Француженка Арманд выступала за свободу любви

Француженка Инесса Арманд, выступавшая за свободу любви вместе с другой пламенной революционеркой Александрой Коллонтай, была многодетной матерью. Согласно записи в мэрии 18 округа Парижа, она родилась 8 мая 1874 года в семье популярного оперного певца Теодора Стефана и актрисы Натали Вильд. После ранней смерти отца осиротевшая семья столкнулась с острой нуждой, и мать трёх дочерей, разорвавшая когда-то из-за своего замужества отношения с богатыми родителями, вынуждена была отдать двух своих девочек на воспитание их тёте, преподавательнице французского языка и музыки в России.

В детском возрасте Инесса-Елизавета вместе с сестрой Рене приехала в Москву и попала в богатый дом обрусевшего француза, потомственного почётного дворянина Евгения Арманда, к которому устроилась гувернанткой их тётя. Глава семьи был владельцем большой по тем временам шерстоткацкой, красильно-отделочной фабрики в Пушкине, доходных домов в Москве, нескольких поместий и лесных угодий. Осиротевших девочек из Парижа приняли сердечно, славясь своей благотворительностью.

В семнадцать лет Инесса, воспитанием и образованием которой занималась тётя вместе с бабушкой, успешно сдала экзамен на домашнюю учительницу и сама стала давать уроки. Ещё в подростковом возрасте юная парижанка влюбилась в старшего сына Евгения Арманда Александра, ответившего ей взаимностью. Родители не препятствовали развитию их отношений: девочка выросла у них на глазах, была очаровательна, хорошо воспитана, прекрасно музицировала и знала в совершенстве несколько языков. В девятнадцать лет бесприданница Инесса вышла замуж за старшего сына Евгения Арманда и восемь лет была с ним счастлива в браке, родив четверых детей.
 
В начале двадцатого века сыновья Евгения Арманда и его дочь Анна увлеклись революционными идеями. Инесса разделяла их взгляды, но особенно ей близки были мысли семнадцатилетнего брата мужа — социал-демократа Владимира. Александр, боготворивший свою умную и красивую жену, ставшую попечителем организованной ими земской школы в подмосковном имении Армандов Ельдигине и занимавшуюся, кроме воспитания собственных детей, благотворительностью, не заметил, как между младшим братом и Инессой вспыхнула страсть, разорившая вскоре их семейное гнездо.

Скрывать свои чувства от мужа Инесса не стала и объяснилась с ним. Для Александра  признание и решение уйти от него с детьми были страшным ударом, но, видимо, зная мятежный характер своей любимой жены, ворвавшейся в благополучное семейство Армандов «со своим уставом», отпустил её с миром. Неизвестна реакция родителей, но вряд ли они одобряли внезапный союз двадцативосьмилетней невестки, матери четверых детей, с их семнадцатилетним сыном, жизнь которого оборвалась спустя пять лет. У обаятельной француженки оказался бунтарский характер, и отказываться от личного счастья она не собиралась.

Инесса ушла к Владимиру, родила ему сына Андрея и продолжала вместе со вторым мужем заниматься революционной пропагандой. Развод с Александром она не оформляла, возможно, из-за детей. Бывший муж никогда ни в чём не обвинял Инессу, продолжал, не упрекая, совместно воспитывать ребят. Они постоянно переписывались, советовались друг с другом. Александр мужественно переносил разрыв, не предъявляя претензий, не навязывая своих чувств: «Хорошо мне было с тобой, мой друг, и так я теперь ценю и люблю твою дружбу». Инесса не хотела быть только «самкой» после замужества, как Наташа Ростова в романе Льва Толстого «Война и мир», и энергично отстаивала права женщин.
 
Судьба приготовила француженке с мятежным характером немало испытаний и страданий. После разрыва с мужем она поселилась с Владимиром в квартире на Остоженке, снятой, по-видимому, Евгением Евгеньевичем Армандом, так как с ними проживал студент-медик из крестьян Иван Николаев, которому глава семейства оказывал материальную помощь и в гимназии, и в университете. Студент оказался эсером и попал под наблюдение полиции. Во время арестов «террористической группы московской организации партии социал-революционеров» 7 февраля 1905 года Инессу заключили под стражу.

Многодетную маму переправляли из одной тюрьмы в другую, пока она не очутилась в тюремной больнице. Александр Арманд использовал любую возможность для скорейшего освобождения бывшей жены и в то же время опекал детей — их старшему сыну исполнилось только одиннадцать лет. В начале лета Инесса благодарно писала ему в письме: «Мой дорогой Саша, спасибо тебе за твоё последнее письмо. Я была до слёз тронута твоей преданной и самоотверженной дружбой…». 3 июня 1905 года её освободили из-под стражи, однако дело было прекращено только после «высочайшего» манифеста 29 октября.

Революционную деятельность Инесса не прекратила и, будучи пропагандистом Лефортовского района, ходила за Яузу на окраины Москвы с номером нелегальной газеты «Пролетарий», чтобы прочитать статью Ленина «Уроки московского восстания» с пророческим выводом: «…победа будет за нами в следующем всероссийском вооружённом восстании!». Иногда она собирала пропагандистов у себя на квартире, и они поражались, видя, что товарищ Инесса многодетная мать. Ей недолго удалось наслаждаться свободой: в июле 1907 года она попала в засаду, угодила в Лефортовский арестный дом и была выслана в «дальние уезды Архангельской губернии под гласный надзор полиции.

Осенью 1909 года Инесса Арманд встретилась с Лениным и прониклась симпатией к лидеру большевистской партии, приветствуя обоюдную страсть. Третий любимый мужчина оказался роковым в свободном чувстве: Инесса собиралась подлечиться во  Франции, но Ленин, опасаясь, что там её арестуют, предложил поехать на Кавказ. Она колебалась, но всё же согласилась ехать в Кисловодск из-за болезненного состояния младшего сына. На обратном пути Инесса Арманд заразилась холерой и в Нальчике умерла. 


Рецензии