Часть 7. Воля Божья и воля человеческая

Стихи о христианстве - перейти http://proza.ru/2020/11/29/166
Христианство. Попытка обобщения (часть 6) - перейти http://proza.ru/2019/02/24/2099
Христианство. Попытка обобщения (часть 8) - перейти http://proza.ru/2019/03/16/783

«Если Бог будет на первом месте, то все остальное будет на своем»
= Блаженный Августин =

7.1 О СЧАСТЬЕ (ЧЕГО ХОЧЕТ ЧЕЛОВЕК)
7.2 О ВЫБОРЕ (ЧЕГО ХОЧЕТ БОГ)
7.3 ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ
7.4 МЫШИНЫЙ РАЙ
7.5 ПРИТЧА О КРЕСТЬЯНИНЕ И ЛОШАДИ
7.6 ИСТОРИЯ О ВОРОБЬЕ
7.7 МЫ НЕ ЗНАЕМ СВОЕГО БУДУЩЕГО
7.8 ПРИТЧА О МОНАХЕ И АНГЕЛЕ
7.9 НА ПРИЕМЕ У АНГЕЛА
7.10 О ДОБРЕ И ЗЛЕ
7.11 КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ
7.12 ВОЛЯ БОЖЬЯ
7.13 ЖИВОЕ С ЖИВЫМ
7.14 ТРИ УЧИТЕЛЯ
7.15 РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ГРЕХОМ
7.16 ПРИНЯТИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ
7.17 СМИРЕНИЕ
7.18 СВОБОДА ВОЛИ И СВОБОДА ВЫБОРА
7.19 ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ
7.20 ПРИТЧА ОБ УТОПАЮЩЕМ
7.21 ИСТОРИЯ О ЛОТЕРЕЙНОМ БИЛЕТЕ
7.22 О ЛЮБВИ

О СЧАСТЬЕ (ЧЕГО ХОЧЕТ ЧЕЛОВЕК)

«Человек рожден для счастья, как птица для полета» - пишет ногой безрукий от рождения калека из очерка «Парадокс» (1894, Короленко). Это изречение стало убеждением многих людей. Его, как мантру, твердили целые поколения. И это понятно - каждый человек желает быть счастливым.

Идея о счастье, как естественном праве каждого человека, была провозглашена в эпоху Просвещения. Фундаментальную разработку эта теория получила в работах Локка, Руссо, Монтескье, Гольбаха, Радищева и других мыслителей. Изложенные в них идеи нашли закрепление в американской Декларации независимости (1776 г.) и французской Декларации прав и свобод гражданина (1789 г.). Позднее право на счастье, как естественное, прирожденное право человека, получило конституционное закрепление в большинстве современных государств.

В декларации независимости США читаем: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью».

Идея эта не нова и восходит к учению Аристотеля - эвдемонизму. Согласно приверженцам эвдемонизма, наивысшим благом для человека является счастье.

Однако есть несколько проблем, которые становятся очевидными при реализации этих идей на практике.

Первая проблема - принципиальная невозможность дать четкое определение термину «счастье». Право на счастье есть, а что это такое, каждый представляет по-своему. У одного человека суп жидковат, а у другого жемчуг мелковат. И оба несчастны.

Господи, какое счастье! - восклицают люди порой по диаметрально противоположным поводам. У честолюбца, у скупца, у любителя красиво пожить, у романтика, у ученого, у домохозяйки, у наркомана, у клерка, у маньяка, у альтруиста, у олигарха, у чиновника, у поэта – критерии счастья разные настолько, что непонятно, как эти критерии можно свести воедино.

Счастье творца и счастье потребителя - две большие разницы. Представители гедонизма (Эпикур) отождествляли счастье и удовольствие. Вспоминается фильм «Понедельник начинается в субботу», где говорится, что «счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же».

Можно встретить представление, что счастье - это когда у человека «нет проблем». Но счастье - это не иллюзорный тропической остров, на котором всегда тепло, прозрачная вода и фрукты, падающие в руки. Потому что даже на тропическом острове есть ядовитые пауки, мякоть и тропическое молоко кокоса хранятся за плотным панцирем, который нужно сначала разбить, бананы висят на уровне двадцати метров, а тропически дожди могут длиться неделями.

Сократ как-то сказал: «Человек не достигнет счастья не потому что не хочет, а потому что не знает, в чем оно состоит».

Вторая проблема заключается в том, что счастье одного подчас оборачивается несчастьем другого. Осуществляя свое собственное счастье, я могу разрушить чужое. Например, муж любит читать книжки, тишину, природу, а жена, шумные компании и круизы. И каждый, стремясь к своему счастью, будет источником несчастья близкого ему человека.

Спортсмен, который завоевывает первое место, делает несчастными всех остальных участников соревнования. Потому что на вершине есть место только для одного. И чтобы там удержаться, нужно растолкать всех остальных.

Третья проблема - ощущение счастья не может длиться долго. Допустим вы среднестатистический обыватель и счастье для вас - это самые обычные вещи: семья, достаток, дом, здоровье, любимая работа. Человек копил, копил на автомобиль, купил таки наконец и вопрос - сколько времени он будет счастливым? Ну допустим месяц, и все! Дальше обладание станет обыденностью и ощущение счастья исчезнет.

Героя фильма «Все будет хорошо» спросили:
- У тебя есть мечта?
- Была, - отвечает, - я хотел стать чемпионом мира по боксу.
- Так ты же стал.
- Вот я и говорю - была.

Причин для несчастья множество. Человек может захотеть признания, «настоящей» любви, развлечений, справедливости, свободы, путешествовать, повкуснее есть и пить, получше одеваться. Или вдруг обнаруживает, что одинок, ведь «счастье - это когда тебя понимают» (Конфуций), а этого (понимания) ему не хватает даже от близких людей. Некоторые начинают искать смысл жизни. Кто-то начинает испытывать чувство вины за собственное благополучие. Кого-то одолевает зависть. И от всего страдаем, мучаемся и жаждем заполучить. И всегда нам чего-то не хватает. Ну не может человек долго иметь ощущение счастья! Не может и всё. За исключением редких чудаков, которых одни называют сумасшедшими, а другие святыми или просветленными.

«Желание достичь постоянного счастья, чтобы оно окутывало с утренней зари и до заката, на протяжении всей жизни, не приводит ни к чему, кроме пристрастий к бутылке, - писал футболист Сэм Уокер, - Люди полагают, что счастливый человек пребывает в хорошем расположении духа изо дня в день, из часа в час, от секунды к секунде. Такое предположение заставляет людей ощущать себя обделенными и не приводит ни к чему, кроме вредных пристрастий, которыми люди пытаются заполнить пустоту. На самом деле счастье - это момент. Множество моментов за жизнь, год или день. Момент, когда художник занят делом и полностью погружен в процесс, когда внук обнимает деда, когда после активного дня удается окутать себя парной водой в горячей ванной и раствориться в этом моменте и есть момент счастья».

О ВЫБОРЕ (ЧЕГО ХОЧЕТ БОГ)

Говорят, что Бог разговаривает с нами языком жизненных обстоятельств. Оказываясь в той или иной ситуации, мы решаем, как нам поступить. И выбор наш зависит от критериев, которыми мы руководствуемся для нашего выбора. Религия дает нам одни критерии, физиология, борьба за существование - другие, чаще противоположные.

С одной стороны - выжить любой ценой, побольше накопить - вдруг завтра война, голод, глобальное похолодание или другие катаклизмы. Как в том анекдоте - идет мужик по полю, смотрит жена пашет, а ее муж лежит неподалеку. Он подходит к мужу и говорит - как же так, жена пашет, а ты лежишь, неужели тебе не совестно? А тот отвечает - вдруг война, а я уставши.

А с другой - не укради, не убий, не возжелай, делись с ближним, и даже (вот ужас!), «благословляйте проклинающих вас».

Романтик поет:

Понимаешь это странно, очень странно,
Но такой уж я законченный чудак -
Я гоняюсь, за туманом, за туманом.
И с собою мне не справится никак.

А реалист ему отвечает:

Что-то странное творится между нами.
Только я один, похоже, не чудак.
Я гоняюсь за деньгами, за деньгами
И со мною вам не справиться никак.
Люди пьяные дурманом, люди едут за туманом,
Люди полные фантазий и тоски,
А я еду, а я еду за деньгами.
За туманом едут только дураки.

Встав на религиозный путь и руководствуясь заповедями Божьими и учением Христа, мы  понимаем, как нам следует поступать в той или иной ситуации, знаем, какой сделать выбор. И первое, что ждет от нас Бог - осознанный отказ от греха и выбор стороны добра. Это первое. Мы должны знать, как правильно поступать, чтобы встать на сторону добра.

Но знать, как надо поступать, и делать реальные поступки, далеко не одно и тоже. Зачастую мы знаем, но не можем, не имеем духовных сил поступать так, как правильно. Например, все осуждают взяточников. Но многие ли смогут за себя поручится, если им предложат взятку, скажем, в миллион рублей? А каково отказаться от предложения в миллион долларов? Как сказал один человек, я никогда не брал взяток, но мне их никто и не предлагал.

А вот пример более распространенный - грех чревоугодия. Все знают, что переедать нельзя. Но посмотрите сколько полных людей!

В нас живут лень, жадность, эгоизм, корысть, честолюбие, зависть. При этом у нас есть множество опраданий. Как говорится, умный человек всегда договорится сам с собой. Не я такой - жизнь такая. Бизнес и ничего личного. Все так делают.

Как со всем этим справиться?

И не то что справиться, зачастую заметить все это дерьмо внутри себя и то не просто! Самому на себя честно посмотреть и увидеть - очень сложно. А увидев, захотеть измениться. А захотев измениться - в конкретных жизненных обстоятельствах совершить Поступок.

И не только такой героический, как отказ от взятки. Но и казалось бы более обыденное, но не менее сложное - не положить себе лишний кусочек вкусненького. Многие спрашивают - для чего поститься? Неужели Бог меня накажет, если я не буду поститься? Конечно же не накажет. Ведь вы ничего греховного не делаете. Но пост это тренажер для работы со своими желаниями.

Поэтому второе, что ждет от нас Бог - это не только знать, как правильно поступать, но и иметь духовные силы делать этот выбор в реальных ситуациях.

Постясь, вы тренируете волю, обуздываете свои желания. Чтобы иметь силы отказаться от греха, силы встать в один строй с силами Добра.

И я бежал из ледяного плена.
Мне было мало на земле тепла.
Но я не сдался, я солдат вселенной
В мировой войне Добра и Зла. (группа Восресение, автор слов Алексей Романов)

Возращаясь в свободе воли, надо сказать, что свобода воли - это означает тврить все что хочеться. Свобода воли - это выбор на чью сторону встать. Идти к Богу или от Бога.

ЗАЧЕМ МЫ ЗДЕСЬ

И все таки рискну предложить универсальный ответ на вопрос - чего хочет человек, подразумевая по этим то самое счастье. Человек хочет комфорта, так как каждый его понимает. Уютной жизни без трудностей и страданий, чтобы все что нам нужно, у нас было, и нам, как говорится, ничего за это не было. К «нужно» относятся не только материальные блага, но и наличие времени, чтобы делать то, что нам нравиться, а также быть в окружении приятных нам людей - все это можно отнести к комфорту. Это наверное и есть формула счастья для большинства землян.

Все что отнимает у нас комфорт, мы считаем злом. Но что если посмотреть на наши проблемы под другим углом. Спортивный тренер, нагружающий своего подопечного (каким измученным, несчастным выглядит спортсмен во время тренировки!), чтобы он стал сильнее и быстрее. Учитель, дающий сложные задания, чтобы научить. Врач, делающий больно, чтобы вылечить. Всё это примеры того, что по неведению можно интерпретировать, как несчастье, и даже как зло. На самом деле это могут быть испытания, уроки или предостережения, которые нам даются свыше.

Если приходят трудности - значить так надо. Поэтому - не спрашивай - за что?Спрашивай - зачем? Какой урок мне хотят преподать? Что я должен понять из этой ситуации?

Трудности - часть жизни, но они делают нас сильнее и благодаря их преодолению, мы чувствуем то самое блаженное облегчение после их решения, которое заставляет нас идти вперед. Невозможно хорошо отдохнуть, хорошо не поработав. Невозможно оценить тепло, изрядно не промерзнув. Мы не знали бы настоящего удовольствие от пищи, не зная, что такое голод.

Более того, трудности, выход из зоны комфорта - это единственное, что делает нас сильнее. Преодолевая трудности, мы растем, развиваемся. И никогда наоборот. Постоянный комфорт, отсутствие проблем делают человека тепличным растением. Тепличные растения - слабы. И наоборот, дикая трава очень жизнеустойчива. Мы ее полем, выдираем с корнем, а она вырастает опять и опять. Борьба за существование закалила ее. Я не говорю, что нужно искать трудности искусственно. Совсем нет. Но считать трудности злом совершенно неправильно.

Если таким образом подходить ко всему, что с нами происходит, то тогда наши оценки, что такое хорошо и что такое плохо, будут иными.

Это и есть основной конфликт интересов - Божьих и человеческих: мы хотим комфортного существования, а Бог хочет, чтобы мы встали на его сторону в борьбе со злом. И не только встали, но и могли сражаться.

Чтобы мы не только знали, как нужно поступать в конкретных жизненных ситуациях в согласии с Его заповедями, но и поступали. То есть имели духовные силы свой выбор подтверждать на практике.

Все понимают, что в зависимости от болезни одному пациенту рекомендуют курорт, а другого отправляют на тяжёлую операцию. Так и всё тяжкое, происходящее с нами, «не напрасно, не случайно», а является тем необходимым действием Бога, которое обусловлено духовным состоянием человека, и необходимо ему для спасения и духовного развития.

Неважно, где ты находишься (важно, конечно, но настоящее - есть такое, какое есть и с этим уже ничего сделать нельзя), важно, куда ты движешься.

МЫШИНЫЙ РАЙ

Развитие возможно только тогда, когда человек выходит из зоны комфорта. Если человек счастлив (все его потребности удовлетворены), то зачем развиваться? Как наивны были коммунисты, когда думали, что в светлом коммунистическом будущем люди будут посвящать все свое время на изучение тайн природы, самосовершенствоваться. Большинство людей от безделья начинает либо прикладываться к бутылке, либо смотреть бесконечные сериалы, сплетничать, играть в компьютерные игры. В общем как-то себя развлекать, получать удовольствия, в том виде как они это понимают. Известны случаи, когда от скуки, ради забавы доходят и до потери человеческого облика - унижают, а то и мучают и убивают и не только животных, но и людей.

Так что имеются веские опасения, что полное удовлетворение всех материальных потребностей может привести к негативным результатам. В качестве иллюстрации приведем эксперимент американского ученого Джона Кэлхуна «Вселенная-25», который был проведен в 1972 году. В качестве подопытных Д. Кэлхун выбирал мышей.

Был создан бак размерами два на два метра и высотой полтора метра, откуда подопытные не могли выбраться. Внутри бака поддерживалась постоянная комфортная для мышей температура (+20 °C), присутствовала в изобилии еда и вода, созданы многочисленные гнезда для самок. Каждую неделю бак очищался и поддерживался в постоянной чистоте, были предприняты все необходимые меры безопасности: исключалось появление в баке хищников или возникновение массовых инфекций. Подопытные мыши были под постоянным контролем ветеринаров, состояние их здоровья постоянно отслеживалось. Пищи, воды и пространства для мышей было более чем достаточно. Первые проблемы могли возникнуть только при достижении численности популяции свыше 3840 особей. Однако такого количества мыши так ни разу и не достигли. Максимальная численность популяции была отмечена на уровне 2200 мышей.

Эксперимент стартовал с момента помещения внутрь бака четырех пар здоровых мышей, которым потребовалось совсем немного времени, чтобы освоиться, осознать, в какую мышиную сказку они попали, и начать ускоренно размножаться. Период освоения Кэлхун назвал фазой А. С момента рождения первых детенышей началась стадия B. Это стадия экспоненциального роста численности популяции в баке в идеальных условиях, число мышей удваивалось каждые 55 дней. Начиная с 315 дня проведения эксперимента темп роста популяции значительно замедлился, теперь численность удваивалась каждые 145 дней, что ознаменовало собой вступление в третью фазу C. В этот момент в баке проживало около 600 мышей, сформировалась определенная иерархия и некая социальная жизнь. Стало физически меньше места, чем было ранее.

Появилась категория «отверженных», которых изгоняли в центр бака, они часто становились жертвами агрессии. Отличить группу «отверженных» можно было по искусанным хвостам, выдранной шерсти и следам крови на теле. Отверженные состояли, прежде всего, из молодых особей, не нашедших для себя социальной роли в мышиной иерархии. Проблема отсутствия подходящих социальных ролей была вызвана тем, что в идеальных условиях бака мыши жили долго, стареющие мыши не освобождали места для молодых грызунов. Поэтому часто агрессия была направлена на новые поколения особей, рождавшихся в баке. После изгнания самцы ломались психологически, меньше проявляли агрессию, не желали защищать своих беременных самок. Хотя периодически они нападали либо на других особей из общества «отверженных», либо на любых других мышей.

Самки, готовящиеся к рождению, становились все более нервными, так как в результате роста пассивности среди самцов они становились менее защищенными от случайных атак. В итоге самки стали проявлять агрессию, часто драться, защищая потомство. Однако агрессия парадоксальным образом не была направлена только на окружающих, не меньшая агрессивность проявлялась по отношению к своим детям. Часто самки убивали своих детенышей и перебирались в верхние гнезда, становились агрессивными отшельниками и отказывались от размножения. В результате рождаемость значительно упала, а смертность молодняка достигла значительных уровней.

Вскоре началась последняя стадия существования мышиного рая — фаза D или фаза смерти, как ее назвал Джон Кэлхун. Символом этой стадии стало появление новой категории мышей, получившей название «красивые». К ним относили самцов, демонстрирующих нехарактерное для вида поведение, отказывающихся драться и бороться за самок и территорию, не проявляющих никакого желания спариваться, склонных к пассивному стилю жизни. «Красивые» только ели, пили, спали и очищали свою шкурку, избегая конфликтов и выполнения любых социальных функций. Подобное имя они получили потому, что в отличие от большинства прочих обитателей бака на их теле не было следов жестоких битв, шрамов и выдранной шерсти, их нарциссизм и самолюбование стали легендарными. Также исследователя поразило отсутствие желания у «красивых» спариваться и размножаться, среди последней волны рождений в баке «красивые» и самки-одиночки, отказывающиеся размножаться и убегающие в верхние гнезда бака, стали большинством.

Средний возраст мыши в последней стадии существования мышиного рая составил 776 дней, что на 200 дней превышает верхнюю границу репродуктивного возраста. Смертность молодняка составила 100%, количество беременностей было незначительным, а вскоре составило 0. Вымирающие мыши практиковали гомосексуализм (!) и необъяснимо агрессивное поведение в условиях избытка жизненно необходимых ресурсов. Процветал каннибализм при одновременном изобилии пищи, самки отказывались воспитывать детенышей и убивали их. Мыши стремительно вымирали и на 1780 день после начала эксперимента умер последний обитатель «мышиного рая».

ПРИТЧА О КРЕСТЬЯНИНЕ И ЛОШАДИ

У одного крестьянина сбежала единственная лошадь. Он потратил много сил на ее поиск, но найти не смог. "Бедный, какое у тебя горе!" — вздыхали односельчане. "О чем вы? — отвечал крестьянин, — Бог дал, Бог взял". Через какое-то время лошадь вернулась, да не одна, а привела с собой жеребенка. "Какая у тебя радость! — охали односельчане. — У тебя не было лошади — а вот появились сразу две", - говорили соседи. "О чем вы? — удивлялся крестьянин. — Бог взял, Бог дал.". Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на лошади, упал и сломал ногу. "Бедный, — снова охали соседи, — какое несчастье!" "Бог дал, Бог взял", - отвечал крестьянин. Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын крестьянина остался дома...

ИСТОРИЯ О ВОРОБЬЕ

В очень морозный зимний день, сидел на замерзшей дороге маленький воробей, и замерзал. Замерз до того, что уже ни прыгать, ни летать сил у него не было, в общем погибал. Вдруг, появилась на дороге корова, которую хозяин перегонял в более теплое укрытие, и проходя над воробьем, из известного места прямо на замерзающую птичку упала огромная куча навоза. Воробья накрыло полностью. Навоз был теплым, и воробей потихоньку отогрелся, ему стало тепло и так хорошо, что он от счастья зачирикал. Тут мимо пробежала кошка, услышала чириканье, подкралась и съела воробья. А мораль сей истории такова: не всяк творит зло, кто тебя в дерьмо запихивает, и не всяк творит добро, кто из дерьма тебя вытаскивает.

МЫ НЕ ЗНАЕМ СВОЕГО БУДУЩЕГО

О чем говорят эти две истории? Наши оценки событий опираются текущий анализ ситуации. Больно - плохо. Женился на любимой девушке - хорошо. Но как можно давать оценки, не зная, что будет потом?

Ведь будущее сокрыто от нас. Мы не знаем не только, что будет завтра, но не можем на 100 % гарантировать, что будет через минуту. Вспоминается рассуждение Воланда из романа "Мастер и Маргарита" о том, что соберется, например, человек в Кисловодск, пустяковое дело, но и этого не может сделать, потому как Аннушка уже пролила масло.

То, что мы воспринимаем как нечто плохое, в будущем может привести к чему-то хорошему. И наоборот, то, что сегодня мы воспринимаем, как что-то хорошее, завтра может обернуться чем-то плохим.

ПРИТЧА О МОНАХЕ И АНГЕЛЕ

Нам сложно понять Бога по двум причинам. Во-первых, несравнимый уровень интеллекта. Существо, сотворившее вселенную, безусловно обладает бесконечным интеллектом. В отличие от человеческого ограниченного разума. Во-вторых, человек в лучшем случае имеет горизонт планирования 70 лет, а у Бога - тысячелетия. Это все равно, что прочитать в романе "Война и мир" один абзац и думать, что понимаешь весь замысел автора.

Мы видим ограниченную часть мира и ограниченную часть времени, мы многого не знаем и не понимаем. Это очевидно. Поэтому, оценивая события, опираясь на наши ограниченные знание и горизонт видения событий, мы легко ошибаемся. Проиллюстрируем это притчей о монахе и ангеле.

Неподалёку от одного селения подвизался некий монах. Однажды он оказался свидетелем ссоры двух односельчан. Один в своём ожесточении дошёл до того, что схватил топор и разбил своему оппоненту голову, после чего, оставив бездыханное тело на месте злодеяния, удалился.

Монах, увидев эту трагедию и тяжело пережив ее в своём сердце, ожидал от Бога немедленного вмешательства и наказания убийцы. Но напрасно. Его постигло горькое разочарование. «Нет справедливости у Бога! – подумал он. – А раз так, то чего я мучаюсь здесь в уединении?»

Как раз в это время остановился у него странник и монах попросил взять его с собой. Но тот ответил: «Ты не сможешь сохранить терпение со мной, и как тебе быть терпеливым в тех вещах, смысл которых для тебя неясен?» Монах сказал: «Если Господу будет угодно, меня найдешь ты терпеливым».

На пути им повстречалась река, через которую их переправил на лодке один бедняк. Перед тем как сойти на берег спутник монаха внезапно продырявил эту лодку. Монах сказал: «Ты сделал в ней дыру, чтоб потопить сидящих в ней? Как странно поведение твое!» Ответил тот: «Не я ли говорил тебе, что ты со мной не сможешь сохранить терпенье?»

К вечеру они остановились на ночлег у одного селянина. Когда утром они стали собираться в путь, принявший их привел к ним малолетнего сына, чтобы монах благословил его. Но спутник, коснувшись отрока, взял душу его. От ужаса ни старец, ни отец не произнесли ни слова. Потрясенный монах, вновь не утерпев, сказал: «Ужель убил ты душу, неповинную в убийстве? Ты совершил дурной поступок».
Ответил тот: «Не я ли говорил тебе, что ты со мной не сможешь сохранить терпенье?»

На третий день они приютились в полуразрушенном доме. Монах сел перекусить, а его спутник починил стену, которая была готова развалиться. Тут монах не вытерпел: «Да ты кто – демон или ангел? Что ты делаешь? Третьего дня ты у доброго человека продырявил лодку, вчера отрока лишил жизни, а сегодня поправляешь никому не нужную стену».

Не дивись, я - Ангел Божий. Помнишь, как ты ждал, что Бог тотчас накажет того человека, который убил топором своего односельчанина, а поскольку не произошло то, чего ты ожидал, ты соблазнился и разуверился в существовании Божественной справедливости? Так вот, Господь послал меня, чтобы я втолковал тебе, что Он праведен и потому управляет жизнью каждого человека, святого или грешного, по справедливости и ради пользы для души его.

Та лодка, что я продырявил, принадлежала бедняку, который рыбачил в море. Я испортил ее потому, что в тех краях разбойничал пиратский корабль, который захватил бы ту лодку, а бедняк был бы продан в рабство.

Второй муж хороший человек, но если бы сын его вырос, то стал бы страшным злодеем.

А что касается стены, то этот полуразрушенный дом принадлежит сироте. Под полуразрушенной стеной был клад, что зарыл в землю его отец, человек благочестивый. И потому Господь твой пожелал, чтобы раньше времени никто клад сей не нашел, а извлек его сирота по достижению зрелости.

Я не своим решением все это совершил - на то была Господня Воля!
Возвратись в келью и не мучайся, ибо так глаголет Дух Святой: «Суды Господни – неведомы человекам». Посему и ты не испытывай их – не будет тебе это на пользу.

НА ПРИЕМЕ У АНГЕЛА

Вот современная версия притчи из предыдущей главы.

- Я что - уже умер?.. - спросил человек.
- Ну да, - кивнул Ангел, продолжая изучать объёмную книгу. - Умер. Определённо.
Человек нерешительно переступил с ноги на ногу.
- И... Что теперь?..
Ангел бросил на него беглый взгляд и снова вернулся к книге.
- Теперь тебе туда, - он указал пальцем на обычную дверь. - Или туда, - и его палец развернулся в сторону другой абсолютно такой же двери.
- А что там?.. - осведомился человек.
- Ад, - ответил Ангел. - Или Рай. В зависимости от обстоятельств.
- А-а-а… И в какую мне?..
- А ты сам разве не знаешь?.. - приподнял бровь Ангел.
- Ну... - замялся человек. - Мало ли... Куда там мне положено по моим деяниям…
- Хм!.. - Ангел пальцем заложил книгу и наконец посмотрел на человека. - По деяниям, говоришь?..
- Конечно, а как же ещё?..
- Ну что ж, давай посмотрим, - Ангел отлистал книгу ближе к началу и стал читать вслух. - Здесь написано, что в возрасте 12 лет ты перевёл через дорогу старушку. Так?..
- Было такое, - кивнул человек.
- Как считаешь, добрый это поступок или дурной?..
- Добрый, конечно же!..
- Сейчас узнаем… - Ангел перевернул страницу. - Старушку эту через пять минут на другой улице трамвай переехал. Если бы ты ей не помог, они бы разминулись - и старушка жила бы ещё десять лет. Как тебе?..
Человек огорошенно заморгал.
- Или вот ещё, - Ангел раскрыл книгу уже в другом месте. - В 23 года ты с товарищами участвовал в нещадном избиении нескольких лиц...
- Но они полезли первые!.. - поднял голову человек.
- А у меня здесь написано иначе, - возразил Ангел. - И, замечу, состояние алкогольного опьянения не является смягчающим фактором. Короче, ни за что ни про что ты сломал семнадцатилетнему подростку нос и два пальца. Хорошо это или плохо?..
Человек промолчал.
- После этого юноша уже не мог играть на скрипке - а ведь подавал большие надежды!... Ты загубил ему карьеру...
- Я же нечаянно... - пробормотал человек.
- Разумеется, - кивнул Ангел. - К слову сказать, парень с детства не терпел эту скрипку. После той вашей встречи он начал заниматься боксом, чтобы уметь постоять за себя, и со временем стал чемпионом мира... Так вот. Продолжим?.. - Ангел перевернул ещё несколько страниц. - Насилие - это хорошо или плохо?..
- Но я же… - человек вспотел.
- Супружеская измена- хорошо или плохо?
- Но я же...
- Этот ребёнок стал замечательным врачом и спас сотни жизней. Так хорошо или плохо?..
- Ну, наверное…
- Среди этих жизней была и принадлежащая маньяку-убийце. Плохо или хорошо?..
- Но ведь…
- А маньяк-убийца вскоре лишит жизни беременную женщину, которая могла бы стать матерью великого учёного!.. Хорошо?.. Плохо?..
- Но…
- Этот великий учёный, если бы ему дали родиться, должен был изобрести новое оружие, способное выжечь половину планеты. Плохо или хорошо?..
- Но я же не мог всего этого знать!.. - выкрикнул человек.
- Конечно не мог, - согласился Ангел. - Или вот - смотри на странице 246 - ты наступил на бабочку!..
- А из этого-то что вышло?!
Ангел молча развернул книгу - и показал пальцем. Человек прочёл, и волосы зашевелились у него на голове.
- Какой кошмар... - прошептал он.
- Да, но если бы ты её не раздавил, случилось бы вот это, - Ангел показал на другой абзац. Человек глянул и судорожно сглотнул.
- Выходит… Я спас мир?..
- Именно. Четыре раза, - подтвердил Ангел. - Раздавив бабочку, толкнув старичка, предав товарища и украв кошелёк у бабушки. Каждый раз мир находился на грани катастрофы, но твоими стараниями выкарабкивался.
- А-а-а…- человек замялся. - А на грань его этой самой катастрофы… тоже я?..
- Естественно ты, не сомневайся. Причём дважды - когда накормил бездомного пса и когда помог утопающему.
Колени у человека подкосились, и он сел на пол.
- Ничего не понимаю... - всхлипнул он. - Всё, что я совершил в своей жизни, чем я гордился и чего стыдился… всё наоборот - всё не то, чем кажется!..
- Вот поэтому было бы совершенно неправильно судить тебя по делам твоим, - наставительно произнёс Ангел. - Разве что по намерениям - но тут уж ты сам себе судья...
Он захлопнул книгу и поставил её на полку к другим таким же.
- В общем, когда решишь, куда тебе - ступай в выбранную дверь. А у меня ещё дел полно...
Человек поднял на Ангела заплаканное лицо.
- Но я же не знаю, за какой из них Ад, а за какой Рай...
- А это зависит от того, что ты выберешь, - ответил Ангел.

О ДОБРЕ И ЗЛЕ

Люди зачастую не понимают, почему их молитвы могут не исполняться. Потому что мы, во-первых, не знаем будущего, а, во-вторых, не знаем замысла Божьего. Мы не понимаем многое из того, что с нами происходит потому что не знаем, к чему могут привести то, что мы просим, не знаем, идут наши молитвы в русле замысла Божьего или нет.

То, что желаем мы (а нам конечно же хочется только хорошего и справедливого), может совершенно не хотется Богу.

Например, бизнесмен, у которого дела не клеятся, просит о том, чтобы у него все наладилось. Но увеличение его капитала вряд ли пойдет ему на пользу в духовном плане. Скорее наоборот. А вот если он разорится, то возможно получит толчок на пути к духовному росту.

Или такая ситуация - человек заболевает, и мы говорим, что это плохо. Но если в результате этого оно осознает что-то важное и это приведет его в храм?

С одной стороны, мы понимаем, что в мире есть как добро, так и зло. Но что это такое? Не путаем ли мы наши субъективные оценки "это плохо", а "это хорошо" с понятиями о добре и зле?

То, что сегодня мы воспринимаем, как зло, дальнейших ход событий показывает, что это не так уж плохо и, если бы было иначе, то было бы еще хуже. Либо, как иллюстрирует притча о крестьянине и история о воробье, то, что сегодня мы воспринимаем, как зло, оборачивается добром, и наоборот.

Второй момент, который показан в притче о монахе и ангеле, мы не знаем Божьего замысла. Со Своей высоты Бог видит все, а мы со своей ничтожно мало.

Иногда Бог предостерегает нас от будущего, к которому мы несёмся на всех парах. Промысел Божий как бы ставит нам подножку, чтобы мы упали раньше, чем свалимся в пропасть, которую ещё не видим. Пусть мы разобьем коленку, зато сохраним целой голову.

Говоря, это зло, а это добро, по сути мы выносим приговор, мы судим. Мы же знаем, как было бы лучше! Кто не мечтал о волшебной палочке, о волоске старика Хоттабыча, о цветике-семицветике? Вот если бы я обладал магической силой, то я бы сделал много чего хорошего. Нам все время как бы хочется поправить Бога и подправить мир, созданный Им. Но как тут не вспомнить слова незабвенного В.С.Черномырдина: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда».

Но если я добрый, люблю, жалею своего ребенка, и ... кормлю его сладостями, при первом подозрении пичкаю лекарствами и позволяю не ходить в школу, потому что он устал или ему просто не хочется, то разве это добро? Сам ребенок скорее всего, будет воспринимать это как добро, как проявление любви. Назве это любовь? Хотя я, как мне кажется, люблю его и желаю ему только добра.

Но от Бога мы хотим именного этого - есть сладости (то есть ищем счастье) и, чтобы не надо было ходить в школу (не относимся к жизненным обстоятельствам как к урокам)! Мы не принимаем мир, в котором не находим счастья, и где нужно учиться. Но процесс обучения всегда связан с трудностями, развитие всегда есть выход из зоны комфорта. А это мы воспринимаем как несчастье.

Отсюда и наши интерпретации того, что с нами происходит. Мы спешим назвать, спешим повесить ярлык, дать оценку «это добро», «это зло», «это хорошо», «это плохо», но, не имея ни права на это, ни компетенции, мы часто ошибаемся.

К тому же цель таких оценок зачастую весьма корыстна - мы стараемся оправдать, обелить себя, выставить в более выгодном свете. Виноват кто-то, но не мы.

КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ

Рассуждая о добре и зле, о том что одно рождает другое, можно дойти до крайности. Можно сказать, что «добро» и «зло» субъективны и что у каждого своя правда. И что тогда? Получается, что нет никаких ориентиров на предмет того, как поступать правильно, а как неправильно.

Если я не могу распознать, что есть «добро», а что есть «зло», то я не могу делать первое и бороться со вторым. Но определить все же можно. Только критерием зла является не наше субъективное мнение, не наше представление о счастье, а наличие или отсутствие в том или ином поступке греха или пути, ведущему ко греху. Присутствие греха (потенциального или фактического) есть тот маркер, по которому и можно опознать зло.

ВОЛЯ БОЖЬЯ

По вышеобозначенным причинам все, чего мы можем просить в молитвах, так это то, чтобы все случалось по Воле Божьей. Не случайно молитва, данная Иисусом Христом, начинается так:

Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
как на небе и на земле.

Божья любовь подобна костру. Если человек отошел от костра, где ему было светло и тепло, и ему стало страшно и холодно, то Воля Божья есть самый прямой путь обратно к костру. Любые другие пути ведут либо от костра, либо к костру, но более дальними и сложными путями. Ты конечно можешь побродить по буеракам да оврагам и убедиться в этом, то есть поступить по своем воле. Но зачем?

А смерть казалась невозможной!
Но дней всё ускорялся бег.
И он просил, о милый Боже,
Пошли мне жизнь длиною в век.
 
Машины, люди и вокзалы
Мелькали, как заведено.
Но горе как-то постучало
В чуть приоткрытое окно.
 
В больничной он лежал палате,
Скакали мысли взад-вперед:
Ему сказали, что в кровати
Остаток жизни проведет.
 
Болезнь терзала и сушила,
И жгла, и мучила сполна.
И ничего уже не мило,
И не было ни сил, ни сна.
 
И жизнь казалась невозможной,
Секла наотмашь словно плеть.
И он твердил, о милый Боже,
Пошли мне поскорее смерть!
 
И вспоминалось, как когда-то
Совсем просил он об ином!
И понял, что просить чревато,
Откуда ж знать нам, что потом?
 
И всё-таки случилось чудо,
Болезнь сдавала рубежи.
И непонятно - что? откуда? -
Но возвращалась снова жизнь.
 
И став чуть-чуть мудрей и строже,
Вернувшись из небытия,
Он одного просил, о Боже,
Пусть воля сбудется Твоя!

Если хочешь знать Волю Божью, определи, каков твой христианский долг в той ситуации, в которой ты оказался.

Иногда говорят, что все происходит по воле Божьей. Это одновременно и так, и не так. С помощью формальной логики (и в частности закона "исключения третьего") этого не понять. Воля Божья заключается в том, чтобы люди всегда выбирали сторону добра и любви, чтобы они не грешили. Но Он дал людям свободную волю. И все что мы творим как хорошее, так и греховное - есть проявление нашей собственной воли. Но Бог попускает грех, давая нам самим убедиться, к чему это приведет.

Надо сказать, что исполнение Воли Божьей не означает автоматического спасения. Ибо как у человека есть свободная воля, так и у Бога есть свободная воля. Если исполнение заповедей Ветхого и Нового Завета однозначно вело бы к спасению, то это означало бы магию, то есть достижение желаемого только человеческой волей. Поэтому спастись можно только по взаимному желанию человека и Бога.

ЖИВОЕ С ЖИВЫМ

Нередко люди считают, что раз человек молится, просит о чем-то Бога, то молитва его непременно должна исполниться. Но давайте подумает, что бы было, если бы молитва всегда исполнялась? Подобно тому, как, нажав на выключатель, всегда включается свет (естественно, при условии, что он выключен).

Если бы это было так, то мы имели бы технологию управления Богом. Это была бы магия. Маг - это человек, который знает технологию управления трансцендентным. Но в этом случае мы отказываем Богу в Его свободе. Человек имеет свободную волю, но и Бог имеет свободную волю. Молитва - это общение живого с живым.

ТРИ УЧИТЕЛЯ

Бывает, что уроки, которые посылает Господь, даются по нарастающей. Это нашло свое отражение в известной притче о трех учителях - белом, сером и черном. Белый учитель учит, не наказывая. Если урок не понят - посылается более суровый серый учитель. Если человек снова не усваивает урок, то приходит черный учитель(тяжелые болезни, нищета, смерть близких и т.п.).

Мой Белый учитель - меня бережешь,
Ты учишь играя, ты ласков, ты ждешь,
Ты веришь - урок твой усвою вполне,
Ты двоек не ставишь, и чужд тебе гнев.
Но если занятья пойдут мне не впрок,
В который я раз не усвою урок,
Ты с грустью посмотришь, махнешь мне рукой -
На смену тебе приходит другой.

Мой Серый учитель, тебя я терплю,
Караешь ты жестче за леность мою,
Ты в меру придирчив, ты пряник и кнут,
Не то чтобы мягок, не то чтобы крут.
Но если я снова не знаю урок,
Ты скажешь: "Прости, но я сделал, что мог",
Посмотришь печально, махнешь мне рукой -
На смену тебе приходит другой.

Мой Черный учитель, ты хмур и суров,
Не ведаешь правил, не знаешь чинов,
И прочь уговоры - наотмашь ты бьешь,
От взгляда такого бросает аж в дрожь.
Но выбора нет, ты - последний мой шанс,
Пусть в тьме, пусть в угаре, пусть еле дыша
Урок твой тяжелый я вызубрю в срок,
Я силы найду..... Но снова звонок
Звенит, предвещая урок мне другой,
Мой Белый учитель опять предо мной...

РАЗОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ С ГРЕХОМ

Христос сказал: Не судите, не судимы будете. Каким мерой меряете, такой и вам отмерено будет. Каким судом судите, таким будете судимы.

Рассказывают такую историю. Однажды к одному почтенному монаху подошел послушник и спросил: «Отче, есть заповедь не судите не судимы будете. Но как мне ее исполнять? Если я вижу, что человек грешит, скажем ворует, что мне делать, делать вид, что все нормально?» Старец ему отвечает: «Если ты скажешь, что человек ворует, то ты говоришь правду. А если ты скажешь, что этот человек вор, то ты осуждаешь».

Не корректно ставить знак равенства между человеком и его поступками, между человеком и его характером, между человеком и его какой-то черточкой. Почему? Во-первых, человек отличается от животных тем, что рожден несовершенным, а значит может меняться. Думаю, каждому известны случаи, пусть и не многочисленны, когда человек под воздействием тех или иных обстоятельств изменился. Сказать, что этот человек есть вор, мало. Нужно уточнить - когда? Вчера был, завтра нет. Или наоборот.

Во-вторых, если разделить душу вечную и поступки, свойства, качества, то тогда на страшном суде можно будет сказать: «Господи, я творил злые поступки, но это не есть я. Уничтожь, Господи, мой грех, но не уничтожай меня».

Покаяние есть растождествление себя и своих поступков. Пусть прошлое остается в прошлом, но не в вечности. Дай мне, Господи, возможность быть иным, чем я был в ту постыдную минуту. Покаяние - это сожаление о содеянном, это то искреннее «Я больше не буду», которое мы говорили своим родителям в детстве. Стараясь исправиться, мы увеличиваем шанс на исправление.

ПРИНЯТИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ

Господи, дай мне спокойствие
Принять то, что я не в силах изменить,
Дай мне мужество изменить то, что могу,
И мудрость отличить первое от второго.

Жить каждым днем, наслаждаясь каждым мгновением,
Принимая трудности как путь к миру,
И принимая, как Иисус, этот грешный мир таким, как он есть,
А не таким, каким я хотел бы его видеть.
Веря, что Ты все устроишь к лучшему,
Если я приму волю Твою,
Чтобы я мог быть вполне счастлив в этой жизни
И совершенно счастлив с Тобой в жизни грядущей.

СМИРЕНИЕ

Смирение - означает быть "с миром". Как тонко здесь двоится смысл, сливаясь в единый! Если у тебя есть смирение, то ты не противопоставляешь себя миру, ты ВМЕСТЕ с миром. Ты не есть что-то отдельное, что-то отделённое от мира. И второй смысла - с миром смотреть на мир, с миром, не враждебно относиться к миру. Ты не критикуешь, ибо понимаешь, что твой ограниченный ум, ограниченный опыт и ограниченный промежуток времени, который ты прожил, не дают тебе возможность знать, как оно должно быть.

Смирение можно рассматривать по отношению к тому, что было, по отношению к тому, что есть и по отношению к тому, что будет.

Смирение к тому что было

Мы не знаем, что было бы, если было бы как-то иначе. Нам или кому-то бывает плохо, но всегда (и это сказано не для красного словца, именно всегда) могло быть еще хуже. Возможно это был какой-то урок или предостережение.

Мы конечно не можем этого знать наверняка, но это наиболее конструктивный подход. Не роптать на жизнь, не жалеть о том, что уже случилось, и со смирением принимать все, что произошло. На досуге можете пофантазировать о какой-то ситуации, и, думаю, без труда придумаете вариант развития событий, который бы еще хуже, чем тот, который произошел.

Какой смысл истязать себя мыслями "бы, да кабы", ведь оно уже случилось и изменить ничего нельзя, лава времени окаменела. Если согрешил, покайся и постарайся больше не грешить. Если, не дай Бог, кто-то заболел или умер, то, значит, в противном случае было бы еще хуже. В любом случае надо дальше жить и убивать себя негативом, который уже случился и исправить ничего нельзя, неправильно.

Смирение к тому, что есть

Можно, сидя в душном офисе, хотеть быть на пляже у теплого океана. Но это ничего не даст, кроме расстройства. Что есть, то есть. И с этим уже ничего не поделаешь (речь идет о непосредственном "здесь и сейчас").

Смирение к тому, что будет

Вспомним еще раз изречение Фомы Аквинского «Молись так, будто всё зависит от Бога, и действуй так, будто всё зависит от тебя». Но как бы мы ни старались, мы не знаем, что из этого получится. Нет способов знать результат со стопроцентным попаданием. Как говорится "мы полагаем, а Бог располагает". Поэтому нужно быть морально готовым к любому развитию событий и принимать, что случается со смирением.

В молитве, которую дал Христос, говорится: "Да будет воля Твоя". Потому что если что-то случается по Божьей воле, то это является наилучшим из того, что могло случится, ибо Бог есть любовь.

СВОБОДА ВОЛИ И СВОБОДА ВЫБОРА

И все же имеет ли человек свободу воли? Ведь делая выбор, мы руководствуемся тем, что вложили в нас наши воспитатели (родители, учителя, книги и фильмы), а также на это влияет наш предыдущий жизненный опыт. То есть получается, что наш выбор полностью определен нашим прошлым и свобода выбора — это иллюзия. Так ли это? И да, и нет. Трудно спорить с тем, что наше прошлое (воспитание, образование, жизненный опыт) сильно влияет на наши поступки.

Но с другой стороны не все так однозначно. Например, Авель и Каин, воспитываясь у одних родителей и имея похожий жизненный опыт, стали достаточно разными людьми. В определенной и достаточно большой степени наш выбор зависит лично от нас.

Если бы это было не так, то в одинаковых ситуациях человек делал бы всегда одинаковый выбор. Например, сегодня мы смогли себя заставить делать утреннюю зарядку, а завтра нет. Что изменилось? Образование и воспитание остались прежними. Неужели наш суточных жизненный опыт так повлиял на наше решение? Очевидно, что нет.

Будучи "образом и подобием" каждый имеет свободную волю, хотя и опосредованную прошлым опытом.

Андрей Кураев в одной из бесед рассказал такую историю. Было это в лихие 90-е. Один журналист брал интервью у проститутки, и далее, комментируя это интервью, он говорил, примерно следующее - время сложное, жизнь сложная, куда же еще бедняжке податься, как не на панель. Этот же журналист позже берет интервью у молодой монашки, и после интервью делает такой же пассаж - время сложное, жизнь сложная, куда ей еще податься, как не в монастырь.

В прошлом каждый имел много разных влияний. И выбор человека заключается в том - какому прошлому он разрешает определить твое настоящее.

Между намерением сделать и действием всегда имеется щель, пауза, когда человек принимает решение, выбирает. Другое дело, что редко кто это замечает, осознает. Но эта секунда выбора всегда есть. Иногда почти мгновенная, иногда более или менее ощутимая, когда человек решает, что вот именно эта линия из его прошлого, пусть она сейчас определить его выбор.

Тогда следующий вопрос: чьей волей должен жить христианин, если он молится: "Да будет воля Твоя"? Мы уже говорили, что Божья воля — это наилучший вектор развития событий. Поэтому задача христианина научиться понимать волю Божью и стараться поступать в соответствие с ней. В этом смысле говорят, что человек имеет свободу воли, но не имеет свободу выбора. Потому что свободная воля христианина направлена не на делание выбора, а на распознавание Божьей воли. Это во-первых. И во-вторых, направлена на то, чтобы как минимум не противиться воле Божьей. И как максимум, я стремлюсь настроить (может быть подойдет аналогия с настройкой инструмента?) себя так, чтобы моя свободная воля начала резонировать с Божьей.

Чтобы спасти утопающего мало протянуть ему руку, надо что он в ответ протянул свою. Рука Божья всегда протянута ко мне. Как бы сделать так, чтобы моя свободная воля побудила меня протянуть руку навстречу?

Если человек поступает по своей воле, отличной от Божьей, то Господь возражать не будет, Он скажет (вспомним про попущение Богом зла): "Что ж, пусть будет по твоей воле, а не по Моей, попробуй и убедись, что ты не прав".

ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ

Можно предположить, что Создатель, создав мир, больше не вмешивается в его дела.
Но христиане считают, что это не так. Они считают, что существует Божий промысел, то есть непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, все обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом.

Когда говорят, что все от Бога, то это не означает, что можно ничего не делать, не прикладывать никаких усилий и думать, что все само собой как-то разрешится. Отнюдь. Вот изречение Фомы Аквинского «Молись так, будто всё зависит от Бога, и действуй так, будто всё зависит от тебя». То есть наша активная борьба с грехом внутри себя безусловно важная составляющая христианской жизни.

И тем не менее, все от Бога - и хорошее, и плохое. Но одно – по благоволению, другое – чтобы вразумить нас, преподать урок или предупредить, третье – по попущению, когда человек хочет засунуть палец в розетку, но не знает, что ему за это будет, ведь даже вразумляемые, мы зачастую выбираем грех.

ПРИТЧА ОБ УТОПАЮЩЕМ

Уповая на Бога, тем не менее сами не можем оставаться пассивными и ждать Божьей милости, ничего не делая. Рассказывают, что однажды в городе случилось наводнение. Люди в панике пытались спастись кто как мог. И лишь один праведник остался дома и погрузился в молитвы о спасении.
Вода постепенно поднялась до второго этажа. Мимо дома праведника проплывали люди на лодке:
- Садись к нам, мы спасем тебя!
- Нет, - отвечал людям праведник, - Меня спасет Бог.
Тем временем вода поднималась все выше, и праведнику пришлось перебраться на крышу дома, где он продолжил молитву.
Мимо проплывало бревно, на котором сидели люди и кричали:
- Садись к нам, мы спасем тебя!
- Нет, - отвечал праведник, - Меня спасет Бог.
Тем временем вода поднялась до самой крыши. Тут подлетел вертолет, с него спустили вниз веревочную лестницу:
- Поднимайся к нам, мы спасем тебя!
- Нет, - отвечал людям праведник, - Меня спасет Бог.
Тут вода поднялась выше крыши и праведник утонул. И вот предстал он перед Господом:
- Почему ты не помог мне? - с упреком спросил праведник Господа, - Я ведь так верил в Тебя и молился Тебе, я так ждал от Тебя помощи!
- А кто же посылал тебе лодку, бревно и вертолет?

ИСТОРИЯ О ЛОТЕРЕЙНОМ БИЛЕТЕ

Вот еще одна история. Один человек мечтал выиграть в лотерею. Каждый день он приходил в храм вставал на колени и просил Бога:
- Господи, помоги мне выиграть в лотерею!
Прошел месяц, второй… Однажды человек, как обычно, пришел в храм, встал на колени и стал молиться:
- Господи, ну дай же мне выиграть в лотерею! Ведь другие выигрывают. Что тебе стоит?!
Вдруг над его головой раздался голос Всевышнего:
- Да купи же ты, наконец, хотя бы один лотерейный билет!

Нет ни одной ситуации, которая зависит от вас полностью. Но когда ситуация во многом зависят от вас, то пенять на Бога, не правильно. Это похоже на инфантилизм, иждивенчество, перекладывание ответственности. Например, если у вас что-то болит, а вы не принимаете мер (не идете к врачу, не меняете образ жизни, не бросаете курить или выпивать, не занимаетесь своими нервами, не начинаете следить за питанием и проч.), то ваша будущая болезнь произойдет не по Воле Божьей, а по вашей собственной. 

Но если вы летите в самолете, или если у вас нет сведений о близком человеке, и вы за него начинаете переживать, то нет смысла паниковать. Ситуации помочь вы все равно ничем не сможете, только расшатаете себе нервы. Поэтому в таких ситуациях разумнее себя успокоить, говоря: "Все по воле Божьей".

О ЛЮБВИ

Ответ на вопрос - чего хочет человек? останется нераскрытым, если не сказать о том, что вне зависимости от возраста, пола, национальности, воспитания и проч. наших различий, каждый хочет любви.

Самый негодяй, самый злой и мерзкий человек хочет, чтобы его любили. И в этом есть точка соприкосновения с Богом, ибо Бог и есть любовь. Абсолютная и совершенная. Мы все стремимся к ней. Каждый как умеет.

Но в чем же дело? Почему человек и Бог хотят одного и того же, но любовь человеческая и любовь Божья так редко встречаются друг с другом?

Ответ на этот вопрос иллюстрируется сюжетом сказок о джине, который замурован в сосуде. В начале своего заточения джин хотел отблагодарить того, кто его освободит. Он пока еще хочет отплатить добром на добро. Но потом, находясь долгое время без любви, претерпевая муки от своего положения, он решает, что отплатит своему освободителю злом.

Так и человек, не получая любви в младенчестве, в детском возрасте, постепенно черствеет. Его душа закрывается. Нуждаясь в любви, он любить уже не может и несет в мир зло.

Поэтому так важно давать своим детям любовь, чтобы они могли найти, чувствовать любовь и, что гораздо труднее, отдавать свою любовь.


Рецензии
-"И все же имеет ли человек свободу воли?"

У людей, равно как и у ангелов, никакой свободы нет и быть не может. В принципе.

Денис Фоменко   25.03.2019 04:46     Заявить о нарушении