Он сказал Поехали

Рассказ из книги Александра Афанасьевича Стукалова "Край мой Смоленский"

Юрия Алексеевича Гагарина мне посчастливилось видеть и снимать при его первом после полета в космос посещении Смоленска, а потом во время  нечастых его приездов на родную землю, его выступлений перед земляками.
Веселый, улыбчивый, он всегда был внимателен и снисходителен к нам, фотокорам. Никогда не раздражался от нашей назойливости.
- Понимаю, - говорил он, -вы на работе, так что дерзайте.
Еще при жизни космонавта мне довелось даже однажды ночевать в Гжатске, в избе, в которой прошли его детские годы, потом превращенной в мемориальный музей.
Пришлось побывать и в его квартире в звездном городке, но уже после его гибели.
Закончилась моя гагаринская тема съемкой в березовом  лесочке недалеко от Киржача Владимирской области, где его самолет протаранил землю.
Множество народа из окрестных деревень, Киржача, Владимира,Москвы, почти все космонавты собрались на торжественно-траурную церемонию открытия памятника на месте гибели первого в мире космонавта.
Трижды Герой Советского Союза летчик Иван Кожедуб открыл митинг. Скорбные лица людей, море цветов, венков и взметнувшийся ввысь эллипс гранитного памятника. Низко склоненная седая голова матери, Анны Тимофеевны  и ее дрожащая рука, опускающая букет цветов на гранит вечной могилы своего сына.
Для моего первого фотоальбома "Край наш Смоленский", уже после гибели Ю.А.Гагарина, нужно было снять его родных - мать и отца. Утром приехал в Гагарин, предварительно созвонившись с Анной Тимофеевной (мы уже были хорошо знакомы). Зная пристрастие Алексея Ивановича, захватил с собой кроме фотоаппарата, и бутылку "Столичной". Прихожу, здороваюсь, излагаю цель посещения. Анна Тимофеевна говорит: - Ну,раз надо, значит надо. Только вот дед побреется.
- Не, я сегодня бриться не могу, я бреюсь только по средам (а был понедельник).
- Человек вон откуда, издалека, специально приехал,- говорит Анна Тимофеевна,- а ты упрямишься.
Алексей Иванович,- говорю я и, когда отвернулась Анна Тимофеевна выставляю свой "аргумент" на уголок стола.
- Это вот зря, после этого он неделю бриться не станет,- заметив мой маневр, сказала Анна Тимофеевна. - Давайте чайку лучше попьем, мы еще не завтракали.
После завтрака на котором Алексей Иванович все-таки пропустил две рюмки, он повеселел, закурил, пуская в потолок дым. Увидев, что я готовлю фотокамеру, предупредил:
- А бриться я все-таки сегодня не стану. Вот приходи в среду - это мой день.
Вернувшись с улицы, его дочь Зоя с укором бросила отцу:
- Эх ты, папа. Ты только со своей собакой общий язык находишь, а на людей тебе наплевать...
Даже мне от такой характеристики поведения отца неудобно стало, а Алексей Иванович только ухмыльнулся:
- Я же сказал - в среду.
Но сниматься согласился, и я снял его вместе с Анной Тимофеевной на веранде за рассматриванием фотографий сына, а в фотоальбоме так и пришлось поместить этот снимок с небритым отцом первого в мире космонавта.
В последующие годы мне неоднократно приходилось встречаться с родными и близкими Ю.А.Гагарина, но эта встреча почему-то особенно врезалась в память.


Рецензии
Очень вы хорошо рассказали о Гагарине и его родных - обыкновенные простые люди! А Юрий не случайно был избран Небесами для такого важного события - он добрый и светлый человек, одна его искренняя улыбка чего стоит!.. Но всё же в первом полёте человека в космос брали участие большое количество людей, и некоторые внесли вклад в науку НАМНОГО весомее, чем Юрий Гагарин. Ведь он по сути играл роль собачки...
А о том, почему первый космонавт земли погиб так рано, рассказывает в своей книге Р. Гарифзянов.

Светлана Шакула   09.03.2019 12:19     Заявить о нарушении