Дубонос

Люблю природу, и она отвечает мне взаимностью. Разве дубонос смог бы сам отыскать кормушку у окна городской квартиры? Нет, не смог бы, привела его силушка невидимая, подсказала, а уж она-то знает, для кого такая встреча будет настоящим праздником. Помнится, как только я повесила кормушку у окна, на старую яблоньку прилетел дятел. Полнейшая неожиданность! Симпатичный доктор подлечил дерево и пропал навсегда. Наверное, это был знак благодарности от птичьего мира.

Не все понимают эту связь, удивляются: «Как только они тебя находят?» Секрета нет: во-первых, висит кормушка, мир об этом оповещён, следовательно, будут и гости; во-вторых, радостное ожидание обязательно притянет редкого гостя, который станет причиной истинного эстетического наслаждения. В-третьих, для поддержки интереса гостей к месту необходимо вовремя и регулярно поставлять провиант в точку общепита. Мои гости не смущаются, придерживаются многоразового питания – это про синиц, а воробьи, те вообще прописались в кустах под окном и внимательно следят за работой снабженца. И рекой льётся пшено…

Серым зимним днём (11 января) раздалось незнакомое чириканье. Оторвалась от компьютера: крепкая, коренастая птица размером со скворца устроилась на бортике бутылки и размеренно щёлкала семечки! По массивному конусу-клюву сразу догадалась, что это дубонос. Такой клюв легко справляется не только с семечками, но и с косточками вишен, слив и алычи. Мощный клюв – это и средство защиты дубоноса: рассерженная птица больно кусается.

Впервые дубонос появился за окном лет пять тому назад. Визит оказался коротким, даже рассмотреть его как следует не успела. С тех пор на глаза не попадался, хотя следы пребывания – шелуху – изредка замечала. Может быть, это одна и та же птица? (В природе дубонос живёт пять лет, а в домашних условиях, при хорошем уходе – в три раза дольше.)

Мой гость так обрадовался семечкам, что подолгу выдавал своё «цик-цик-цик», переходящее в протяжный свист. Позывные птиц за окном всегда меня радуют, независимо от того, как эти звуки классифицируются орнитологами. Считается, что дубонос поёт редко. Повезло, значит: у меня в гостях он пел!

Дубонос не видел притаившегося человека, хотя тонкие шторы были раздвинуты. Он не заглядывал в комнату, а наблюдал за улицей, поэтому мне удавалось медленно и плавно перемещаться по комнате и делать снимки нарядной птицы. Этому представителю семейства вьюрковых из отряда воробьиных досталось больше внимания от природы, чем тому же воробью. Сколько оттенков в его оперении! Буровато-коричневый, рыжеватый, дымчато-бурый, розовато-серое брюшко, белая полоса на чёрных крыльях, симпатичный чёрный треугольник, окаймляющий глаза и область под клювом, премилые чистенькие розовые лапки…

В первый же день дубонос перекрыл собою вход в наше заведение. Мои клиенты пришли в уныние. Они пытались мирно проникнуть в свой маленький рай, однако чужой не позволял, всех отпугивал. С массой соперника, особенно с его клювом, не поспоришь! Подчистив площадку у входа, он запрыгивал внутрь бутылки, хватал семечку и возвращался на бортик, чтобы держать под контролем обстановку. Шелуха летела вниз, внутри оставалось мало мусора. Утолив голод, он освободил кормушку и в тот день больше не появился.

С таким подарком, как кормушка, так просто не расстаются. Дубонос и не собирался расставаться. Он прилетал каждое утро и радостно цикал, глядя на семечки. Никто ему не мешал, и он чувствовал себя единоличным хозяином. Пока знатный представитель вьюрковых царствовал в кормушке, воробьи и пугливые синички обречённо сидели на ветках, с завистью наблюдая за тем, как незваный гость поглощает провиант. Вскоре терпение их лопнуло, и они сами стали задираться с дубоносом. В боях местного значения успех сопутствовал взрослому, уверенному в себе красавцу. Иногда он добровольно покидал кормушку, устраивался высоко на клёне и погружался в медитацию. Дубоносам нравится это занятие. Частенько медитация проходила в полуразваленном гнезде вяхирей на алыче. Дом всё-таки, он даёт ощущение некоторой безопасности. Испив водички в виде снега, дубонос уходил от мира сего, сохраняя пушистое снежное облачко на клюве. Как же милы они, наши братья меньшие!

Возможно, он размышлял над простым вопросом: ещё раз внедриться в кормушку или полюбопытствовать в других местах? Если он выбирал первый вариант, то устраивался под окном и замирал. В кормушку не спешил, ждал подходящего момента. На фоне суетливых воробьёв и синиц дубонос демонстрировал завидное спокойствие – у него нет обыкновения вертеть головой. Не зря его прозвали флегматиком и философом. Одни считают дубоноса пугливым, другие – бесстрашным. У моего дубоносика выражены оба качества. Сказала бы, что для лесного жителя он очень даже бесстрашный. Не пуглив, а осторожен. Кто из птиц не осторожен? Без этого качества им не выжить. Только голод мог выгнать дубоноса из парка в город – эта сообразительная птица ценит своё спокойствие.

Солнце засветило в окно, и дубонос обнаружил тайного наблюдателя. Он мгновенно взлетел на клён. Отличная реакция! И летает быстро! А если не вернётся? Я тут же притащила высокую пальму из другой комнаты для маскировки. Подумав с полчаса, дубонос принял правильное решение: от добра добра не ищут, и вернулся на алычу. А что делать, нужно же чем-то питаться…

Далее ситуация изменилась в корне: дубонос реагировал на малейшее движение за растением. Я ползком подбиралась к кадке, но как только моя голова чуть приподнималась, он исчезал. И на фотоаппарат реагировал чутко. Казалось, что спрятаться от него невозможно. Поразительно! И как ему это удавалось? К счастью, дубонос не испугался, понял, наверное, что здесь ему желают добра. А мне хотелось дружбы, поэтому пришлось прекратить фотосессию, воспользоваться тонкой шторой, а также закрывать за собой дверь, чтобы мой силуэт не мелькал на фоне кухонного окна, и не шевелиться. Дубонос успокоился. Иногда он навещал кормушку два раза в день.

Наша жизнь текла по привычному сценарию вплоть до конца февраля. Выдались тёплые дни, стояла плюсовая температура. В парке кое-где выбилась зелёная трава, на вербах засияли нежным светом пробудившиеся почки. Попалась стайка красногрудых птиц, похожих на снегирей, клевавших почки в лучах солнца. Это как раз то, что любит и дубонос. Похоже, скоро он откажется от моих услуг. Сначала почки и молодые побеги, потом цветочки сирени (эстет!), фрукты-овощи, жуки-гусеницы, всевозможные семена – хорошо устроен, не пропадёт!

У птиц не принято прощаться, и мой дубонос ушёл по-английски.

Синички завели свой весенний перезвон, вовсю расчирикались воробьи. Слух обострился: а вдруг? Тщетно, никто больше не цикал. Всё когда-нибудь заканчивается.

Во второй половине марта клюв дубоноса начнёт быстро темнеть. Увидеть не придётся...

Ладно, всё, смиряюсь... Спасибо и за то немногое, что подарила зима. Общение с природой – это счастье. Спасибо, Матушка!




Фото дубоноса с тёмным клювом - из интернета.


Рецензии