Дева Мария-противоположность земной женщины. I

Предисловие -

Никола-Себастьен де Шамфор: «Природа, наделив мужчин склонностью к женщинам, видимо, предугадывала, что, не прими она этой меры предосторожности, презрение, внушаемое женским полом, в особенности его тщеславием, послужило бы серьёзным препятствием к продолжению и размножению рода человеческого».
 

Из произведений Джованни Боккаччо: -

«... Если она (женщина) скажет, что видела, как осёл летает, то как ни спорь, а придётся в конце концов согласиться. Иначе не миновать тебе её смертельной вражды, злобных нападок и ненависти; а стоит выскзать сомнение относительно остроты женского ума, как у неё тут же хватает дерзости возразить:  «А разве Сивиллы не были мудрыми?» - ибо каждая женщина почитает себя за одинадцатую Сивиллу.

Удивительное дело! За все тысячилетия, что истекли от сотворения мира, изо всех бесчисленных женщин, населявших землю, нашлось только десять истинно премудрых, но каждой женщине мнится, что она – одна из них или достойна быть к ним причисленной. Когда же ей приходит в голову особо почваниться перед мужчинами, она принимается утверждать, будто всё, что есть на свете приятного, относится к женскому роду: звёзды, планеты, музы, добродетели, драгоценности; и на это мужчина, если он человек честный, должен ответить только так: верно, все они женского рода, да зато не мочатся!


Помимо этого, женщины часто и неосмотрительно похваляются, что в их числе можно назвать и ту, что выносила во чреве своём единственного спасителя вселенной, оставаясь девственной до и после его рождния, и тех немногих святых, чью добродетель поминает и торжественно чтит церковь господня; поэтому женщины считают себя достойными всяческого уважения и утверждают, что даже словом нельзя обмолвиться об их низости, если о тех, пресвятых, ничего подобного не сказано; они чуть ли не требуют, чтобы те прикрыли их своим щитом, хотя между ними нет ничего общего, за исключением одного.


Но с их притязаниями никак нельзя согласиться, ибо единственная супруга святого духа была так чиста, так добродетельна, так непорочна и исполнена благодати, так далека от мерзости телесной и духовной, что, надо думать, сотворена была не из простых четырёх элементов, а из пятого, чистейшего, дабы стать обителью и приютом сына божьего; а он, пожелав воплотиться в человеческий образ ради спасения нашего и не помышляя жить среди скверны нынешних женщин, готовил её для себя как вместилище, достойное царя небесного. Когда бы всё остальное не отличало её от подлой толпы женщин, одним только поведением своим она уже выделялась бы из неё; и была она, да и поныне остаётся столь прекрасной, без ухищрений, без снадобий, без притираний, что ангелы радуются, глядя на неё в сияющем царстве божьем, и блаженные духи, если можно так сказать, преисполняются ещё большею славой и чудеснейшим восторгом. Здесь, на земле, она приняла облик смертной женщины, но тем не менее всякий, взирая на её красоту, испытывал не то чувство, которого добиваются тщеславные:  если  своими прикрасами поощряют похотливость мужчин и распаляют в них бесстыдные желания, красота царицы небесной изгоняла любую низменную мысль, любое бесчестное намерение того, кто смотрел на неё; в нём чудесным образом возгоралось пылкое и благотворное стремление к добру, и он смиренно восхвалял её создателя и жаждал предотвратить в действие свои благие чаяния. И пресвятая дева этим ничуть не кичилась и не чванилась, а , напротив, преисполнилась такого смирения и твёрдости духа, что Господь в своей неизменной милости выбрал её в матери для своего сына, посланного им на землю.
 

А те немногие, что стремились идти по стопам сей госпожи, заслуженно почитамой всеми, не предавались мирским утехам, но старательно избегали их; не раскрашивали себе лицо, чтобы привлечь внимание первого встречного, а презирали красоту, подаренную им природой, и пребывали в ожидании красы небесной. Не гневливость или спесь были им свойственны, а кротость и смирение; отличались они поистине удивительным воздержанием и умели подавлять и побеждать неистовый жар плотских вожделений, с примерным терпением снося преходящие тяготы и страдания. Поэтому души их сохранились непорочными и они удостоились сопутствовать в вечной славе той, кому силились уподобиться на земной стезе.


И если мне (Боккаччо) дозволено будет порицать природу, владычицу всего сущего, я скажу, что она совершила великую ошибку, создав их женщинами, поселив и скрыв столь высокий дух, мужественный, незыблемый и твёрдый в столь низменной оболочке и причислив их к низшему женскому полу, ибо стоит сравнить их  с теми, что ждут стать в один ряд и заслужить таким путём почёт и уважение, тотчас  же станет ясно, что  нельзя смешивать одних с другими, настолько они всем противоположны...».

Продолжение следует
 


Рецензии