Неожиданная встреча

    В жизни иногда случаются удивительные истории. За свою  жизнь человек встречается с огромным количеством людей.  Некоторые из них остаются в памяти на всю жизнь, других забываешь сразу, так как они тебе просто не интересны. Но иногда бывает так, что  за долгие годы жизни ты, к сожалению, забываешь людей, с которыми ты был тесно связан многие годы, но очень давно  с ними не встречался.  Я, наверно, неправильно выразился, не забываешь, а просто не вспоминаешь.  Но где-то в глубинах твоей памяти они существуют, и, достаточно какой то мелочи, вдруг  напомнившей о близком когда-то тебе человеке, и перед тобой открывается целая цепь воспоминаний. В результате ты непроизвольно, как в машине времени, переносишься на многие года назад, в то время, когда ты с ним встречался, и вспоминаешь всё, что Вас связывало в то время.

     Такая история произошла со мной  несколько лет назад, когда я  уже заканчивал свою трудовую деятельность и работал в сфере недвижимости. Я занимался продажей и арендой коммерческой недвижимости: магазинов. офисных помещений, различных заводов,  цехов и других объектов, которые можно было использовать в коммерческих целях.  Эта работа нравилась мне по многим причинам. Во-первых, и это наверно самое главное, она позволяла неплохо зарабатывать, во-вторых, я сам планировал своё время и,  что очень важно, у меня не было подчинённых.  Однажды пришла заявка продать офисное помещение, которое находилось в подвале, в каком-то отдалённом районе Москвы.

     Это помещение на первый взгляд было совершенно бесперспективное, поэтому никто из сотрудников отдела не хотел браться за эту работу, а я, почему-то  взял этот, казалось бы, совсем неинтересный объект в работу.  И как-то в конце дня, наверно это было зимой, так как на улице уже было темно, я поехал смотреть этот подвал и договариваться с собственником этого помещения об условиях его продажи.    После долгих поисков я нашёл это помещение. Меня проводили в кабинет собственника. За столом сидел симпатичный мужчина лет пятидесяти, а над ним я увидел огромную фотографию хорошо знакомого мне человека, ближайшего друга моего старшего брата Лёню Ормана.               

     И моментально сработала машина времени, и я моментально оказался в своём детстве.  Наша семья  жила тогда в коммунальной квартире в одном из Арбатских переулков. У меня был, к счастью он жив и сейчас, старший брат Михаил. Он для меня был в те годы абсолютным авторитетом, поэтому по возможности я пытался всюду увязываться за ним. И конечно, я знал всех его товарищей. Его ближайшим другом был Лёня Орман.  Лёня жил неподалеку от нас на Гоголевском бульваре. Он был талантлив во всём. Учёба давалась ему без труда, он увлекался шахматами, у него был первый мужской разряд, он великолепно играл в баскетбол, но главное хобби у него был преферанс.

     Несколько лет его семья летом снимала дачу рядом с нашей дачей, поэтому наши семьи часто общались. У него была старшая сестра. После школы он поступил учиться в станко-инструментальный (станкин) институт. В это время умер его отец, семья сильно нуждалась, и здесь очень помогал Лёнин преферанс. Я хорошо помню, как он зарабатывал деньги летом. Как только он сдавал весеннюю сессию, он перебирался  в Сочи. Всё время он проводил на пляже в компании заядлых преферансистов. Он никогда не мухлевал. У него была феноменальная память, в результате он почти всегда выигрывал. Заработанных денег хватало, чтобы оплачивать жильё, питание и ещё посылать деньги домой семье. 

     Но к первому августу он всегда возвращался в Москву, где его ждал дополнительный заработок. Он сдавал вступительные экзамены в различные институты вместо  других поступающих. В те года все вступительные экзамены во всех институтах начинались первого августа. Он сдавал экзамены по математике, физике и английскому языку.   Для этого в экзаменационном листе поступающего  аккуратно переклеивались фотографии. Конечно, главное было не забыть свою новую фамилию. Прокололся он только один раз. Сдавал он устный экзамен по физике вместо какого-то грузинского мальчика. Преподаватель посмотрел на еврейское лицо грузина и сказал "что-то Вы на грузина не похожи", на что Лёня сразу нашёлся: "мамины гены перевесили",  объяснил  он.

     Потом наши пути разошлись. Я долго ничего не слышал о нём. Однажды зимой в середине восьмидесятых  годов мы с женой  отдыхали в замечательном пансионате Берёзки. Он принадлежал Госстрою СССР. За нашим столом оказались две очень интересные женщины.  Как-то в разговоре случайно кто-то обмолвился, что раньше жил в районе Арбата. Слово за слово и выяснилось, что нашими соседями за столом оказались сестра и жена Лёни Ормана. И в ближайшее воскресенье в пансионат приехал и Лёня. Мы с ним не виделись лет двадцать. Мы долго  не могли наговориться. Он рассказал мне, что работает начальником лаборатории в экспериментальном научно-исследовательском институте металлургических станков  и теперь в преферанс не играет. Теперь у него новое увлечение-бридж.

     Надо отметить, что в Советское время эта игра была практически под запретом. Не было никаких официальных турниров, все игры и турниры проводились в тайне.  Лёня быстро стал одним из лучших игроков в бридж в Советском Союзе и на всех международных турнирах защищал честь Советского Союза. При этом всё делалось в тайне от наших правоохранительных органов. Он с юмором мне рассказывал, как сборная страны ездила на чемпионат Европы в Будапешт. Подготовка шла несколько месяцев. Сначала венгры всем игрокам из Союза прислали приглашения отдохнуть в Венгрии. Потом была волокита в ОВИРЕ (отдел виз и приглашений), характеристики, собеседования в райкомах партии и прочая в то время обязательная волокита. Но главное, первый раз выступая на чемпионате Европы, Советская нелегальная команда  во главе с Лёней стала призёром соревнований.

     Прогуливаясь по пансионату, я заметил, что Лёня хромает. На мой вопрос, что с ногой, он сначала отшутился, а потом признался, что болят вены.  Это была наша последняя встреча. В 1998 году на ежегодной встрече выпускников 59 школы, которую мы с ним кончали, я узнал, что в 1990 году у него отняли одну ногу, а 1996 году  Лёня умер. Ему был всего шестьдесят один год,

     И вот, через тридцать лет после нашей последней с ним  встрече я вижу его портрет на стене. Выяснилось, что в помещении подвала находится теперь уже официально признанная  Всероссийская федерация бриджа, а продавец помещения её председатель. Мы с ним долго посидели, вспоминая Лёню, выпили с ним по несколько рюмок коньяка, помянув его. Он мне рассказал, что до сих пор в России нет игрока сильнее Лёни, что его помнят: ежегодно в стране проходит международный турнир его памяти. Закончить эти воспоминания про Лёню  Ормана я хочу цитатой из одной статьи посвященной ему: "Один из лучших бриджистов в истории советского бриджа. Для игроков середины 70-х - середины 80-х годов он был примером для подражания: жёсткая высокотехничная игра, психологический прессинг, удивительно сочетающийся с доброжелательностью, абсолютная корректность за столом, как по отношению к оппонентам, так и к партнёру - эти качества притягивали к нему, как к магниту, составив для многих идеал бриджиста, увы, практически недостижимый".


Рецензии