Больше, чем родина? вехи истории

Смотрю через прихожую в окно комнаты, вижу маковку храма и колокольню со шпилем, да так близко, что даже вздрагиваю.  Подхожу непосредственно к окну, храм отдаляется и кажется маленьким. Почему раньше не замечала этот эффект? А мысли бегут дальше. Так и в жизни бывает, когда приближаешься к Богу, то тебя ждут испытания, когда отдаляешься, то Он приходит к тебе. И снова любуюсь куполами через затейливый  зимний узор искрящихся снежинок. Это старинное место в городской черте Подмосковного города Лобня, село Киово, помнит многие известные и прославленные русские фамилии. Впервые упоминается в XV веке в Духовной грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева, правнука Дмитрия Донского. Приближенный к великому князю московскому
Ивану III, участвовавший в походе на Новгород, ведущий дипломатические переговоры с послами Великого Литовского Княжества Иван Юрьевич с сыновьями был приближен ко двору, а потом сослан в Троицко-Сергиевский монастырь. Как это часто бывало из-за двойственной политики и дворцовых интриг. Там он и почил.  Церкви при Патрикеевых в Киово ещё не было. Первый деревянный храм Спаса Нерукотворного Образа  построен позже в 1667 году. Его основатель богатейший и знатный государственный и общественный деятель Богдан Матвеевич Хитрово. Богдан Матвеевич вносил вклады в строительство и развитие многих церквей и монастырей.  А подаренное ему Евангелие царём Фёдором Алексеевичем, так и назвали Евангелие Хитрово*. Жил знатный вельможа в непростые времена становления и развития российского государства.  В это время на Руси при  Патриархе Никоне  намечается раскол в Церкви, как следствие проводимых им реформ.  А планета всё кружится, меняя год за годом, столетие за столетием. В 1769 году новый владелец Киова сенатор, генерал-поручик граф Иван Илларионович Воронцов по проекту и под руководством архитектора Карла Ивановича Бланка строит кирпичный храм Спаса Нерукотворного Образа  по типу русского барокко. По проекту Карла Ивановича строятся многие известные храмы. Интересно, что он принимает активное участие в реставрации Ново-Иерусалимского монастыря, где обрёл своё последнее пристанище раскольнический Патриарх, когда-то приближенный к царю, а потом отдалённый за свои взгляды и почивший уже в монашестве. Спасской церковью в Киово я  любуюсь в том самом облике и сегодня, размышляя о православии, патриотизме и высокой духовности замечательной плеяды русских меценатов, о ключевых моментах истории.
  С 1818 г владение селом переходит к вице-канцлеру, генералу Никите Петровичу Панину, любимцу Павла I. Впоследствии оно передавалось во владение женской ветви графов Паниных, и последней владелицей стала рождённая в 1871г графиня Софья Панина.
  В архивных документах можно проследить основные вехи истории храма, истории нашего Отечества.  Мятежный 1917 г  принеся кровавые распри, вносил раскол в привычный уклад жизни в умы людей и в их искания сущности бытия. С тяжёлыми последствиями Россия пережила окончание монархического строя, а гибель  венценосной царской семьи Николая II переосмыслена только спустя многие десятилетия истории.  Но и в советский период ревностными хранителями веры оставались наши бабушки  и священники. Смотрю хронику о блокадном Ленинграде и вижу, как бабушка,  осеняя крестом, провожает отряды на оборону города. Затем следующие кадры. Пустили первый трамвай и опять крестятся старушки. Вот уже гремят залпы победных орудий, а на фоне салюта вновь крестное знамение.   Лёгких времён у России не было. А я  вновь обращаюсь к истории храма.  В 1931 г назначен новый настоятель – Преподобномученник  Нил Киовский (в миру Николай Фёдорович Тютюкин), расстрелян в 1938г на Бутовском полигоне, о чём рассказывает памятная доска на храме. Во время войны храм был закрыт, а впоследствии там разместилась фабрика декоративного творчества. Лишь в 1988г он  передан православной религиозной общине, а в 2005 г освящён. История нашего храма, казалось, напоминает истории многих церквей и монастырей России, но сам храм имеет свой оригинальный облик, хранящий свою уникальную историю рождения и бытия.

   Однажды, от одного духовного лица,  услышала и запомнила такую фразу: «Православие больше, чем родина, чем патриотизм». Но православие крепко связано  и с Отечеством, и с патриотизмом. Идя на сражение, в первую очередь за веру Христову, солдаты провозглашали: «За веру, царя и Отечество!».
   Мятущиеся искания, как буйные ветры ищут выхода. Сейчас за окном стелет метель, слышатся завывания вьюги, но вдруг всё стихает. А я брожу по бескрайнему интернету. Захожу на почту. Читаю письмо-приглашение Симферопольской и Крымской епархии в паломническую поездку по Крыму. Воспоминания об одной такой поездке легли в мою книгу «Там, где крестилась Русь. Крымский дневник паломницы». И сейчас я как будто воочию вижу себя  в Херсонесе, на том заветном месте с ротондой, где князь Владимир Красное Солнышко проводил крещение, выбрав православную веру, определив путь Руси на тысячелетия вперёд. Воспоминания ведут меня дальше по дорогам легендарного полуострова-памятника. Вот мы в Симферополе. Переходя от Свято-Троицкого женского монастыря, бережно хранящего мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого)  к  кафедральному собору Александра Невского, попадаем на площадь Республики и окружаем своим вниманием скульптурную композицию «Вежливым людям»,  ставшую символом «крымской весны», изображающую маленькую девочку протягивающую букет цветов солдату и кошечку. Мгновения реальной жизни,  запечатлённые в бронзе.  Мы улыбаемся.  Кто-то дотрагивается до руки военного, кто-то гладит щёку девочки, а кто-то нежно потирает нос кота. Это памятник уже новой истории, созданный прославленным скульптором Салаватом Александровичем Щербаковым**. Представитель президента в Крымском ФО О. Белавенцев сказал, что в этот день был открыт памятник наследнику славы русских воинов прошлых эпох — современному российскому солдату. Подходя к кафедральному собору, экскурсовод приводит цитату из выступления Владыки Лазаря во время его открытия: «Возрождённый собор Святого Александра Невского будет напоминать о глубокой связи между различными героическими периодами отечественной истории, о славных подвигах предков, благодаря которым наш народ на протяжении последнего тысячелетия побеждал в схватках с врагом и сохранил свою самобытность».
   Православие и Родина, как тесно связаны эти понятия… В русской истории это звенья одной цепи, которая ведёт своё начало от крещения князем Владимиром в Херсонесе до стояния против татар на реке Угре, от благословления Сергием Радонежским Дмитрия Донского до венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова, от преобразователя Петра I до последнего цесаревича Алексея, который в ответ на насмешки надзирателей в Ипатьевских  застенках тихо сказал: «Христос воскресе, братцы», от революционных событий до обновлённой России.

   Сражения за веру Христову проходили во всех православных государствах. Вспоминаю свою следующую поездку в болгарский город Варна. Я еду в Болгарию не только на отдых, у меня ответственная миссия. Дело в том, что литераторы Подмосковного города Лобня из ЛИТО «Ладога» имени Ю.В. Петрова (руководитель Всеволод Михайлович Кузнецов) заключили творческий договор с литераторами Варны литобъединением СЛОВ (руководитель Станислав Пенев). Мы активно работали над взаимными переводами, которые воплотились в болгарском Альманахе «Литературный бриз» и русском переводном сборнике «Варненские мотивы». В аннотации можно прочитать, что свой сборник мы посвятили 140-летию окончания русско-турецкой войны, освобождению Болгарии от османского ига. Отрадно, что презентация состоялась именно 27 июля, в день освобождения Варны от мусульманского владычества. Отзвучали слова благодарности, растворились в истории тёплые дружеские объятия.  Мы с моим гидом и другом Николаем направились на улицу «27 июля»! Спустившись немного вниз, по уходящей под горку улице, по правой стороне я увидела необыкновенный памятник и часовню за оградой. Моему взору предстала скульптурная композиция из бронзы: русский солдат-освободитель и болгарская девочка, протягивающая ему цветы. Как он напомнил мне скульптурную композицию в Крыму!!! Идея памятника, сквера и музея принадлежит архитектору  Камен Горанову, а создал бронзовую скульптуру к 100-летию освобождения Христо Пасев. Интересно, что церковь Св. Архангела Михаила стала центром национально-духовного пробуждения болгар. Именно здесь впервые службы велись на болгарском, а не на греческом языке. 27 июля 1878 года там проходила литургия на русском языке. Так русские солдаты  отметили именины императрицы и победу. И сегодня здесь был отслужен благодарственный молебен, произошло возложение венков к памятнику, состоялись награждения и реконструкция событий сто сорокалетней давности. Но в Болгарии меня ждали не только щемящие минуты радости, там пришлось пережить и некоторые минуты разочарования, больше связанные с современным днём страны. В кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы теперь перед иконами не стоят кандила, большие подсвечники, а только стоящие по обе стороны от амвона ящики с песком. Мне сказали, что это нововведение появилось недавно, после того, как Болгария вошла в Евросоюз. Прихожанам объяснили, что это сделано для сохранения росписи, икон. Напротив кафедрального собора находится сквер с памятником нашему соотечественнику, графу Николаю Павловичу Игнатьеву. Дипломату, принимавшему участие в подписании Сан-Стефанского мирного договора между Россией и Османской империей, почётному гражданину Варны. Президент РБ Румен Радев принял программу мероприятий, посвящённых исторической годовщине освобождения Болгарии от турецкого ига. Каждую весну 3 марта здесь проходят торжественные мероприятия. Поклон нашим славянским братьям за память! А я размышляю, что бы мог почувствовать граф, войдя в кафедральный собор сегодня? Думаю о тех соотечественниках, кто принимал участие в освободительной войне за  торжество православия. Что бы написала в письмах сегодня Юлия Вревская баронесса, фрейлина императрицы Марии Александровны, рядовая сестра милосердия, сгоревшая от тифа, упокоившаяся у церкви в г. Бялка? И.С. Тургенев дружил и переписывался с Юлией Петровной, посвятил её памяти стихотворение в прозе*. В чём нашёл бы вдохновение художник Василий Верещагин, бывший разведчик и подрывник вражеских кораблей? Оставивший нам в наследие свои картины, бесценный дар памяти о суровых днях войны без патетики и прикрас. Вехи истории, за вами лица, судьбы, память!
 
   В настоящее время в нашу жизнь уверенно вошёл 2019 год. Каким он будет? В России повсеместно возрождаются старые храмы и строятся новые. Всё больше людей приходят к православной вере. Но на этом пути к Богу нас подстерегают новые испытания, вновь мы переживаем раскол матери- Церкви, которому положила начало Украина, при поддержке Константинополя. Приведу выдержки из публикации Антонины Мага ТАСС по этому вопросу:
«Специалист по истории церкви на Украине Владислав Петрушко считает, что происходящее между двумя поместными православными церквями нельзя сравнить с Великим расколом, который произошел в XI веке (произошло разделение Церкви на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе). С другой стороны — он напомнил, что Великому расколу предшествовали похожие события, когда Рим и Константинополь временно разрывали общение, потом восстанавливали и снова разрывали.»
Далее рассматриваются возможные последствия раскола для мира в целом:
«Раскол на Украине вполне может спровоцировать расколы и в других частях света. Первые кандидаты — это Болгарская православная церковь, от которой хочет отколоться при поддержке Константинополя Македонская. Затем от Сербской церкви может отделиться Косово, а от Грузинской — Абхазия. Даже у Антиохийского патриархата есть проблема взаимоотношений с Иерусалимской церковью: Катар и проблема сирийско-американских отношений.»
 В православном мире души трудятся в молитве о единстве Святого Православия. Молятся православные по всей земле. Так же пламенно воздают молитву к Богу и прихожане храма Спаса Нерукотворного Образа***, что в Киово.
                26.01.2019 – 14.02. 2019г, Лобня


* В 1997 г ЮНЕСКО внесло Евангелие в международный реестр «Память мира». 
** С.А. Щербаков автор ряда памятников в Москве, в т. ч.  Св. князю Владимиру на Боровицкой площади.
***церкви Спаса Нерукотворного Образа в Киово 29 августа 2019 года исполняется 250 лет.
Ссылки: http://spas-lobnya.r

               https://news.mail.ru/card/149/#reference7


Рецензии