Птицы

Птицы

Действующие лица:

Старый коршун
Ворон
Два брата Ястреба
Голос за сценой (без указания в диалоге)
Ёж

Действие первое
Сцена первая

Место: Зелёный лес, поляна
Ворон, Ёж.

После дождливой ночи, утро взошло прохладой, кое-где стекали с веток, оставшиеся дождевые капли. Пахло сырым валежником. Птицы и звери вылазили из укрытий. Начинался новый день.

На ветке сидит большой черный ворон и смотрит, чем бы себя попотчевать.
Внизу из-под листвы выползает маленький ёж, на иголках его прицепилась старая берёзовая листва. Он водит носом и улавливает знакомый ему запах.

Ёж: Э-эх, запах свежих грибов.
Ворон: Грибы учуял! Гнилое дерево и не более того.
Ёж: Грибы, грибы, они всегда после дождя пробиваются из земли.
Ворон: Если найдёшь что-нибудь для меня, угости, а то я с начала ливня ничего не ел.
Ёж: Тебе с высоты виднее, так что сам себя угощать будешь, да и про меня не забудешь(обходит одно дерево, другое). О, солнце то, как припекает, а! Скоро до иголок моих достанет, надо бы ближе к деревьям держаться, там тень. А это что такое? Ворон! Ты ещё здесь? Что это за камни такие?
Ворон: Ты что-то нашёл? Так давай делись!
Ёж: Посмотри, это же чьи-то дети, нужно быстрее вернуть их в гнездо, пока мама не потеряла их.
Ворон: Что-то я гнезда не вижу нигде, откуда они здесь?
Ёж: Загадка
Ворон: Я сейчас поднимусь над деревьями, может увижу их дом, а ты, ёж, смотри, чтобы их не трогал никто.

Действие первое
Сцена вторая

Место: зелёный лес, поляна.
Сорока, ёж.

Ёж: Пока ворон летает под облаками, кто-нибудь их найдёт, и я ничего не сделаю, а ещё лучше, они пробьют скорлупу. Надо позвать главу леса, он то и подскажет, что делать.

Рассуждая о кладе, в виде яиц, ёж побежал за помощью к главному зверю в лесу - медведю. Но на какое-то время его планы отсрочились.

Сорока: Эй, колючий? Ты куда так ногами перебираешь?

Ёж остановился, но не понимал, откуда доносился голос.

Сорока: Да, подними голову вверх и увидишь меня. Что пожар где, или потоп?
Ёж: некогда, сорока, мне с тобой разговаривать, беда в семействе одном.
Сорока: Это в каком?
Ёж: Возле большого дерева лежат два яйца.
Сорока: Веди, покажи!

Ёж в сопровождении сороки отправился к месту, где лежала находка, которую он принял за два камня.

Сорока: Умотал! Долго ещё?
Ёж: Не мешай, я тут всё знаю, каждую травинку и корешок от дерева. А, вот и дерево!
Сорока: Это кукушкины яйца! Она выбросила из гнезда их. Они всегда так делают. Могут, конечно, и первые птенцы выбрасывать из гнезда своих родственников.
Ёж: Крупноваты для кукушкиных. Но, не спорю, тебе виднее.
Сорока: А где гнездо-то? Не видно его.
Ёж: Вот и ворон до сих пор ищет гнездо. Не хорошо, если птенцы здесь появятся из-под скорлупы.

Действие первое
Сцена третья

Место: Лес, поляна, дерево с гнездом

Ворон,сорока,ёж

(Вернулся ворон)

Ворон: Я нашёл гнездо, здесь не далеко, там никого нет.
Ёж: Тогда вернём на место это сокровище. Я бы хотел помочь, но не умею ни по деревьям ходить, ни летать.
Ворон: Тебе и не придётся летать. А ну, сорока, хватай второе и за мной!

Сорока схватила оставшееся яйцо в свои когтистые лапы и взлетела за вороном. Гнездо было огромным.

Сорока: Послушай, ворон, а ты уверен, что это их гнездо?
Ворон: Чьё же еще, здесь гнёзд других нет.
Сорока: А что там движется в нашу сторону, такое большое?
Ворон: Быстрее вниз! Вниз!

Над лесом раздался крик огромной птицы. Ворон и сорока друг за другом камнем бросились вниз. Старый коршун кинулся за ними, но упустил, а гоняться за ними не стал. Вернувшись в гнездо, увидел подарки от сороки и ворона.

(Тем временем, внизу)

Ёж: Что случилось то?
Ворон: Беги ёж: там хищник, он сейчас не пожалеет никого.
Ёж: Я сумею спастись, у меня иголки острые.
Сорока: Берегись! Он летит к нам.

Коршун спустился вниз и сел на одну из веток.

Коршун: Трусливые птицы! Расскажите, где вы взяли соколиные яйца?
Ёж: Это соколиные?
Коршун: Да, разве не можете отличить? Зачем в моё гнездо их подкинули? Соколы не бросают своих детей, откуда они здесь?
Ёж: А где соколы строят гнёзда?
Сорока: Живут в скалах или в дупле дерева. А чужими гнёздами не пользуются, закон у них такой.
Ёж: И что же нам теперь делать? Кто-то их принёс сюда, а их родители сейчас переживают.
Сорока: Смерть мы свою спасли, вот что! Вырастут и пощады не жди, хребет сломают.
Коршун: Возьму я их на себя, может получится стать им хорошим родственником.

Коршун вернулся в гнездо и увидел, что один птенец уже выбрался на свет белый, а второй, ещё только начал потихоньку разламывать скорлупу и выбираться.

Действие второе
Сцена первая

Место действия: Лес, поляна, гнездо.

Старший брат сокол, младший брат сокол, коршун, сорока.

С того дня, когда ёж обнаружил яйца птицы возле дерева, прошли месяцы. За то время все понемногу помогали детям, и сорока приносила что-нибудь, и ворон, но ответственность на себя за них взял коршун. Были случаи, когда их пытались унести из гнезда, и их новый родитель отбивал эту попытку. Птенцы из маленьких серых комочков превратились в окрепших и сильных птиц, встающих на крыло. Пришло время для первого полёта.

Коршун: Птенцы мои! Вы уже достаточно окрепли и можете пробовать расправлять крылья над бездной. Пришло время выбираться из гнезда.
Старший брат: Я готов!
Младший брат: Веди нас отец, мы готовы!
Коршун: Повторяйте за мной.

Коршун оттолкнулся и расправил крылья, сделав пару взмахов, он сел на другое дерево. Последовал за ним старший сокол. Он так же расправил крылья, оттолкнулся и полетел.

Коршун: Не забывай делать движения крыльями.
Младший брат: У тебя получилось! Сейчас я попробую.

Старший пролетел до ветки, где сидел коршун, и сел рядом.

Коршун: Теперь второй.
Младший: Сейчас я оттолкнусь.

Он оттолкнулся и полетел, но недолго. Не понятно, по какой причине, крылья перестали слушаться, и младший начал падать. Коршун не стал ждать удара об землю, а взлетел и подхватил птенца. Посадил его обратно в гнездо.

Коршун: Видно тебе ещё рано летать, надо чтоб крыло было крепким. Научишься, меня ведь тоже крылья не сразу понесли.

День за днём уводили птенцов к взрослой жизни. Старший уже хорошо летал, а младший так и не разработал свои крылья, каждый раз заканчивался падением. Давно бы уже разбился, если бы не подхватывали возле самой земли брат и коршун. Старший приносил еду, рассказывал о том, что видел с высоты. А коршун уже не вмешивался, он изредка только наблюдал и давал советы. А однажды он улетел и не вернулся больше никогда. Никто не знал куда он пропал, но ходили слухи, что его подстрелили охотники. А братья продолжали жить на прежнем месте.

Старший: Сегодня принесу рыбу тебе, полечу к водоёму.
Младший: Эх, братец, мне бы хоть разок посмотреть с высоты на рыб, на лес. Почему же у меня не получается летать?
Старший: Тебе надо больше тренироваться, разрабатывать свои крылья. Может сейчас попробовать отолкнуться от дерева?
Младший: Я буду тренироваться, моё упорство к чему-нибудь приведёт, вот увидишь.

(На ветку, ниже гнезда, села сорока)

Сорока: Братцы! Есть вы дома? Я с новостями.
Младший: Дома, я всегда дома. Какие новости?
Сорока: За рекой видели, как коршуна тащили собаки.
Старший: Мы знали об этом, ведь охотники его подстрелили.
Сорока: То слухи, а это правда.
Старший: Так покажи мне этих собак, я их глаза выклюю.
Сорока: Ишь-ты, Ишь-ты, я что самоубийца, а? Сам коршун не унёс своих лап от них, а то ты.
Старший: Я сам их найду!

Старший сорвался с ветки и исчез из виду. Сорока не стала больше ничего рассказывать, тоже отправилась по своим делам. А младший так и остался сидеть в гнезде.

Действие второе
Сцена вторая

Старший сокол, сорока, собаки, охотники

Место действия: Лес, охотничьи угодья, поле.

Возле домиков, где расположились охотники, растёт сосна, уже много лет. На одной из веток сидит сокол и наблюдает за всем происходящим вокруг. На ветку выше села сорока.

Сорока: Не ищи здесь свою погибель.
Сокол: Я должен изучить их, чтобы никто больше не попадался в их лапы.
Сорока: Сам пропадёшь, а у тебя брат в гнезде.
Сокол: Я посмотрю поближе, отсюда не видать собак.
Сорока: Остановить тебя уже нельзя, будь осторожен.

Сокол взлетел с ветки, спустился ниже и вдоль земли стал приближаться к дому. Вот уже чувствуется присутствие рядом животных. Никто еще так близко не залетал, сокол сел на открытую оконную рамку и стал заглядывать в дом. Но, что это? Это сетка! Кто-то накинул на него сетку, сокол метнулся в сторону, потом обратно, но вырваться так и не смог. А, после того, как надели клобучок*, то и в темноте не стал проводить попытки улететь. Оставалось ориентироваться только на голос и на руки человека.

<* Клобучок - кожаная шапочка, которая закрывает глаза птицы.>

Действие третье
Сцена первая

Место действия: Лес, гнездо, поле.

Сорока, младший сокол.

Сорока всё видела со стороны и поспешила сообщить об этом брату сокола, который тем временем пробовал взлететь из гнезда.

Сорока: Ты тут учишься летать то?
Младший: Учусь.
Сорока: Учись, а то брата то твоего поймали охотники.
Младший: Как поймали?
Сорока: Накинули сети на него и в мешок. Что теперь дальше будет не знаю.
Младший: Я его выручу.
Сорока: Как ты его выручишь, пойдёшь туда ногами?
Младший: Нет! Я научусь летать!
Сорока: Если прежде с голоду не помрёшь.
Младший: Ах, ты сорока, а ну лети отсюда и больше не возвращайся.
Сорока: Лечу, лечу уже. Вспомнишь ещё меня, когда проголодаешься.

Сорока улетела, а младший сокол начал расправлять крылья раз за разом и делать взмахи. Потом подполз на край гнезда и, вспомнив, как учил его старый коршун и брат, оттолкнулся изо всех сил и расправил крылья. Сначала потоком, внезапно подувшего ветра, его понесло в сторону, сокол сделал взмах, один-другой. Он летел. У него получилось!
-Получилось! Кричал сокол. И сорока, и ёж, и ворон, и все, встречающиеся ему птицы, слышали его и видели. Вот оно, счастье! Сокол поднялся ещё выше, теперь он уже был над деревьями, ему хотелось поделиться своим счастьем с братом, хотелось, чтобы и он увидел, как высоко уносят крылья. Глядя в голубую даль, сливавшуюся с горизонтом, он начал петь, песня шла от самого сердца.

Ты взгляни, братишка, я лечу!
Страшно мне, но затянуло небо,
Крыльями вспорхнул я там, чуть-чуть,
Пять минут полёта - всё изведал.

Я лечу, братишка, ты взгляни!
Солнце мои крылья припекает,
Встречный ветерок меня бодрит,
В пену облаков густых, врываюсь.

Я, отчасти радуясь, сейчас,
Думаю, прекрасен вокруг мир,
Знаю, что опасно, был рассказ,
Я ворвусь к врагам ещё на пир.

Так, мечтая и наслаждаясь полётом, сокол вернулся в гнездо только с закатом. Несколько раз за то время, он садился на ветки и на землю и несколько раз взлетал, и, это ему понравилось настолько, что, казалось, ничего нет проще, чем взлетать.
Время проходило мимо без оглядки, старший сокол остался у охотников и, даже не пытался от них сбежать. А младший стал единственным в округе свободным соколом. Опыт и наставления старого коршуна не раз ещё пригодились младшему при охоте.

Конец


Рецензии