Наша семья. Часть 4. Окончание
НЯНЯ ВАЛЯ
Главной маминой помощницей в самые трудные для нашей семьи годы стала Валя. Маленькая, хрупкая, болезненная девочка взяла на себя заботы о младших сестрах и о хозяйстве. Когда мама была на работе, когда уезжала с отцом в районную или областную больницы, Валя была для нас и нянькой, и мамой. Она даже не поехала в Батурино учиться дальше. Окончив семилетку, устроилась на работу, чтобы помогать семье материально. Вместе с нею я и Маша жили на Юлу на квартире, и нам уже было не так тоскливо, потому что рядом была наша старшая сестричка, наша помощница и защитница. Вместе с нею мы таскали через перешеек обласок или лодку, качались на волнах, переплывая полноводный Чулым, когда нужно было ехать с Юла домой или назад в школу. Мы очень любили свою Валю, рядом с ней нам было уютно, комфортно и совсем не страшно. Как с мамой. Одно время от школы, где она работала, на Юлу ей дали комнату в бараке, где мы жили втроем. Валя из ничего могла приготовить для нас очень вкусный обед или ужин. Она вообще прекрасная мастерица. Рано начала шить для младших сестер и для себя платья. Несмотря на нищету, Валя всегда на всех вечерках выглядела самой красивой и самой нарядной девочкой. Помню, как она однажды с помощью обыкновенной ваксы из тряпичных туфелек умудрилась сделать такие, что не отличишь от кожаных, вдобавок украсив их простенькой брошкой. Всем подружкам на зависть. Мы ее очень любили, восхищались ее умением и гордились ею.
Она и сегодня для нас остается примером во всем. Человек очень доброй души, хорошая хозяйка, труженица, замечательная мама и бабушка. От нее, как когда-то от деда Ивана, ее дети (их у нее трое: дочери Саша и Галя, сын Леня) и внуки Ксюша и Миша слышат только ласковые слова. Любовь, забота и ласка – самый главный метод ее воспитания. Они ей платят той же монетой.
Так сложилось, что я хорошо знакома только с Валиными дочками и внуками и могу сказать о них только хорошее. Сашу все называют лесной феей. Она прекрасно разбирается в лекарственных травах. Увлечена фотографией, ее художественные фото цветов и пейзажей никого не оставляют равнодушным, они есть не только у нее дома, но и у всех ее друзей и знакомых.
Галя - прекрасная мать. Она одна воспитывала своих Ксюшу и Мишу, и я ни разу не слышала, чтобы она на них кричала, в чем-то ущемляла их свободу, и они выросли достойными людьми, такими же доброжелательными, трудолюбивыми, как их мама и бабушка.
С Леней я мало знакома, он живет в Москве, но точно знаю, что он очень любящий, внимательный и заботливый сын.
И все это заслуга самой Вали.
МАША - БОЛЬ НАША
Маша младше меня на два года. Мы вместе с нею росли, учились, вместе бегали в лес на свою любимую полянку, вместе выискивали там красивый кустик или цветок, чтобы украсить ими свой огород. Вместе распевали песни на качелях, развлекая младших сестренок. Маленькая, тихая, очень скромная, светловолосая девочка. Такой она мне запомнилась в детстве. Хорошо училась в школе. Поступила в Новосибирский сельскохозяйственный институт на экономический факультет. На удивление всем, кто ее знал близко и считал тихоней и трусихой, прыгала с парашютом. На практике в Чилино Кожевниковского района она познакомилась с агрономом совхоза Егором Поповым, кстати, очень хорошим человеком, вышла замуж и перевелась на заочное отделение, родила сына. Когда Диме было полтора годика, во время поездки на очередную сессию ранней весной она простудилась, лечилась в местной больнице, где, как оказалось, ей был поставлен неправильный диагноз, потом в Томске, но безуспешно. Потом их семья уехала в Ставропольский край, на родину Егора. Вскоре нашей Маши не стало. Было ей всего 25 лет.
Ее Дима вырос добрым, трудолюбивым человеком. Женат. Воспитывает троих детей, Машиных внуков: Рому, Сашу и Анечку. Рома уже студент, внучка Анечка очень похожа на свою бабушку, которую она знает только по фотографиям. Саша активно занимается спортом. Егор Митрофанович сумел воспитать Диму так, что он и его семья бережно хранят память о маме и бабушке.
ТАНЯ
Таня родилась в 50-м, в тот год, когда маме пришлось ездить с тятей по больницам, уделять ему внимания больше, чем маленьким детям. В это время маму заменила наша заботливая Валя. Таня до сих пор зовет ее нянюшкой и общается с ней больше, чем с другими.
Все детство Тани прошло в Прокопьевке, но я почему-то ничего общего с ней из этих лет не помню. Зато Таня вспоминает, как мы с ней рыбачили корчажками на озере, а удочками – на реке, как ходили в таежку и собирали шишки. Окончив восьмилетку, Таня поступила в Томское педучилище, когда я училась в культпросветучилище. После окончания учебы я работала в Кожевникове, а Таню направили в крохотную школу в д. Каштаково того же района. Это нас и сблизило в те годы. Вскоре она вышла замуж, переселилась с семьей в Вороново, где работала учителем начальных классов до пенсии. Дети ее уважали и любили. А меня всегда умиляло, с какой любовью и нежностью ее муж Михаил, к сожалению, рано ушедший, относился к доченькам, к Оле и Свете, а позднее и к своим внукам.
Потом, когда мы жили в Новосибирске, постоянно приезжали в гости к родителям и Теущаковым. Это было золотое летнее время! Вместе с Таней и Мишей бывали в лесу, в кедраче, на лугах, на озерах, а домой возвращались хорошо отдохнувшими, полные приятных впечатлений и с разными деревенскими запасами: ягодой, рыбой, грибами, орехами. Плюс к этому Таня щедро добавляла всю огородную мелочь, молоко, сметану, творог, так что доставить все это домой было большой проблемой. Петрович (мой муж) загружал рюкзак под самую завязку, из-под рюкзака были видны только его ноги. Помимо этого у каждого из нас в руках были узелки, коробки, корзины… Живя в городе, мы никогда не оставались без деревенского мяса, опять же благодаря Таниной и Мишиной щедрости.
ЛУЧШИЕ ВРЕМЕНА
Они наступили не только с выздоровлением отца, но позднее и с переездом семьи в Батурино в 63-м году. Здесь уже и мама, и отец работали даже после выхода на пенсию. У обоих большой стаж работы, оба – ветераны труда и уважаемые в селе люди. Свидетельством тому – благодарности и почетные грамоты за добросовестный труд. Старшие дети выросли, создали свои семьи. Младшие уже имели возможность получить среднее образование в своем селе, без отрыва от дома.
Хочется отметить, что в нашей семье старшие сестры, Аннушка и Валя, пережившие в военное и послевоенное время нужду и голод, и младшие дети, родившиеся в благодатные шестидесятые, по возрасту близкие уже нашим детям, – это два разных поколения. Валя, хлебнувшая лиха, пожалуй, больше всех, с обидой вспоминает: «Стану рассказывать самым младшим о том, как мы жили, а они мне в ответ: «Ну, насочиняла сказку». Им, конечно, трудно было понять и принять ее правду. Семья-то одна, а впечатления разные.
ПЛЕМЯ МОЛОДОЕ, НЕЗНАКОМОЕ.
Так я могу сказать о младшем поколении нашей семьи, о моих младших сестренках. Когда они росли, я училась в Томске, потом вышла замуж, появились дети. Жила и работала далеко от дома, поэтому об их детстве мало что знаю.
Знаю только, что мои младшие сестрички с раннего возраста были большими модницами. «И как это вам удается?» - удивлялись люди. А дело в том, что они сами шили, переделывали старые вещи, вязали себе платья, костюмы, жакеты. Да что младшие, даже в самое тяжелое для семьи время наша Валя тоже всегда выглядела как куколка, и все благодаря своим умелым ручкам и аккуратности.
Братья Петя и Саша были главными помощниками отца во всех мужских делах и дома, и в лесу на заготовке дров, и на сенокосе, и при вывозке сена с лугов. Мама часто говорила отцу, особенно переживая за младшего сына, который пытался во всем равняться на взрослых:
- Он ведь совсем еще ребенок, не надорвался бы раньше времени.
А Саша гордился тем, что он «пашет», как настоящий мужик. Ему и сегодня в трудолюбии не откажешь. Работать наш Санек умеет! И еще он у нас многодетный отец. У него два сына и две дочери. Для своих старших детей, для Ромы, Нади и Лены, пока они росли, Саша всегда был и мамой, и папой. Ну а с младшим Федором они большие друзья.
Петя отличался какой-то утонченностью натуры, интеллигентностью и мягкостью характера, все принимал близко к сердцу. Это его и сгубило. И руки у него были золотые. Он, кажется, умел все.
Он ушел от нас рано. Его продолжение – Наташа и Дима, а теперь уже и внуки – живут во Владивостоке.
Что еще могу сказать о своих младших сестренках?
Сейчас мы все уже бабушки. Живем в одном городе. И хотя общаемся редко, в основном, по телефону, скажу одно: я горжусь ими и очень люблю. На каждую из них можно положиться. В трудную минуту они всегда придут на помощь, подставят надежное плечо. И это не просто слова. В этом лично мне приходилось убедиться не раз. И это главное качество всех Запрягаевых.
Все мои сестрички – красавицы, достойные, уважаемые люди.
Катя, старшая из них, окончила биологический факультет ТГУ, вышла замуж за военврача Юру Исаева. Вместе с Юрой уехала на Дальний Восток, к его месту службы. Потом были Чита, Польша, Питер, Новосибирск… Катя работала сначала учителем, потом вместе с мужем в госпитале. Сейчас семья Исаевых снова в Питере.
Много где бывавшая, много повидавшая, умудренная жизненным опытом, для младших сестер Катя является примером во всем и большим авторитетом. Она, словно иголочка с ниточкой, стала связующим звеном, со всеми ближними и дальними родственниками поддерживает добрые отношения и своим общением объединяет всех, кого разделили жизненные обстоятельства и расстояния. У Кати прекрасный, интеллигентный муж, замечательная семья, прекрасные сыновья Алеша и Саша, которыми она по праву может гордиться. Оба получили высшее образование. Алеша с детства увлекался кораблями, а позже его увлечение превратилось в профессию. Саша – полиглот, разносторонне развитый человек.
Тамара – добрейшей души человечек. Ее муж, Аужин Алексей, тоже военный связист, служил на Дальнем Востоке. Тамара окончила педучилище, работала воспитателем. Потом заочно получила высшее юридическое образование, до пенсии работала судебным приставом. Майор, имеет награды.
Тамара – наша всеобщая любимица. Трудолюбивая, старательная, ответственная, заботливая, молодая душой и телом. Она всегда найдет, чем порадоваться и порадовать себя и других. Бывая на отдыхе, на даче или в лесу, она не расстается с фотоаппаратом. Ее радуют каждый цветочек или красивый пейзаж, и этой своей радостью она щедро делится с родственниками и друзьями. Такая же и ее дочь Диана. Открытая, искренняя, доброжелательная, общительная, богато одаренная душевными качествами и художественными способностями. Рядом с ними всегда тепло и уютно.
Еще одна моя сестричка - Зоя. Она, как и Аннушка, окончила фармучилище, работает в аптеке, живет в Минусинске, мы ее практически не видим. Но я верю, что и она наш человек, достойный и уважаемый всеми. У нее две прекрасные дочери – Полина и Женя.
Марина – большая труженица, ответственная в своих делах, любящая, заботливая мама и бабушка, верный и надежный друг. После школы она год работала, потом успешно окончила строительный институт. У Марины много друзей и подруг, с большинством из них она знакома со школьной и институтской скамьи. Она одна достойно воспитала своего сына Андрея, дала ему высшее образование и сейчас все время рядом с ним. Несмотря на большую занятость, Марина много внимания уделяет своим внукам, их у нее уже четверо. А глядя на нее, трудно поверить в то, что она уже бабушка.
Два прекрасных сына и два маленьких внука еще у одной моей младшей сестрички – Любы. Игорь и Степа получили высшее образование. Люба – замечательная мать. Она всю себя посвятила своим детям. Помню, как она занималась с маленьким Степой. Рисовала, мастерила, лепила что-нибудь. Коля обучал мальчишек мужским премудростям. Втроем они построили себе дом. Не случайно в семье Поповых выросли настоящие мужчины.
Самые теплые слова могу сказать и об Оленьке. Оля - младшая в нашей семье. Несмотря на это, она помогала всем, чем могла. И тогда, когда к ней обращались за помощью, и по велению своего сердца. Оля самостоятельно подняла своих дочек-красавиц, Аню и Дашу, и сама в красоте им не уступает. Ее дочери получили высшее образование. У Оли уже две маленькие внучки.
Мне кажется, что красивее моих сестричек и племянниц никого нет. Видимо, так отражается на их внешности красота внутренняя, душевная.
Род Запрягаевых постоянно прирастает внуками и правнуками. Так сложилось, что со многими детьми и внуками своих сестер я не знакома, из-за разницы в возрасте, а также из-за отдаленности мест проживания. Но я точно знаю, что все они люди достойные. Очень теплые и близкие отношения у меня сложились с Валиными дочками Сашей и Галей и Дианой Аужиной. Они открытые, доброжелательные, с ними легко и приятно общаться.
ПОЛВЕКА ВМЕСТЕ
Были ли разногласия между нашими родителями? Конечно, были. И личного плана, и по воспитанию детей. Вот одно из моих детских воспоминаний. Мы спим на полатях. Раннее утро. Отец принес с улицы дрова, растапливает плиту, мама хлопочет у русской печи. По-видимому, они считают, что мы крепко спим, тихо разговаривают, чтобы нас не разбудить. Мама с обидой и слезами в голосе, отец виновато оправдываясь. Мы притаились и шепотом решаем, кто с кем останется, если мама с тятей расстанутся. Я, конечно, как всегда, делаю выбор в пользу отца. Хочу сказать, что маму я тоже очень любила. Но в нашей семье не принято было выставлять свои чувства напоказ. Мама иногда говорила мне:
- Выйду провожать тебя в Батурино, а ты так ни разу и не обернешься.
Она не знала: это потому, чтобы она не видела, что я плачу.
Позднее между родителями тоже были и перебранки, и разногласия, и мамина ревность. Как у всех. Причины могли быть самые пустячные. Вот, например, уже в довольно преклонном возрасте отец берет авоську и, опираясь на палочку, потихоньку отправляется на другой конец улицы в магазин за хлебом. Проходит время, а его все нет и нет. И вот он появляется на пороге, выслушивает шквал упреков и оправдывается. Сначала в очереди стоял, потом, пока шел до дома, присел на лавочку отдохнуть, подошла Маруся (Тася, Галя и т.д.), поговорили о том, о сем.
Надо сказать, что его все уважали, всем приятно было с ним пообщаться. Он никогда не пил, не курил, говорил обычно тихим спокойным голосом, не сквернословил, не осуждал никого, разговаривал только по-доброму и о добром. Никому ничего не доказывал. «И то верно, и это правильно» - его любимая присказка, свидетельствующая о том, что он признавал право каждого на свое мнение, что у каждого своя правда, и с этим нужно считаться.
Ну, а мамину реакцию понять тоже не трудно. Из-за больных ног она уже не могла ходить далеко от дома. А ждать да догонять, как известно, труднее всего.
Несомненным было одно: они любили друг друга. И никогда не расставались. Везде и всегда были вместе. Отец, надеюсь, искренне, считал маму самой лучшей женщиной, он сам говорил мне об этом. И как когда-то дед Иван ласково называл свою жену Аннушкой, в последние годы отец называл маму Поленькой. А мама гордилась тем, что ей достался самый красивый и умный муж.
Свидетельство о публикации №219030900881