Тайна я, ч. 4

Мы продолжим исследование функции самоосознания, имея целью постижение человеческого "я". В какой-то мере функцию самоосознания можно заметить у тел начиная от кристаллов, белков, вирусов, клеток, но более высший уровень, несомненно, присущ многоклеточным растениям и животным. Выделение себя из окружающей среды, познание среды, взаимодействие с ней и себе подобными мы замечаем в развитии с момента появления существа до самой смерти, до потери телом способности осуществлять перечисленные функции. С точки зрения исследования молекулярных устройств можно представить систему программ биокомпьютера. Тогда человеческое "я"  представляет собой особую программу, способную анализировать, оценивать, совершенствовать саму себя, то, что называют рефлексией, работой со своим отражением, образом. И тут начинается самое интересное. Как мы показали в прежних работах, многоцелевое и запутанное, многослойное понятие души  при научном подходе распадается на много понятий: функции (самая древняя функция, свойство одушевлённости - дыхание), память, мысль, программа, интеллект, информационное содержание существа. Естественно, религиозно-философские учения о метемпсихозе, переселении душ также расщепляются при таком подходе. И если единицами одушевлённости на клеточно-программном уровне являются гены и их обеспечение на молекулярном носителе (фрагментах ДНК, РНК), что близко к индуистской концепции распада, переходов и новых сборок, то в случаях целостного перехода души, гипотетически, видимо, соответствующего внешнему, неестественному прерыву всей программы  существа, единицей является информационная модель и программа всего существа. Но мы неизбежно должны разделить программы самоотождествления на биологические, животные, связанные с биомолекулярным строением и составом тела, и внешние, интеллектуальные, абстрактные, приобретаемые, загружаемые, социальные, внушаемые, идеологические. Как ведёт себя животное «я», по сути являющееся функцией тела , постоянно переписываемой, активированной, прокручиваемой, передаваемой посредством динамической памяти, мы представляем. И в экстремальных ситуациях доминирует именно эта программа. Смерть в обычном и научном понимании – это исчезновение этой программы вследствие возникновения дефектов в биомолекулярном носителе. Вот почему ни у одного существа нет заведомо активированной памяти с записью «прошлых» жизней, а есть только пассивная генетическая память, которая «просыпается» в необходимые моменты, хотя генетическая программа при жизни всегда активирована, правда, в очень небольшой своей части, видимо, чтобы освободить оперативную память для динамического существования. Оставляя довольно нетривиальную проблему целостной программы открытой, сосредоточимся на динамике программы и информационного наполнения живого существа, т.е. «загрузке» и функционировании внешних программ. Из всего набора внешних программ для человека особенными и высшими являются программы абстрактного мышления. Надо признать, что, глядя на мудрое устройство природы, на фантастические программы вселенской эволюции, «разумное» существо должно прийти к чувству удовлетворения, восторга, благодарности, жажды жизни и размножения. Но, с другой стороны, действует довольно мощная программа естественного отбора, требующая совершенствования в активности, силе, воле, памяти, в функциях борьбы, выживания. И смысл эволюции раскрывается именно через эту «животную» программу. Тогда невольно напрашивается вывод, приводящий к тотальному сомнению: а столь ли естественна и гармонична программа абстрактного мышления? Мож ет, это ошибка природы, странная мутация? Может, человечество есть результат неудачного эксперимента, слабой ветки программы эволюции? Может, люди возникли как «сломанные биороботы»? Но надо признать, что всё же эта программа включена в общую программу эволюции и все программы, в том числе мутаций, «ошибок», являются ветками единой вселенской программы эволюции. Понятие «ошибки» является слишком субъективно очеловеченным. Поэтому появление абстрактного мышления в подобных случаях предусмотрено вселенской программой, вселенским «разумом», «абсолютом» (ядром вселенской программы). Высший «слой» «я» , формируемый абстрактным мышлением, взаимодействием между индивидуальными и вселенскими программами, «подключением» к вселенскому «разуму», и является предметом нашего исследования. Наиболее интересными являются в этом аспекте процессы самоотождествления и моделирующего самоосознания, т.е. динамика собственного "я". Самым главным и таинственным тут является Понимание. Оно появляется и проявляется у людей генетически программно с раннего детства в виде последовательности скачков, инсайтов, озарений, открытий. Я ПОНЯЛ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ! Я УЗНАЛ! ВОТ ПРИЧИНА ЭТОГО СЛЕДСТВИЯ. Но ведь это происходит на более естественном, но не менее ярком эмоциональном фоне и с приобретаемыми рефлексами у животных. Но у животных этот процесс не достигает уровня абстрактного понимания. Понять, что для пифагорейцев (а позже и для своего учителя Платона) абстракция числа существует сама по себе, без материального носителя, в отрыве от физической реальности, не мог сам Аристотель («Метафизика» Аристотеля, собственно, и начинается с этого признания, с этой «критики»). Я даже не буду тут обращаться к антиабстрактизму Гегеля, гегельянцев и некоторых современных антинаучных философов. Жизнь, практика давно доказали и показали, что абстрактный язык математики является языком вселенной, языком природы. И саму физическую реальность можно постичь и понять только этим языком. Животные и дети раннего возраста инстинктивно ощущают, «представляют» два яблока, два куска, но не могут себе представить, что такое «два» вообще. Один мой знакомый с психическими отклонениями, прерывая мои абстрактные рассуждения и моделирование будущего, требовал, чтобы я сказал конкретно, что, где, когда, как и почему произойдёт. Знакомые «пророки», излагая в духе Мишеля Нострадамуса, Кейси или Ванги свои видения или слуховые галлюцинации, признавались, что единственное, чего они не знают точно, где и когда произойдёт прогнозируемое событие, и требовали, чтобы я, раз владею математическим языком, вычислил эти «где и когда». Сначала меня это смешило. Мои религиозные и мистифицированные приятели (разумеется, которые были  в себе) в ответ на мои смешливые аналогии по их «контактам с Богом» требовали, чтобы я перевёл молитвы на математический язык. Тогда я им приводил аналогию: представьте себе, что вас как царя природы и вершину эволюции муравьи или тараканы принимают за бога и на своём языке посылают вам просьбы, молитвы, знаки, чтобы вы обратили на них своё внимание и исполнили их желания. Поймут это религиозные люди и будут исполнять желания насекомых (ведь они тоже божьи твари)? Почему-то больные шизофренией «угадывали» мой математический язык и сразу, и прямо требовали, чтобы я передал Богу их просьбы и ходатайствовал дополнительно об исполнении их просьб. При этом я обнаружил, что эти больные являются не совсем больными, а «запасным» эшелоном человеческой эволюции. Их язык, действительно, оказался при «переводе» вполне адекватным, мало того, их требования и поступки содержали максимальную выгоду для них, завуалированные любовью эгоизм, расчёт и хитроумие. Близкие, родные, окружающие больных психикой детей на глазах у всех становились практически рабами, а дети мастерски демонстрировали им свою «любовь»…
Более продвинутые интеллектуалы стали понимать, что высший слой «я» продолжает расщепляться, разрастаться «древом», обогащаться в течение всей жизни, что можно в процессе обучения, просвещения, самообразования управлять вселением в себя и даже размножением, созданием конструируемых по своему усмотрению образов. В принципе, можно создать в себе множественную личность с воплощением великих личностей прошлого и сконструированных воображением великих личностей будущего, что мы и наблюдаем, например, у писателей-фантастов. И если соблюдать меру, «правила социальной игры», вас признают гением и пророком, а не сумасшедшим, хотя грань между такими состояниями весьма относительна, что убедительно подметил Ломброзо.
Возникает параллельно и неизбежно ещё один вопрос. И он фундаментален. Как заметил Шпенглер, мы ценим знание в меру того, какое оно имеет отношение к Истине. Истинность, доказательственность как раз и связаны с языком Бога, с языком математики. Атеистам я должен тут пояснить, что понятие и термин «Бог» я употребляю здесь как исключительно синоним более сложных понятий «Единое» (см. «Парменид» Платона), Разум, Закон (см. заметку Ленина «К вопросу о диалектике» на полях «Науки логики» Гегеля), Идея, Абсолют, Логос (не смысле «слова», как в неправильном переводе Евангелия от Иоанна, а в правильном смысле: в смысле «программы»).
Конечно, возникает ещё один довольно сложный вопрос о взаимном соответствии между очеловеченным языком математики и объективным программно-вселенским языком математики.
Хочу сказать, что понятия истины и доказательства являются тоже «слишком человеческими», но, к счастью, они совершенствуются в направлении большей объективности, что является немалым утешением для познающего субъекта. В отношении уровней познания люди по-крупному делятся на математиков (в широком смысле, включая всех теоретиков, использующих абстрактное мышление), физиков (имеются в виду наблюдатели природы, экспериментаторы, производители) и философов (мыслители и пророки на бытовом уровне, на уровне обыденного сознания и здравого смысла). Следуя Давиду Гильберту, скажу, что физики – неудавшиеся математики, а философы – неудавшиеся физики. Но один мой знакомый выдающийся потомственный банкир заметил: «Математики – неудавшиеся властители и банкиры»…
Ещё одна достойная исследований проблема: как закрепляются генетически (какими мутациями) приобретённые в течение жизни функции абстрактного мышления, познания, математических знаний? В истории медицины давно замечено, что дети, рождающиеся у образованных или наученных опытом родителей старше сорока лет, имеют больше шансов стать интеллектуалами, учёными, мыслителями, гениями. Но как это происходит? Вот в чём вопрос…
Новые генноинженерные технологии в скором будущем позволят передавать информацию  и ускоренно делать  особей «обученными» посредством РНК. Интеллектуально-информационный прогресс не остановить. Но это должно привести к образованию нового подвида человека, а со временем и нового вида...(Продолжение следует). 


Рецензии