертью, а о тех двух миллионах почти забыли? Но, видно, всегда так бывает: смерть одного человека — это трагедия, а смерть двух миллионов — только статистика».

Фраза позаимствована, в свою очередь, у журналиста, публиковавшегося в период Веймарской республики, Курта Тухольского.

На роман «Возвращение» последовала негативная реакция Адольфа Гитлера, в которой Ремарк назван «французским евреем Крамером», и его произведения стали «антинародными». Писатель бежал из Германии, но его сестру нацисты казнили.

«Я не был ни евреем, ни левым. Я был воинствующим пацифистом».

Автор: Эрих Мария Ремарк.

3. «Незаменимых у нас нет».
Автор: неизвестен.

В политическом обиходе «приелась» уже к середине XX века. Под этим лозунгом в США в 1912 году прошла избирательная кампании Вильсона. А в 1932 году слоган «Незаменимых людей нет» использовал уже президент Рузвельт.

Советской прессой приписывалась Иосифу Сталину на основании слов:

«Эти зазнавшиеся вельможи думают, что они незаменимы и что они могут безнаказанно нарушать решения руководящих органов. Их надо без колебаний снимать с руководящих постов, невзирая на их заслуги в прошлом» (Из выступления на XVII съезде ВКП(б), 1934 год).

Автор: И. В. Сталин.

Как итог, следующая цитата:

«Совесть мучит обычно не тех, кто виноват…»

(Э. М. Ремарк, роман «Время жить и время умирать»).


При написании использованы заметка Дениса Орлова (от 05.03.2019, сайт «Город 812»), Википедия и другая информация из сети Интернет.

9 марта, Нс.
© йЕРО, 2019.


Рецензии