Шри Аурбиндо. Исток мудрости

Шри Аурбиндо. Исток мудрости

Формы богатства- коровы, лошади,и все о чем молит приносящий жертву.Это не материальные блага ,а духовные! Материальные блага ничто, по сравнению с мыслью!
Мысль воплощенная в мантра, способна дать нам мысли которые которые вскормят нас в бессмертных небесах

Го(го)- корова, или Свет.
(Говинда,Готама) самый лучезарный, светящейся.
Ведические коровы это- стада Солнца.
Коровы- есть лучи солнца или истинные знания.
Коровы - истинные знания
Коровы - лучи солнца.

Топлёное молоко- свет.
Топлёное молоко- мысль ,слово чистые , светящиеся.
Топлёное молоко - светоносная мысль.

Древние волхвы все представляли образами.
Конь ,лошадь- символ духовной мощи, духовная энергия!
Сын, сыновья ,дочь, рождение детей- внутреннее рождение, рождение в духе, второе рождение как переосознание .
Внутреннее рождение дитя наших трудов.

Вода, Океан ,река,- знание.
Дождь - небесное знание.

Луч- интеллект,интеллектуальное суждение,интуиция.
Слава- пища, истина.

Пример использования в тексте-

"Дивный полдень! Небесный свод сиял ослепительной красотой! Большой огненный шар стоял высоко над горизонтом!
Облачная панорама, сказочными ликами являла огромное стадо коров пасущихся на небесном лугу!
Велеслава открыв очи с изумлением наполнялась щедрым даром солнечного луча, ласкающего её лик! В дали  медленно ступая по радужному коромыслу явлен конь! Дева мысленно призвала к себе гнедова (красно - рыжева,с черным(речным) кудрявым хвостом) жеребца, лихо бьющего копытом. И оседлав его  продолжала  небесный путь!  Велеслава пела гимн посвященный Солнцу . Слово девы ласкало небесный свод! И слезами полными чистоты , умоляло бога даровать  ей сына! В ярких потоках солнечного лика, рожденные пушистыми воздушными облаками ,танцевали дивные капли дождя.  Омывая жемчужными потоками  волосы и  чело девы!Мир расцветал! Яркость красок и сила божественной мысли даровали Велеславе истинные и щедрые на злато закрома!
Луг встречал солнечную деву ,омытую чистым радужных дождём. Красиво гарцующую на гнедом , пышущем силой жеребце!
Конь статно ступал по травам, прокладывая путь по берегу дивной реки. Её молочные берега , полнились изобилием белых кувшинок. В свете солнечного лика напоминающих потоки взбитых сливок, с прекрасными пузырьками внутри!
Велеслава медленно , держа коня за узцы вошла в сливочную гладь, лаская дивные божественные кувшинки. Дева растворилась в блаженстве дарованных ей чудес!
Богомир глядя на Велеславу . расцвёл в изумительной улыбка, наполненной теплотой его сердца и хранящей любовь!
Глядя в очи девы мудрый старец рек
- Прекрасный образ соткан шелковыми нитями на холсте твоего дивного храма души!
Сколько богатства было даровано тобой в дар богу Солнца! Обласканная его лучами,моя любимая Велеслава обрела суждение через волевое деяние души! Услышан богом твой гимн любви и дарован тебе сын . Явленный образом внутреннего твоего рождения, обретая свой радужный путь! Диво явлено - конь гнедой! Силой полнен стан его, и духовная мощь через него богами  дарована моей деве  !
Оседлав сию Силу ты , обретаешь путь мудрости в свете божественном.
Во истину дева сидящая на коне , и пасущая стадо небесных коров по берегам молочной  реки , явленной взбитыми сливками - есть ВелеСлава!
То- есть вкушающая мудрость Вещего леса. И услышавшая небесную Истину , дарованную волею сердца через Свет Небес!
Богомир обнял деву ! Его уста коснулись ее чела
- Благодарен , что ты у меня есть!Маленькая моя фея!
Дарующая мне радость! Ты явила собой дивный сосуд ,заполнять который- истинное благо!
Велеслава смущаясь , вспыхнула румянцем. Её сердечко билось от счастья осознания, своей ценности для столь мудрого и светлого духа! Множество ярких мотыльков кружили над девой! Осыпая её сияющей пыльцой - божественным даром небес!
Богомир в сем благом чувстве достал из сумы маленький резной ларец ,гладко обработанный Родонит ,розовым туманом нежно прикрывал резные грани украшенные серебряными нитями . Открыв ларец мудрец протянул его деве .Велеслава с благодарностью приняла сей дар узрев самоцветы полнящие его.
Достав Один- дева познала образ БОГАТСТВА- лошади ,коровы и все о чем
Молят приносящие жертву богу! Все это являло духовное богатство, дары небесные душе.
Второй минерал явил СВЕТ,- Велеслава узрела образ коровы и слог ГО - светлый , лучезарный.
Третий кристалл -СВЕТОНОСНАЯ МЫСЛЬ- топлёное молоко , масло.
Четвёртый открывал-КОНЬ,ЛОШАДЬ- энергия , духовная мощь , сила.
И пятый самоцвет перебиваясь всеми цветами радуги ,(опал Арлекин)даровал образ-СЫН,ДИТЯ,ДОЧЬ- внутреннее рождение, ораскрытие внутренней духовной силы, обретение своего потенциала.
Шестой минерал- показал ВОДУ- как информацию, хранитель информации.
Седьмой самоцвет- ЛУЧ являл , интеллект, интуицию, волю сердца.
Восьмое диво- СЛАВА- (шрава)пища, духовная пища, нечто услышанное, что-то вкусившее истину.
Девятый лик минерала открыл -ДХИ,БУДДХИ- разум ,мысль понимание, мышление. "

Читаем первоисточник мудрости "Шри Аурбиндо":
Уже в 1912 году, на раннем этапе своей Йоги, Шри Ауробиндо писал в одном из личных писем о том, что ему было открыто знание своей особой духовной миссии: «Мне дана определенная духовно-философская миссия: заново объяснить Веду и Веданту (Упанишады) в их древнем изначальном смысле, который мне удалось восстановить посредством подлинного внутреннего опыта, пережитого в ходе практики Йоги, и популяризовать новую систему Йоги (новую как по своему методу, так и по своей цели), которая была мне открыта. … Мне также предстоит распространить определенные идеи о Боге и жизни посредством литературной работы, выступлений и практической деятельности, а также осуществить определенные социальные изменения…»[1] Примерно через год он пишет: «Теперь я имею более ясное представление о своей будущей работе[, которая в целом сводится к следущему:] …

      1. Заново разъяснить человеческому интеллекту Санатана Дхарму (Вечную Религию – прим. ред.) во всех ее аспектах – с новой точки зрения. Эта работа уже начинается, и сейчас отчетливо выявляются три ее составляющие. Шри Кришна открыл мне истинный смысл Вед, мало того – он показал мне новую филологию, продемонстрировав процесс и истоки человеческой речи. Это знание позволяет создать новую Нирукту (этимологию – прим. ред.) и дать на ее основе новую интерпретацию Веды. Он также открыл мне подлинный смысл всего того в Упанишадах, что не поняли ни индийцы, ни европейцы. Поэтому мне предстоит заново объяснить всю Веданту и Веду таким образом, чтобы можно было увидеть, как все религии проистекают из нее, на деле всегда и во всем оставаясь едиными. Тем самым будет доказано, что Индия является центром религиозной жизни мира и ее предназначение – спасение мира через Санатана Дхарму.

      2. На основе ведического знания основать Йогу, которая не только освободит душу, но и подготовит совершенное человечество и поможет в восстановлении Сатья-юги (Золотого Века – прим. ред.). Эта работа должна начаться сейчас, но она не будет полностью завершена, пока не закончится эпоха Кали…»[2]

      В дальнейшем в своих работах Шри Ауробиндо осуществил эту миссию. Его труды, посвященные древним Писаниям Индии, – «Тайна Веды», «Гимны Мистическому Огню», «Упанишады», «Эссе о Гите», а также его главные произведения – «Жизнь Божественная», «Синтез Йоги», «Савитри», множество статей, заметок, комментариев раскрывают подлинное величие этих древних откровений высшей Мудрости.
Нет сомнения, что вначале существовало поклонение силам физического мира – Солнцу, Луне, Небу и Земле, Ветру, Дождю, Буре и прочим силам, Священным Рекам и множеству богов, которые управляли явлениями Природы. Это общая особенность древнего культа поклонения в Греции, Риме, Индии и у других народов древнего мира. Но во всех этих странах такие боги постепенно приобретали более высокие, психологические функции; Афина Паллада, которая первоначально могла быть богиней Зари, восходившей в пламени из головы Зевса – бога Неба, ведического Дьяуса, в классической Греции выполняет более высокую функцию, а римляне отождествляют ее со своей Минервой, богиней учености и мудрости; аналогичным образом, Сарасвати, богиня Реки, становится в Индии богиней мудрости, учености, искусств и ремесел; все греческие боги претерпели различные превращения в этом направлении: бог Солнца Аполлон стал богом поэзии и пророчеств, бог Огня Гефест стал божественным кузнецом, богом труда. В Индии этот процесс остановился на полпути, и ведические боги, развив свои психологические функции, в значительной мере сохранили определенность внешнего характера, а представление более возвышенных идей уступили новому пантеону. Им пришлось отдать главенствующие позиции богам Пуран, которые развились из этой же ранней группы божеств, но приобрели более масштабные космические функции, – Вишну, Рудре, Брахме, произошедшему из ведического Брихаспати, или Брахманаспати, Шиве, Лакшми, Дурге. Таким образом, в Индии превращение, затронувшее богов, было менее полным – боги раннего периода стали подчиненными божествами пуранического пантеона. Это произошло в значительной степени благодаря тому, что сохранилась Ригведа, в которой сосуществовали и в равной степени подчеркивались их психологические и их внешние функции; в Греции же и в Риме не было таких древних литературных памятников, которые могли бы сохранить в себе изначальные черты греческих и римских богов.

      Это превращение, очевидно, происходило под влиянием культурного развития этих древних народов, которые все больше опирались на разум, все меньше были поглощены физической жизнью и, по мере того, как успешно развивалась их цивилизация, у них возникала потребность видеть в своей религии и в своих богах более возвышенные и тонкие стороны, которые могли бы подтвердить их новые, в большей степени ментальные, концепции и интересы и открыть им подлинно духовное существо или некую небесную фигуру – дающую божественную поддержку и санкционирующую их действия. Однако главнейшая роль в определении и углублении этой направленности вовнутрь, несомненно, принадлежит мистикам, которые оказывали огромное влияние на эти древние цивилизации. Действительно, почти всем им предшествовала эпоха Мистерий, когда люди, обладавшие более глубоким уровнем знаний и самопознания, устанавливали свои порядки, значимые ритуалы, символику и тайную практику внутри или на границе более примитивных внешних религий. Этот процесс принимал различные формы в разных странах. В Греции существовали орфические и элевсинские мистерии, в Египте и Халдее – жрецы с их оккультной практикой и магией, в Персии – волхвы (маги), в Индии – риши. Важнее всего для мистиков было самопознание и углубленное знание мира. Они обнаружили, что под оболочкой внешнего физического человека находится глубинное «я» и внутреннее существо, открыть и познать которое есть его высочайшая задача. «Познай самого себя» – таково было их великое наставление, точно так же, как в Индии познание Себя (или Самости), Атмана, стало великой духовной потребностью, высочайшей целью человеческого существования. Эти мистики также обнаружили Истину, Реальность, лежащую за внешними проявлениями вселенной, и ее открытие, следование ей, осуществление этой Истины было их великим устремлением. Они раскрыли тайны и силы Природы, которые не принадлежали физическому миру, но были способны дать оккультную власть над ним и над предметами, находящимися
в нем; систематизация этого оккультного знания и способностей также сделалась одним из их главных занятий. Но безопасно заниматься этими вещами можно было только после трудной и тщательной подготовки, соблюдения дисциплины и очищения своей природы – человеку обычному это было не под силу. Вступая в эту область без суровой проверки и подготовки, человек подвергал опасности и себя, и других; это знание, эти силы могли быть неправильно использованы, неправильно истолкованы, обращены от истины ко лжи, от добра ко злу. По этой причине все это было окружено строгой тайной, и под ее покровом знание передавалось от учителя к ученику. Была создана завеса из символов, за которой могли укрыться эти таинства, выработан язык, доступный пониманию лишь посвященных и непонятный для других или понимаемый ими в смысле, лежащем на поверхности, который тщательно укрывал подлинное значение и тайну слов. Это было сутью мистицизма повсеместно.
      Индийская традиция с древнейших времен относила риши, ведических поэтов-провидцев, к людям этого типа, людям великого духовного и оккультного знания, недоступного для обычных людей, передававшим это знание и свои силы потомкам и избранным ученикам через тайное посвящение. Нелепо предполагать, будто эта традиция ни на чем не основывалась, а была лишь суеверием, ровно ничем не подтверждаемым, которое вдруг или постепенно возникло на пустом месте; обязательно должно было быть какое-то основание, пусть даже незначительное или приумноженное легендами и обросшее добавлениями в течение веков. Но в таком случае поэты-провидцы в своих произведениях неизбежно должны были выражать нечто из этого тайного знания, упоминать нечто относящееся к тайной практике, и этот элемент должен присутствовать в их произведениях, пусть даже тщательно скрываемый оккультным языком или особой символикой, – а если этот элемент существует, то должна существовать и возможность его раскрытия. Несомненно, древний язык, устаревшие слова – Яска насчитывает свыше четырех сотен таких, значение которых ему не известно, – стиль, зачастую усложненный и архаичный, не способствовали прояснению смысла; а утрата значений символов риши, ключ к которым они держали в тайне, сделала их недоступными пониманию позднейших поколений. Уже духовные искатели времен Упанишад были вынуждены прибегать к инициации и медитации, чтобы проникнуть в тайное знание риши, что же касается исследователей других времен, то тем не на что было опереться, они вынуждены были идти путем догадок и сосредоточиваться на ментальной интерпретации или искать объяснений в мифах, в легендах из Брахман, которые и сами зачастую символичны и туманны. Тем не менее, понять истинный смысл и истинную ценность Веды можно только одним способом – через расшифровку ее символики. Нам следует со всей серьезностью отнестись к совету Яски – взять за основу описание риши содержания Веды как «мудрости провидцев, слов провидцев» – и искать хоть какой-то ключ к этой древней мудрости. В противном случае, Веде придется навек остаться книгой за семью печатями; грамматисты, этимологи и академические домыслы не помогут нам открыть запертые покои.

      Ибо это факт, что традиция сокровенного смысла и мистической мудрости, изложенная в стихах древней Веды, так же стара, как и сама Веда. Ведические риши верили, что вдохновение, создающее мантры, приходит к ним из более высоких, скрытых уровней сознания и мантры содержат в себе это тайное знание. Слова Веды в своем истинном смысле могли быть поняты лишь тем, кто сам есть провидец или мистик; от других же стихи утаят свое сокровенное знание. В одном из гимнов четвертой мандалы (IV.3.16) его автор, риши Вамадева, говорит о себе как об озаренном, выражающем своей мыслью и речью слова наставления, «сокровенные слова» – ni;y; vac;;si – «прозрения провидческой мудрости, возвещающие свой скрытый смысл провидцу» – k;vy;ni kavaye nivacan;. Риши Диргхатамас говорит, что рики, мантры Ригведы, существуют «на высочайших небесах, нетленных и неизменных, где восседают все боги», добавляя: «кто не знает То – что он будет делать с риком?» (I.164.39). Затем риши упоминает четыре уровня, на которых рождается речь; три из них скрыты в тайне, четвертый же – человеческий уровень, из которого исходит обычное слово; но слово и мысль Веды принадлежат уровням высшим (I.164.46). В другом стихе (Х.71) ведическое Слово описывается как наивысшая из вершин речи, как самое лучшее и самое безупречное. Это есть нечто покрытое тайной, из тайны выходит оно, проявляясь. Оно вошло в провидцев истины, в риши, и обнаруживается, если следовать путем их речи. Но сокровенный смысл Слова доступен не всем. Кому неведом внутренний смысл, те подобны людям, которые смотрят и не видят, слушают и не слышат; только редкому избраннику Слово, желая его, открывает свое тело, словно жена, которая сбрасывает перед мужем нарядные одежды. Другие, кто не способен постоянно пить молоко Слова, коровы Вед, бредут за ним как за коровой недойной, для них Слово – дерево без цветов и без плодов. Описание весьма ясное и точное; из него можно сделать несомненный вывод о том, что уже во времена создания Ригведы ее стихам приписывался сокровенный смысл, доступный далеко не каждому. В священных гимнах содержалось оккультное и духовное знание, и, как сказано, только через него может человек познать истину и подняться к высшему существованию. Вера в это относится не к позднейшей традиции – ее, по всей вероятности, разделяли все и уж, безусловно, такие великие риши, как Диргхатамас и Вамадева.
Но, даже если в ведических гимнах можно обнаружить элемент высокого духовного знания или места, исполненные возвышенного духовного смысла, то можно было бы предположить, что это, вероятно, лишь небольшая часть текста, все же остальное – это литургия жертвоприношения, молитвенные формулы и восхваления богов, которые были нужны для того, чтобы упросить их осыпать приносящих жертвы материальными благами, даровать им изобилие коров, коней, воинов, сыновей, пищи, всякого рода богатства, защиту, победу в битве или же пролить дождь с небес, возвратить солнце из-за туч или высвободить его из тисков Ночи, дать свободно течь семи рекам, отвоевать украденный скот у дасью (или дравидов), или даровать прочие блага, которые на первых взгляд кажутся целью этого ритуального поклонения. Если так, то риши предстают в виде людей, которые наделены некоторым духовным или мистическим знанием, но в целом над ними довлеют общепринятые представления, свойственные их времени. Значит, эти два элемента должны бы были тесно переплетаться в их гимнах, что хотя бы отчасти объяснило ту туманную, довольно странную, а иногда имеющую гротескный вид путаницу, которую нам предлагает традиционное истолкование Веды. Однако если, напротив, несомненно обнаруживается значительный объем свидетельств высокой мысли, если существует значительное число стихов или целых гимнов, по характеру и смыслу допускающих только мистическое истолкование, и, наконец, если обнаруживается, что поверхностные или ритуалистические подробности часто принимают вид символов, какие обычно используются в мистической литературе, и если в самих гимнах есть множество ясных указаний или даже недвусмысленных утверждений, раскрывающих этот сокровенный смысл, тогда это меняет всю картину. Тогда мы имеем дело с великим мистическим писанием, с писанием, имеющим двойной смысл – экзотерический и эзотерический, где сами символы обладают смыслом, делающим их частью эзотерического,
элементом сокровенного учения и знания. Тогда вся Ригведа, за вычетом, возможно, небольшого числа гимнов, по своему внутреннему содержанию становится таким Писанием. В то же время экзотерический смысл необязательно является лишь маской; возможно, что рики рассматривались их авторами как слова, обладающие силой, способные воздействовать не только на внутренний, но и на внешний мир. Чисто духовное писание было бы сосредоточено на одном только духовном смысле, но древние мистики были еще и теми, кого сегодня мы бы назвали оккультными практиками, людьми, считавшими, что внутренние методы могут давать результаты как во внутреннем, так и во внешнем мире, что мысли и слова могут служить всякого рода свершениям, что – по выражению, часто встречающемуся в самой Веде, – они способны осуществлять задачи как человеческие, так и божественные.

      Необходимость маскировать содержание символами и символическими словами – ибо тайна должна оберегаться – вынуждает риши обращаться к словам с двойным значением, что не представляет особых трудностей в санскрите, где одно слово часто имеет несколько значений, зато отнюдь не легко, а то и просто невозможно, перевести на английский. Так, слово го (go), корова, также означает свет или луч света; оно встречается в именах некоторых риши – Готама, самый лучезарный, Гавиштхира, непоколебимый в Свете. Ведические коровы были Стадами Солнца, знакомыми по греческим мифам и мистериям, они – лучи Солнца Истины, Света и Знания; это значение, которое вытекает из ряда стихов, может последовательно применяться во всей Веде и всюду давать убедительный смысл. Слово гхрита (gh;ta) означает гхи, очищенное топленое масло, которое служило одним из главных компонентов в жертвенном обряде; однако gh;ta может значить и свет – от корня gh;, сиять, и во многих случаях слово употребляется именно в этом значении. Так, кони Индры, Повелителя Небес, описываются как «брызжущие светом», gh;tasn;,[4] что, конечно же, не означает, что на скаку с них льется топленое масло, хотя этот же эпитет похоже подразумевает именно масло, когда употребляется в связи с зерном, которым предлагают угоститься коням Индры, появляющимся на жертвоприношении.

      Очевидно, в символике жертвоприношения значение «свет» дублируется вторым – «очищенное топленое масло». Мысль или слово, ее выражающее, сравниваются с чистым топленым маслом, возникают выражения типа dhiya; gh;t;c;m – светоносная мысль или понимание. В одном из гимнов, приведенных в этой книге, есть любопытный пассаж: Огонь, как жрец жертвоприношения, призывается окропить приношение умом, изливающим гхриту, gh;tapru;a manas;, тем самым делая явленными Сидения («места», или «уровни»), каждое из которых вмещает трое небес, и явить Богов[5] (2.3.2).

      Но что это за ум, изливающий топленое масло, и каким образом может жрец, выливая топленое масло, явить собравшимся Богов и тройные небеса? Смысл становится ясным, если допустить мистическое и эзотерическое значение слов. Риши подразумевает «ум, изливающий свет», работу ясности просветленного или озаренного ума; и не жреца в человеческой форме, не жертвенный огонь, но внутреннее Пламя, мистическую провидческую волю, kavikratu, несомненно, способную этим процессом проявить Богов, миры и все уровни бытия. Необходимо помнить, что риши были провидцами, как и мудрецами, – они были людьми видения, которым в своем созерцании представали вещи в образах, часто символических, предваряющих переживание или сопутствующих ему и придающих переживанию конкретную форму, возможно, предопределяя или придавая оккультное содержание опыта; так что риши вполне мог одновременно видеть внутреннее переживание и его символическую суть в образе: поток чистого света и бога-жреца, выливающего это очищенное масло на внутреннее подношение себя (self-offering), которое и дает риши это переживание. Все это может казаться странным для западного ума, но для ума индийского, привыкшего к индийской традиции или познавшего медитацию и оккультное видение, здесь все предельно ясно. Мистики были и, естественно, остаются символистами; они способны воспринимать физические вещи и события как символы внутренних истин и реальностей – даже свои внешние «я», внешние события своей жизни и все, что их окружает. В силу этого для них было легким отождествление или даже объединение вещи или явления и его символа.

      Напрашивается сходное истолкование и других часто встречающихся в Веде символов и слов. Как ведическая «корова» есть символ света, так «конь» в Веде есть символ энергии, духовной мощи, силы тапасьи. Когда риши просит Агни о «даре в форме лошади с коровой впереди», он на самом деле просит не о табуне коней, который образовал бы содержание, основу дара – впереди которого шествовали бы еще и коровы, – риши молит об огромной духовной силе, ведомой светом, или же, как это можно перевести, «с Коровой Света, идущей во главе» .

      Если в одном гимне описывается освобождение из-под власти Пани массы лучей (коров – сияющих стад, gavyam), то в другом риши просит Агни о полноте изобилия или энергии коня – a;vyam. Точно так же риши иногда просит
о героях или воинах для своей свиты, в некоторых случаях переходя на более абстрактный и свободный от символов язык и говоря о совершенной силе героя – suv;ryam, иногда же он сочетает символы с тем, что они обозначают. Также риши просят о сыне, или о сыновьях, или о потомстве, apatyam, как о составной части того богатства, о котором они молят Богов, но и в этом можно усмотреть эзотерический смысл, ибо в некоторых местах рождение сына описывается явно как образ некоего внутреннего рождения: сам Агни есть наш сын, дитя наших трудов, дитя, которое в качестве Вселенского Огня есть отец своих отцов, и, следуя по стопам тех, кто имеет хорошее потомство, мы пролагаем или открываем путь к высшему миру Истины. Как символ используется в Веде и слово «вода». В Веде говорится о бессознательном океане, salilam apraketam, в который вовлечено Божественное и из которого оно рождается своим величием; в Веде говорится и о великом океане, maho ar;a;, верхних водах, которые, как сказано в одном гимне, Сарасвати делает осознанными для нас или которые она дает нам осознать при помощи луча интуиции: pra cetayati ketun;. Семь рек похожи на реки северной Индии, но в Веде говорится о семи могущественных Небесных реках, которые текут с Небес; это воды, наделенные знанием, ведающие Истину – ;taj;a, и, будучи освобождены, они открывают нам путь к великому Небу. Таким же образом Парашара говорит о Знании и универсальной Жизни «в доме вод». Убив Вритру, Индра освобождает дождь – но дождь этот также – дождь Небес – и выпускает течь реки. Так легенда о высвобождении вод, занимающая столь большое место в Веде, приобретает значение символического мифа. С ней сопряжена другая символическая легенда – о том, как Боги и риши Ангирасы отыскали и вызволили из темной пещеры в горе Солнце, коров или солнечные стада, или солнечный мир – Свар (svar). Символ Солнца постоянно ассоциируется с наивысшим Светом и Истиной: в Истине, сокрытой низшей Истиной, распрягаются кони Солнца, великая мантра Гаятри призывает Солнце, наивысший Свет, привести наши мысли в движение. Также в Веде говорится и о врагах, как о грабителях, дасью, которые угоняют коров, или вритрах, которые в обычной интерпретации принимаются за враждебно настроенных людей, но Вритра – демон, прячущий и удерживающий Свет и воды, а вритры – его силы, выполняющие эту функцию. Дасью – грабители или разрушители – суть силы мрака, противники ищущих Свет и Истину. Здесь мы постоянно наталкиваемся на указания, которые ведут нас от внешнего и экзотерического смысла к внутреннему и эзотерическому.
      В связи с символом Солнца здесь можно упомянуть знаменательный и чрезвычайно важный гимн из восьмой мандалы; он не только иллюстрирует глубину мистического символизма ведийских риши, но и показывает, как понимали Ригведу авторы Упанишад и что внушало им веру во вдохновенное знание их предшественников. В гимне говорится: «Есть Истина, сокрытая Истиной, где распрягают коней Солнца; десять сотен стояли вместе, там было То Единое, я видел величайшего (наилучшего, славнейшего) из воплощенных богов». Отметим, как провидец Упанишад переводит эту мысль или этот мистический опыт в термины своего, более позднего, стиля, сохраняя центральный символ Солнца, но уже не делая тайны из его значения. В Упанишадах этот отрывок выглядит так: «Лик Истины сокрыт золотым заслоном. О Пушан, устрани его ради видения закона Истины . О Пушан (пестующий), провидец единственный, о Яма, о Солнце, о Дитя Отца всех существ, направь и вместе собери свои лучи; я вижу Свет, который есть прекраснейшая (благодатнейшая) из форм твоих; он, кто есть этот Пуруша, Он – это я».

      Подразумевается, что золотой заслон есть то же самое, что и низшая, скрывающая истина, ритам (;tam), о которой говорится в ведийском стихе; «наилучшее из тел богов» – то же, что и «прекраснейшая форма Солнца», это высочайший Свет, иной и более великий, чем любой внешний свет; великая формула Упанишад «Он – это я» соответствует Тому Единому, tad ekam, стиха Ригведы; выражение «десять сотен стоящих вместе» (Саяна говорит, что это лучи Солнца, и смысл, очевидно, таков) воспроизводится в мольбе к Солнцу «направить и собрать его лучи», дабы сделать зримой его наивысшую форму. Солнце, упоминаемое в обоих отрывках, выступает – неизменно в Веде и часто в Упанишадах – как Божество наивысшей Истины и Знания, а его лучи – как свет, исходящий из этой высшей Истины и Знания. Из этого примера, который можно подкрепить и другими, ясно, что провидец Упанишад куда лучше понимает смысл древней Веды, нежели средневековый комментатор-ритуалист со всеми своими гигантскими познаниями, и значительно лучше, чем современный и в корне отличный от него ум европейского ученого.

      Есть определенные психологические термины, которые должны последовательно пониматься в их истинном смысле, если мы хотим обнаружить их внутреннее или эзотерическое значение. Помимо Истины, ритам, очень часто повторяется в гимнах слово дхи (dh;), которое нужно всегда понимать как «мысль». Это естественное значение дхи, соответствующее позднейшему слову «буддхи»; это слово означает мысль, понимание, разум, а во множественном числе «мысли», dhiya;. В общепринятом толковании этому слову приписываются разнообразнейшие значения: «вода», «работа», «жертвоприношение», «пища» и т. д., а также и «мысль». Однако в нашем поиске должны последовательно брать это слово в его обычном и естественном значении и смотреть, каков будет результат. Слово кету (ketu) обычно значит «луч», но имеет еще и такие значения, как «интеллект», «суждение» и «интеллектуальное восприятие». Сопоставляя те места в Веде, где встречается это слово, можно прийти к заключению, что оно означает луч восприятия или интуиции; например, при помощи луча интуиции, ketun;, Сарасвати дает нам осознать великие воды; скорее всего, в этом смысл тех лучей, которые исходят из Высочайшего основания вверху и направлены вниз; это интуитивные проблески знания, предстающие в виде лучей Солнца Истины и Света. Слово крату (kratu) обыкновенно обозначает действие или жертвоприношение, но помимо этого еще и разум, силу или решимость и, в особенности, силу разума, которая определяет собой действие, – волю. Для эзотерического прочтения Веды мы можем воспользоваться как раз этим последним значением. Агни есть провидческая воля, kavikratu, он есть «воля в сердце», kratur h;di. И наконец, слово шравас (;ravas), которое постоянно употребляется в Веде в значении «слава», тоже толкуется комментаторами как «пища», но эти значения не везде подходят и очень часто лишены всякого смысла или неуместны. Дело в том, что ;ravas – слово, производное от корня ;ru («слышать») – употребляется и в прямом значении («слух») или в значении гимна или молитвы (такие значения признает за ним и Саяна), из чего можно заключить, что это слово надо понимать как «нечто услышанное» или как знание, полученное нами в результате слышания. Риши говорят о себе как о слышащих Истину, satya;ruta;, а о знании, полученном таким путем, как о Шрути. Мы можем предположить, что в эзотерическом смысле Веды шравас есть вдохновение или вдохновенное знание, и обнаружим, что это значение слова везде оказывается совершенно уместным; так, когда риши говорит о ;rav;;si, которые либо поднимаются ввысь, либо нисходят сверху, то здесь явно нет связи ни с пищей, ни со славой, зато слово употреблено совершенно уместно и осмысленно, если имеются в виду вдохновения, восходящие вверх к Истине или низводящие Истину вниз, к нам. Такой метод мы можем использовать повсеместно, но обсуждать его далее здесь у нас нет возможности. В сжатых рамках этого введения приходится довольствоваться общими положениями, которые призваны дать читателю начальное представление об эзотерическом методе толкования Веды.
      Но что же тогда составляет сокровенную суть, эзотерический смысл, который проявляется благодаря такому пониманию Веды? Это именно то, что мы и предполагали, исходя из самой природы исканий мистиков, где бы они ни происходили. Это также есть, как и следовало ожидать, исходя из реального направления развития индийской культуры, древняя форма духовной истины, находящей свое завершение в Упанишадах; сокровенное знание Веды есть семя, развившееся впоследствии в Веданту. Мысль, вокруг которой сосредоточено все остальное, это поиск Истины, Света, Бессмертия. Существует Истина, более глубокая и высокая, нежели истина внешнего существования, Свет – более великий и высокий, нежели свет человеческого понимания, – дающийся нам через вдохновение или откровение, бессмертие, к которому должна возвыситься душа. Нам надо найти путь к этому, войти в соприкосновение с этой Истиной и Бессмертием, sapanta ;tam am;tam[10] , родиться в Истине, расти в ней, вознестись в духе в мир Истины и жить в нем. Сделать это – значит соединиться с Божественностью и совершить переход от бренности к бессмертию. Это первое и главное положение ведических мистиков. Платоники, развивая учения древних мистиков, утверждали, что наша жизнь связана с двумя мирами – миром высшей истины, который можно назвать духовным, и миром, в котором мы живем, миром души, заключенной в плоть, который произошел от высшего, но опустился вниз, погрузившись в низшую истину и в низшее сознание. Ведические мистики придерживались этого учения в более конкретной и прагматической форме, так как обладали опытом обоих миров. Истина в нашем мире есть истина низшего порядка, потому что она смешана с неистиной и заблуждением, an;tasya bh;re;[11] , но есть мир или обитель Истины, sadanam ;tasya[12] , где изначально пребывает Истина, Порядок и Беспредельность, satyam ;tam b;hat[13] , где все представляет собой Сознание-Истину, все есть ;tacit.

      Есть много промежуточных миров, вплоть до тройных небес с их светом, но это – мир высочайшего света, мир Солнца Истины, svar, или Великое Небо. Нам требуется отыскать путь в это Великое Небо, путь Истины, ;tasya panth;;, или путь богов, как его иногда называют. Это – второе положение мистиков. Третье сводится к тому, что наша жизнь есть битва между силами Света и Истины, бессмертными Богами, и силами Тьмы. Последние упоминаются под различными именами: это – Вритра и вритры, вала и пани, дасью и их цари. Нужно призвать на помощь Богов, чтобы сокрушить противодействие этих сил Тьмы, которые скрывают Свет и отнимают его у нас, которые не дают течь рекам Истины, ;tasya dh;r;;, потокам с Неба, и всеми способами препятствуют возвышению души. Мы должны призвать Богов посредством внутреннего жертвоприношения и Словом пробудить их в нас, в этом и заключается особая сила Мантры принести им жертвенные дары, тем самым обеспечивая их ответные дары и пролагая себе путь восхождения к цели.
      Элементы внешнего жертвоприношения используются в Веде в качестве символов внутреннего жертвоприношения и приношения в жертву самого себя; мы отдаем то, чем мы являемся, и то, чем располагаем, дабы богатства божественной Истины и Света смогли низойти в нашу жизнь и стать элементами нашего внутреннего рождения в Истине – в нас должны развиться правильное мышление, правильное понимание, правильное действие, которые будут мышлением, побуждением и действием этой высшей Истины, ;tasya pre;;, ;tasya dh;ti;, и через них мы должны созидать себя в этой Истине. Наше жертвоприношение есть путешествие, паломничество и битва – путешествие к Богам; и мы совершаем это путешествие вместе с Агни, внутренним Огнем, который служит нам проводником и предводителем. Составляющие нашего человеческого бытия этот мистический Огонь возносит в бессмертное бытие, в Великое Небо, и проявления божественного бытия нисходят в нас. Подобно тому как сущностные положения Ригведы есть семя учения Веданты, ее внутренняя практика и дисциплина есть семя позднейшей практики и дисциплины Йоги. Наконец, вершиной учения ведических мистиков является тайна единой Реальности, eka; satили tad ekam , которая станет основой Упанишад. Боги, силы Света и Истины, суть энергии и имена Единого, каждый Бог – это все Боги, каждый несет всех их в себе: существует единая Истина, tat satyam , и единое блаженство, и это то, к чему мы должны совершить наше восхождение. Однако в Веде это положение по большей части еще едва проглядывает из-под покрова тайны. В Веде есть и многое другое, но это положение составляет ядро всего учения.

      Предлагаемое мной истолкование было подробно изложено в серии статей под общим названием «Тайна Веды», публиковавшихся в философском ежемесячнике «Арья» лет тридцать назад; статьи появлялись по мере того, как я разрабатывал теорию, поэтому серия не охватывает всего, да и писались статьи без общего, хорошо продуманного плана, отдельной книгой они не выходили и пока недоступны читателю. Статьи сопровождались переводами ряда гимнов Ригведы, скорее толкованиями, нежели переводами, – которым было предпослано пояснение «Учения мистиков». Впоследствии планировалось подготовить полный перевод гимнов к Агни из всех десяти мандал – перевод, близкий к оригиналу; переводы гимнов к Агни из второй и шестой мандал, а также нескольких гимнов из первой мандалы впервые публикуются в этой книге. Однако для того, чтобы заложить научную основу для выводов из моей гипотезы, потребовалось бы подготовить издание всей Ригведы или большей ее части, толкуя каждое санскритское и английское слово, давая пояснения к важным положениям текста и доказывая правомерность интерпретации отдельных слов и целых стихов, не говоря уже о подробных комментариях для окончательного уточнения смысла таких ключевых слов, как ;ta, ;ravas, kratu, ketu и т. д., существенных для эзотерического истолкования. Все это тоже планировалось, но в планы вторглись более значительные заботы постоянного характера, которые не оставили времени для выполнения столь серьезного замысла. Данное введение было написано для тех читателей переводов гимнов, которые могли оказаться в растерянности без пояснений. Кроме того, в книгу включены отрывки из не печатавшегося ранее «Учения мистиков». Для тех, кто читает на санскрите, текст Ригведы приводится в оригинале. Тем не менее эти переводы не замышлялись как научная работа, предназначенная для обоснования гипотезы; цель публикации только в том, чтобы представить гимны в устойчивой форме для последователей учения и для тех, кто склонен видеть в Ведах нечто большее, нежели обычную литургию, и желал бы узнать, в чем заключается эзотерический смысл этого древнего Писания...
Шри Аурбиндо. Откровения древней мудрости. Веды, Упанишады, Бхагавадгита. Шри Ауробиндо.


Рецензии
Дорогая Велеславочка, Умилочка родная эти описания я когда-то благодаря тебя сделал ты вдохновила - Кудуцей Меркурия(Тота), серия Наги:

- Если я твоё дыхание, О круг Обережный Солнечный, но ты мои врата (уста Т) для вхождения Неба Звёзд в ТайНу Богини Млечности(Молочности) Природы Земли, соединение
О
Т
получение Анкха - символа жизни, безсмертия, вечности, Знака планеты Венеры, добавления Марса или Солнышка к нему о, да а две Т получают ТОТ(ТАТ)прочность СКРИЖАЛИ ИЗУМРУДНОЙ МУДРОСТИ, Тот - летописец.

ОСОЗНАНИЕ Знака Изиды(Иштар(ы, *тары) -(из иды - канала пунгала течения ци энергий по ним, по руслам рек и вен кристалликов крови по Артериям от Сердца Любви, а если взять Знак Тельца(рожки коровки серпа луны) соединить со знаком Венеры - богини Любви получается Знак Меркурия - Летописца Тота, подвижности, быстроты с сандалиями с крыльями, бога мудрости - а знак меркурия и есть сплетение двух Змей над кадуцеем Т его Меркурия с кристаллом солнечным алмазом мудрости в руках. ОБНИМАЮ.

ВОЛГА ВОЛГОГРАД священная Воля ГА(гагатание гусей клина, гусли, они многострунные звончатые яровые пробуждают) ГО молочная река для Града Дар РА(Солнца) в РАДе(радости), Ольга = свещенная, Хелег, Хельга - птица певчая вещая, как Гамаюн! ВОЛ = телец пахарь поля нивы.

Cолнышка и Лучиков Добра! Озарений! Вдох)новений и ветерка в парус Сердца!

Георгий Радуга   10.03.2019 11:52     Заявить о нарушении
Так как Город носил название ещё ЦАРИЦЫНО то хочется вспомнить тут же и о ЧАНЕ С МОЛоком
о Жар птице и Царь- Девице вспомним -

Будет кому жарко, а кому светло!
Это , слышишь ты, не пожар,
Это свет(цвет) от птицы ЖАР...
Сказка о Жар птице - это символ высоких русских гор Алтая, гор Кавказа и других и индийских гор Гималаев, где живут чистые духи - Великие Учителя Человечества - их золотые скрижали - горящие письмена - Пером-Жаром писаны...Путь не близок, но сердцем чистым простым эти письмена принять сможем! Не так ли друзья?
из П.П. Ершова "Конёк Горбунок", вспомним сказку:

О прекрасной Царь-Девице:
У далёких немских стран
Есть, Ребята, Окиян...
...
От гостей же слух идёт,
Что Девица там живёт;
Но девица не простая,
Дочь, вишь, месяцу родная,
Да и солнышко ей брат.
Та девица, говорят,
Ездит в красном полушубке,
В золотой, Ребята, шлюпке
и серебряным веслом
Самолично правит в нём;
Разны песни попевает
И на гусельках играет...
...

В коньке горбунке (три чана(Тана) - котла - 1. студённый холодной воды - зима, 2. кипящий кипяток(ТОК) яровой Лето 3. молочной кипящей пробуждающий питающий - весна... растающий лёд снежинок Зимы под солнцем яра (Ярилы) в сердце чистом огненном пламенном) и молодец паренёк превращается из дурня в красавца удальца богатыря витязя космических морей и океанов(то есть получаем богатый урожай ОСЕНИ ЗЛАТОЙ БАГРЯННОЙ)!

у Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о Царе Сал*тане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гви*доне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди":

Дуб(Перуново Древо) зелёный над холмом(курганом).
Сын подумал: добрый ужин(уж ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ S ин)
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у Дуба сук /
И в тугой сгибает лук ),
Со креста + снУРок шёлковый
Натянул на лук дубовый |),
Тонку \ тростинку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил (мечта, образ, мысль >-------------------> ЦЕЛЬ
И пошёл на край долины
У моря искать дичины (дивчины).

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...(земли)
Видно, на море не тихо;
Смотрит - видит дело лихо:
Бьётся Лебедь средь зыбей (солёных морей слёз),
Коршун носится над ней (Злой чародей Кали Юги);
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг (((О))) мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела ! запела (ЗВУК ИНФРАЗВУК ЭФИРНОЙ ВОЛНЫ РАДИОСТАНЦИИ),
В шею коршуна задела -
Коршун в море кровь пролил,
Лук ) царевич опустил;
Смотрит: коршун в море тонет (кали юга тонет)
И не птичьим криком стонет,
Лебедь около плывёт,
Злого коршуна клюёт,
Гибель близкую торопит, (приближая Зарю Золотого века)
Бьёт крылом и в море топит -
И царевичу потом
Молвит русским языком (33 богатырей и 49 буквиц):
"Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи(Ужец), что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе - всё не горе.
отплачу тебе добром,
Сосложу тебе потом:
Ты не Лебедь ведь избавил,
Девицу(Землю Миг*град) в живых оставил;
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдёшь меня повсюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись".

...
" Вот идёт молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет (ЯСНЫЙ)божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц) под (длинной) косой блестит,
А во лбу * Звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто Пава (ЛЕБЁД*УШКА);
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж Диво!"
Нашёл продолжением этой Темы замечательное произведение Якова Петровича Полонского (1819-1898):

ЦАРЬ-Девица

В дни ребячества я помню
Чудный отроческий бред (сказку, сказ):
Полюбил я Царь-девицу,
Что на свете краше нет.
На челе сияло Солнце,
Месяц прятался в косе,
По косицам рдели Звёзды, -
Бог(Богиня) сиял(а) в её красе.

И жила та Царь-девица,
Недоступна в терему (Тера - земля твердь Ра).
Только ночью (звёздной млечной)выходила
Шелестить в тени берёз (дубов):
То ключи (знания сеяла) свои роняла,
То роняла капли слёз (солёных морей)...
Только в праздники (в особые дни), когда я,
Полусонный, брёл домой, -
Из-за рощи яркий, влажный
Глаз(*ОкО ясновиденья) её следил за мной.
И уж как случилось это, -
Наяву или во сне?! -
Раз она весной, в час утра (Зари восхода Солнца ясного и проявления РОСы СИЯющей на травке изумрудной),
Зарумянилась в окне (как каравай):
Всколыхнулась занавеска, (ветерок движения)
Вспыхнул раз махровый куст, (бутон сердца)
И, закрыв глаза, я встретил
Поцелуй душистых уст. (По Целуй - отцовский и мамин охранный обережный получение ЦЕЛОСТНОСТИ рода)
Но едва-едва успел я
Блеск лица(Чела) её поймать,
Ускользая, гостья ко лбу
Мне прижгла свою Печать. (((О)))

С той поры её Печати (о00000000о)
Мне ничем уже не смыть,
Вечно юной Царь-девице
Я не в силах изменить.
Жду, - вторичным поцелуем
Заградив мои уста, -
Красота в своей тайный терем (внутреннего сердца высшего Я)
Мне отворит Ворота... (ВРАТА В РА рта уст обережных РАТИ небесной святой полковой богатырской)
1876 ( редакция и комментари мои Г. Ра))))д)УГИ)

И так будем ждать Весну! Скоро уже придёт! Грядёт...пришла...Зелененьку! Изумрудну! Молоденьку! А летом разгорится в громах и молниях Перуна! Осенью плоды первые принесёт и укроет белым покровом покрывалом чистоты снежности-нежности!
Улыбок всем и задора и доброго смеха, радости! Грядет Весна Земли, Заря-Зряница! И всем не до сна! Ура!

Георгий Радуга   10.03.2019 12:02   Заявить о нарушении
Благодарю! Столько изумрудов воссияло...

Уста Богумира   11.03.2019 21:46   Заявить о нарушении
БЛАГО*ДАРЮ И ТЕБЯ..РОДНАЯ МИЛАЯ я сказал что лучше и легче мне с тобой в паре работать и сотрудничать и кормить духовно друг друга и пояснять друг другу потому что ты меня понимаешь и мы на одной волне и в созвучии, ты даешь мне вдохновение и искры и толчок и стимул и потом мне вспоминается как взбалтывается молоко женщины до маслица и палочка деревяная -выручалочка о чашу водится по кругу и происходит и рождается звук колокольный, ТЫ РОЖДАЕШЬ ВО МНЕ ЛУЧИКИ...
.

Георгий Радуга   12.03.2019 12:30   Заявить о нарушении